Как православным верующим встретить Новый год?

Как православным верующим встретить Новый год?Близиться празднование Нового года, и для многих православных встаёт вопрос — как провести этот светский праздник?

Во всём мире Рождество отмечается до Нового года? Пост заканчивается, и люди весело справляют Новый год. Почему у нас не делают так же?

Причина в том, что у нас есть два стиля. Новый (грегорианский) и старый (юлианский). Русская Православная Церковь придерживается старого стиля. Его же придерживаются Иерусалимская, Грузинская, Сербская Православные Церкви и на монашеской Святой горе Афон. И не случайно. Юлианский календарь сохраняет преимущества как астрономические, так и церковные над григорианским календарем. Именно юлианский календарь удовлетворяет требованиям Вселенских Соборов праздновать христианскую Пасху после Пасхи еврейской. Только по старому стилю, в Великую субботу, перед Пасхой, совершается великое чудо: в этот день, по молитвам Патриарха Иерусалимского, нисходит на землю Благодатный Огонь. Это – показатель того, что Господь благоволит именно старому стилю, а календарь — это отражение Небесного в земном, Вечного в преходящем.

Сейчас Новый год приходится на время Рождественского поста. Но было время, когда Новый год у нас праздновался после Рождества. Поста уже не было. Всё было в норме. До 1918 года летоисчисление в нашей стране было по юлианскому календарю, которого сейчас и продолжает придерживаться Русская Православная Церковь. Новый год был праздником светским и приходился на святки — дни после Рождества Христова. И поэтому не было никакого греха в череде святочных дней отмечать и новолетие, вкушая скоромную пищу и вино.

Конечно, когда мы праздновали по старому стилю, все у нас стояло на своих местах. Однако после революции 1917 года была проведена календарная реформа: вместо юлианского был принят григорианский календарь (новый стиль), так что, из-за смешения стилей, празднование Нового года стало выпадать на конец Рождественского поста. Поэтому возникла проблема для людей, соблюдающих духовные традиции: как праздновать Новый год и праздновать ли его вообще?

Для многих православных христиан встреча Нового года — это определенное искушение или компромисс. Особенно это касается тех семей, не все члены которых верующие или в которых наряду со взрослыми есть и дети.

В современной России празднование Нового года возведено в культ, для нецерковных людей этот праздник стал чуть ли не самым главным праздником года. Людьми движет желание повеселиться. Сделать торжество плоти. Отмечать Новый год пьянкой и гулянкой — обычай советский, а никак не русский православный. Церковь же больше думает о духовном, чем о плотском.

Новый год вовсе не церковный праздник, но его можно наполнить духовным смыслом и отметить вполне по-православному (хотя можно, конечно, вообще не отмечать Новый год, ограничиться новогодним молебном — это тоже допустимо).

Новый год — это новое благословение Божие, новые испытания, новые радости и печали. Для православных людей, которые привыкли за десятилетия советской власти отмечать этот праздник с 31- го декабря на 1 -е января, мы советуем встретить его в кругу семьи за торжественно сервированным, но все же постным столом. Возблагодарить Бога за все, что было в истекшем году и попросить благословения на год грядущий. «Пища не приближает нас к Богу: ибо, едим ли мы, ничего не приобретаем; не едим ли, ничего не теряем» (1 Кор 8:8). «Кто ест, для Господа ест, ибо благодарит Бога; и кто не ест, для Господа не ест, и благодарит Бога» (Рим 14:6).

Не в празднике грех, а в том, как праздновать. И если в новогоднюю ночь ты изначально помолишься, постараешься простить всех и ни на кого зла не держать, то, затем смело можно и с Новым Годом поздравить, и бокал с шампанским пригубить, и дольку мандаринки скушать. Видя радостные лица наши, и Господь возрадуется.

Новый год — это семейный праздник, и надо сохранить мир, согласие. Отмечая Новый год с нецерковными близкими, можно сделать два стола — постный и обычный. Пусть приготовление двух столов будет одним из ваших «постных» поступков, знаком смирения перед родными. Никого не следует осуждать. Дело в том, что пост — это глубоко личное состояние человека. У каждого есть своя мера поста. Если вы хотите поститься строго — пожалуйста. Но относитесь с уважением к тем, кто не постится — по здоровью ли, по каким-то другим причинам. Вы вполне можете поднять бокал шампанского или вина вместе с родителями.

