СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ

ПОКЛОНЯЕМСЯ СТРАСТЕМ ТВОИМ, ХРИСТЕ

Вот и наступила Страстная неделя, которая как огненная река, течет, жгучим огнем попаляя все: изо дня в день, из часа в час, из мгновения в мгновение, — нет ей перерыва. Медленный и плачущий перезвон колоколов звучит, как зов с неба, как голос совести, уходящий в сердце… В траурных ризах духовенство, плачут звуки хора. Вспоминаются последние дни земной жизни Спасителя.

И стоит над миром знамение — пронзенный на Кресте Христос, и льющаяся из язв Его кровь своим составом входит в тела верующих: чудное обожествление.

В эти дни, когда и нам будет нелегко приходить в храм выносить долгие службы, молиться, многие поставят перед собой вопрос: а стоит ли ходить, когда тело так устало, когда мысли разлетаются, когда нет внутренней собранности и настоящего участия в том, что происходит?…

Но вспомните тогда то, что было в дни Страстей Христовых: сколько было народа, и добрых и страшных людей, которые много бы дали, чтобы вырваться из ужаса и из истомленности этих дней. Те, которые были близки ко Христу, — как у них разрывалось сердце, как истощались последние силы, телесные и душевные, в течение этих немногих страшных дней… И жизнь никуда не давала уйти; никуда не могла отойти от страстей Господних, Пречистая Дева Богородица; никуда не могли укрыться от своего ужаса ученики Христовы, женщины-мироносицы, Никодим, Иосиф Аримафейский, даже в те минуты, когда страх побеждал, и они старались спрятаться от гнева народного…

Уйти было некуда, потому что ужас обитал в их сердцах. И так же некуда было уйти от этого тем, которые с ненавистью, упорно, злобно добивались Христова убийства.

И вот, когда вспоминаешь это, — разве не найдешь себе места в храме в течение этих страстных дней? То, что будет происходить на этих днях, это не мертвое воспоминание о когда-то прошедшем; это событие, которое находится в сердце наших дней, на нем зиждется жизнь нашего мира и наша жизнь. Именно поэтому, мы будем ходить на эти службы, погружаться в то, что они нам предъявляют.

Не будем стараться из себя насильственно выжать какие-то чувства: довольно посмотреть; довольно послушать и самые события — потому что это события, а не воспоминание — пусть нас ломают телом и душой, поэтому прибывая в храме, мы видимо идем за Господом. «Пройдите сие мысленно и живее воспроизведите в себе и так преискренне войдите в сострадание, что как бы вы сами страдали и принимали раны. И будете подобиться женам, которые, идя вслед Господа, несшего Крест, проливали слезы» (свтл.Ф. Затворник).

И думая о Христе, о том, что происходит на самом деле в эти дни, мы достигнем и той великой субботы, когда Христос упокоился во гробе, и тогда ночью мы услышим весть о Воскресении…

ГЛАЗ НЕ ВИДИТ И УХО НЕ СЛЫШИТ…

ЗАПЕЧАТАНЫ БОЛЬЮ УСТА:

ТАМ — ЛЮД ПРАВОСЛАВНЫЙ СТРАДАЕТ И ИЩЕТ

ИЩЕТ БОЖЪЕГО СЫНА ХРИСТА

…И ЛИШЬ ПАЛОМНИКИ, КАК ТЕНИ. С ДЕСЯТКОМ ГЛАВ

ЦЕЛУЮТ ЗЕМЛЮ, НА КОЛЕНИ СМИРЕННО ПАВ.

ДЛЯ НИХ ПОЧТИ ЧТО ОЩУТИМЫ, И НЕСПРОСТА,

НА УЛИЦАХ ИЕРУСАЛИМА ШАГИ ХРИСТА

_______________________________________________________

Страстная седмица: Христос и я

Раз в году, в Страстную седмицу, Церковь очень явственно представляет нам события последних дней земной жизни Сына Божия,  а совершаемый только в Великий четверг чин умовения ног … дальше _______________________________________________________

Каждый день Страстной недели — великий и святой, и в каждый из них во всех церквях совершаются особые службы. Храм в эти дни попеременно представляет собой то Сионскую горницу и Гефсиманию, то Голгофу. А сейчас первым трем дням седмицы Святая Церковь придает Богослужению характер печали и сокрушения о нашей греховности.

Для большинства людей, слабо знакомых с церковной жизнью, все семь недель, предшествующие Пасхе, воспринимаются как нечто нерасчлененное. С точки же зрения церковного человека, первые 40 дней, называемые четыредесятницей, по своей сути — приготовление к Страстной седмице и следующей за ней Пасхой. Это — время покаянных аскетических усилий человека, его осознания себя перед Богом и собственной совестью. Страстные же дни посвящены уже не только личному покаянию, но и воспоминанию того, что делал Господь наш Иисус Христос в последние дни своей земной жизни, вершиной которых были Великий четверг — установление таинства Евхаристии (вспомним «Тайную вечерю» Леонардо да Винчи) и Жертва за весь человеческий род на горе Голгофе через Крестные страдания и смерть — в день Великой пятницы.

Понедельник, вторник и среда Страстной седмицы посвящены воспоминанию последних бесед Спасителя с учениками и народом. Все Четвероевангелие прочитывается в 9 чтениях: в понедельник Евангелие от Матфея и половина от Марка; во вторник другая половина от Марка и две трети от Луки: а в среду остальное от Луки и Иоанна до половины XII главы.

Непременно должно читать определенные главы из Евангелия дома и для себя, и для других (можно найти в церковном календаре). При слушании в церкви, из-за большого количества читаемого, многое может ускользать от внимания, а домашнее чтение позволяет следовать за Господом всеми мыслями и чувствами.

Уже завтра, в четверг, начнется чтение Страстей Христовых и необходимо благоговейное размышление о Его страданиях.

Без этого размышления мало плодов принесет и присутсвие в храме, и слышание, и чтение Евангелия. Потом спросите самого себя, за что и для чего претерпел столько страданий Тот, Кто не имел никакого греха, и Который, как Сын Божий, мог всегда пребывать в славе и блаженстве. И еще спросите себя: что требуется от меня для того, чтобы смерть Спасителя не оставалась для меня бесплодой; что я должен делать, чтобы действительно участвовать в спасении, приобретенном на Голгофе для всего мира? После всего этого совесть сама уже даст ответ…

ВеЛИКИЙ понедельник: проклятие смоковницы 

7:00 Литургия Преждеосвященных Даров.

Вспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф, проданный братьями в Египет, как прообраз страдающего Иисуса Христа, о проклятии бесплодной смоковницы, символизирующей душу, не приносящую духовных плодов.

В Великий понедельник каждый из нас должен задать себе вопрос: каков я?.. В чем моя лжеправедность, в чем мое ложное бытие перед лицом подлинного? Мы чем-то кажемся: и в хорошем, и в плохом смысле; и все то, что кажется, рано или поздно будет смыто и разнесено: Божиим судом, человеческим судом, грядущей смертью, жизнью. Только дав честный ответ самим себе, мы можем вступить в последующие дни Великого Поста. И не случайно в этот день за Божественной Литургией воспоминается ветхозаветный патриарх Иосиф Прекрасный, из зависти проданный братьями в Египет, прообразовавший страдания Спасителя. Продолжить чтение →

Великий Вторник: кесарю — кесарево

7:00 Литургия Преждеосвященных Даров.

(Мф.24, 36- 26, 2) Вспоминается обличение фарисеев и книжников, а также притчи Христа — о дани кесарю, о воскресении мертвых, о Страшном суде, о десяти девах и талантах.