Кстати, похожее предписание мы находим в канонических правилах для священников. Когда на свадьбе веселье уже переходит известную меру и начинаются всевозможные пляски, в которых недопустимо принимать участие священнослужителю, каноны предписывают батюшке откланяться и уйти с торжества. Но при этом не сказано, что священник должен обличать гостей и призывать всех к порядку.

Некоторые православные люди занимают очень крайнюю, строгую позицию: Новый год — праздник бесовский, богомерзкий. Эта позиция вполне объяснима, ведь Новый год всегда сопровождается телебеснованием и пьянством. Однако полностью отрицать Новый год и видеть в его праздновании один грех нельзя. Просто не нужно подменять им Рождество и бесчинствовать постом. Ведь мы, православные люди, являемся гражданами своей страны. И хотим этого или не хотим, живем по новому, григорианскому, календарю, строим нашу жизнь и трудовую деятельность по календарю гражданскому. Например, отправляемся в отпуск, сдаем отчеты по работе в конце года по новому, а не по старому стилю. Поэтому не является грехом проводить старый год, подвести итоги, поблагодарить Бога и, конечно, помолиться, вступая в новолетие. Начав год с молитвы, с просьбы о помощи Божией, будем надеяться, что Господь не оставит нас в год грядущий и благословит наши труды и дела.

Мы, православные христиане, не должны забывать, что впереди у нас ещё один праздник, который имеет для нас большее значение, чем Новый год. Этот праздник – Рождество Господа нашего, Иисуса Христа. Если мы хотим праздновать Новый год, то мы должны его праздновать через призму значимости Рождества Христова. А Рождество для нас – величайший праздник, ибо в этот день пришёл в мир наш Спаситель и исполнился обет, который был дан ещё первым нашим прародителям. Господь, после их грехопадения, обещал им приход в мир Искупителя, Который спасёт их от греха, проклятия и смерти. Если мы будем помнить об этом, то и Новый год будем праздновать соответственно.

Текущая неделя — не самая строгая часть Рождественского поста (более строгий пост начинается со 2-го января — за пять дней до праздника), но все же состояние поста трудно совместить с празднованием чего-либо, особенно если это празднование «мирское». Поэтому церковь призывает православных, которые будут «встречать» новый год с 31-го декабря на 1-е января, сделать это по-христиански, ведь празднование празднованию рознь. И не нужно придавать празднованию Нового года такое первостепенное, порой просто мистическое значение. Ведь это всего лишь условная дата новолетия, принятого в светском обществе (например, раньше такой датой было и 1 марта, и 1 сентября). Тем более православные не должны праздновать Новый год согласно языческим традициям, нарекая его годом какого-либо животного, ориентируясь на восточный календарь.

Источник: Православный семейный журнал «Лучик света»

Желаем всем посетителям сайта в новом году
быть всегда с Богом, и Господь не оставит нас!

Ссылки по теме:

  1. Как и когда появилась традиция отмечать Новый год?
  2. Календарный вопрос, или все ли равно, когда праздновать Рождество?
  3. Почему мы украшаем елку на Рождество?
  4. Праздник Нового года – камень преткновения для православных верующих
  5. Праздновать ли Новый год православному христианину?!
  6. Рассказ «Новый год»

Просмотрено (3125) раз

2 комментария на “Как православным верующим встретить Новый год?

  1. А что остается еще делать народу??? Целый год гнали на работе, а тут долгожданные каникулы…. Законотворцам надо решить вопрос со стилями и мирским и церковным, чтобы сначала Рождество было. У буржуев на первом месте Рождество, а новый год вторичен, не потому, что оно важнее, а потому, что раньше и ихнее Мери Крисмас давно уже без Христова, а само по себе, как бренд и Николай Мирликийский в оленей упряжке с каким-то негром питти?

  2. Новогоднее беснование.
    Краткая предистория:
    «Впервые ёлку принес домой Мартин Лютер (1491-1552) ересеучитель, основатель одного из направлений протестантизма.
    Новый ритуал, наряжать рождественскую ёлку распространился в протестантской Германии и