Второй день звучат в церквах слова Христовы, которыми Он учил народ в Иерусалимском храме. Грозный образ второго Пришествия указывает сегодня нам Церковь — сохраненный учениками в Евангелиях голос Самого Спасителя предостерегает нас: придут лжехристы и лжепророки; будут смятения и войны, сама природа восстанет на людей и начнутся землетрясения и бедствия; будут гонения на верных христиан — не ведает никто, кроме Отца Небесного, о часе том, но придет он — неизбежно, грозно, внезапно, и не будет уже времени готовится к нему… Продолжить чтение →

Великая среда — Предательство Иуды

7:00 Литургия Преждеосвященных Даров.

16 00 ч. Утреня. Таинство Исповеди.

(Мф.26, 6-16) Вспоминается предательство Иудой Искариотом своего Учителя за 30 сребреников. Также вспоминается грешница, омывшая ноги Христа миром и своими слезами.

В Среду Страстной седмицы Церковь вспоминает покаяние блудницы, помазание Христа миром в доме Симона, приготовляющее Его к погребению, и договор Иуды с иудеями о предательстве Спасителя за тридцать сребреников.

Главными героями церковной службы Великой Среды неожиданно становятся два столь непохожих, даже противоположных друг другу человека: блудница, достигшая святости, чей жертвенный поступок, по слову Спасителя, стал известен в целом мире (Мф. 26, 13), и апостол, совершивший предательство, самое чудовищное в истории человечества, чье имя стало нарицательным наряду с именами братоубийцы Каина и кровавого тирана Ирода… Продолжить чтение →

Мы приблизились к Великому четвергу, которым открывается непосредственное воспоминание Пасхальной тайны Христа. Наступает тот короткий период, когда богослужение литургическими средствами воссоздает соответствующие этим дням главные спасительные события евангельской истории: в четверг это Тайная Вечеря, прощальная беседа Иисуса с апостолами, гефсиманское борение; в пятницу – взятие Христа под стражу, суд над Ним, поругание, крестный путь, Голгофа, смерть Иисуса и Его погребение; в субботу – пребывание тела Христа во гробе и незримое для людей сошествие Его души во ад; и в воскресенье – отверстый гроб и первые явления Воскресшего.

Великий Четверг: Тайная Вечеря и Гефсиманский сад

Воспоминание Тайной Вечери
7 00 ч. Божественная Литургия св. Василия Великого.
16 00 ч. Утреня с чтением 12-ти Евангелий Святых Страстей Господа нашего Иисуса Христа.

В этот день: (1 Кор.11, 23-32. Мф.26, 1-20. Ин.13, 3-17. Мф.26.ю 21-39. Лк.22, 43-45. Мф.26, 40-27, 2) В этот день Церковь вспоминает сразу четыре события: Тайную Вечерю, на которой Иисус Христос установил таинство Евхаристии (Причащения), омовение Им ног ученикам, Его молитву в Гефсиманском саду и предательство Иуды.

Великий Четверг — день рождения Церкви: именно в этот день Господь установил таинство святого Причащения (Евхаристии), которое соединяет всех христиан в одно Тело Христово.

Перед Тайной Вечерей Господь делом показал, с каким сердцем человек должен приступать к этому великому и страшному Таинству. Перед праздником Пасхи Иисус, зная, что пришел час Его перейти от мира сего к Отцу, явил делом, что, возлюбив Своих сущих в мире, до конца возлюбил их. Во время вечери, когда диавол уже вложил в сердце Иуде Симонову Искариоту предать Его, Иисус, зная, что Отец все отдал в руки Его, и что Он от Бога исшел и к Богу отходит, встал с вечери, снял с Себя верхнюю одежду и, взяв полотенце, препоясался. Потом влил воды в…  Продолжить чтение →

17:00 ЧТЕНИЕ 12 ЕВАНГЕЛИЙ (с зажженными свечами)

А вечером Великого Четверга во всех православных храмах раздается Чтение двенадцати Евангелий среди льющих слезы свечей. Все стоят с большими свечами в руках…  Продолжить чтение →

 

Великая Пятница: самый страшный день в истории

В Страстную Пятницу Литургии не бывает, потому что в этот день Сам Господь принес Себя в жертву.

7 00 ч. Часы Великого Пятка.
15 00 ч. Вечерня. Утреня. Чин выноса Плащаницы Господа нашего Иисуса Христа.

Чин погребения Господа нашего Иисуса Христа. Крестный ход. Поклонение св. Плащанице.

В этот день: (1 Кор 1, 18-2,2 2. Мф. 27, 1-38. Лк.23, 39-43. Мф.27, 39-54. Ин.19, 31-37. Мф.27, 55-61) Воспоминание ареста, суда, избиения, поругания, казни и крестной смерти Спасителя.

Страстная пятница — самый страшный день в истории человечества. В этот день совершилось, как казалось, предельное торжество зла, человеческой зависти и неблагодарности: Христос, воплотившийся Творец мира, столько веков ожидаемый Мессия был отвергнут Своим народом, подвергнут страшным издевательствам, несправедливо осужден и предан самой мучительной и позорной, которая только когда-либо существовала, казни…  Продолжить чтение →

Тайна Великой Субботы. Великий день покоя и ожидания

7:00 Божественная Литургия св. Василия Великого.
19 00 ч. Чтение Деяний святых апостолов.
23:00 — Полунощница с каноном Великой Субботы

Воспоминание сошествия Спасителя во ад и освобождения оттуда душ всех людей, живших до Христа.

Господь во гробе, и мы у Его Гроба. Небо и земля в трепете приникли к Господнему гробу. В сей торжественности тишины, внятности молчания, светлости печали созерцает, плачет, молится и наша бедная душа.

Его пребывание во гробе: тайна Великой Субботы. Потому что мы не можем осознать полное значение христианского благовестия, если не задумываемся над тем, что происходило между девятым часом Святой Пятницы и рассветом Воскресенья Пасхи.

Дьявол, давно наблюдавший чудеса Господа, готовился уже ликовать…  Продолжить чтение →

СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ И ПАСХА В ИЕРУСАЛИМЕ

Информация о фильме
Название: СТРАСТНАЯ НЕДЕЛЯ И ПАСХА В ИЕРУСАЛИМЕ
Оригинальное название: Страстная Неделя и Пасха в Иерусалиме
Год выхода: 2000
Жанр: Документальный
Производство: Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
Режиссеры: Александр Слободской
Закадровый текст читает: народный артист России Алексей Баталов.
Фильм сопровождается песнопениями хора Горненского монастыря Русской Духовной Миссии в Иерусалиме.

О фильме:
Фильм рассказывает о богослужениях Страстной седмицы и Пасхи в Святой Земле.
Повествование в фильме начинается с рассказа о селе Вифания, что близ Иерусалима, где произошло чудо воскрешения Христом умершего Лазаря. Зритель увидит Крестный ход в праздник Входа Господня в Иерусалим, великое чудо – схождение Благодатного огня, а в заключение, Пасхальное Богослужение у Гроба Господня.
Сюжеты:
1. Лазарева Суббота.
2. Вход Господень в Иерусалим.
3. Великий Четверг:чин Омовения ног.
4. Великая Пятница: Крестный ход, чин погребения.
5. Великая Суббота: схождение Благодатного Огня.
6. Воскресение Христово: Пасхальное богослужение у Гроба Господня и в Свято-Троицком соборе Русской Духовной Миссии.

ЗАВТРА — ПАСХА — ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО

Светлое Христово ВоскресениеСобытие Светлого Христова Воскресения — самый большой христианский праздник, знаменующий собой факт победы над смертью и грехами всего человечества: переход от смерти — к жизни и от земли — к Небу, дарование нам жизни вечной.  Продолжить чтение →

Ссылка по теме: 

Просмотрено (2519) раз

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *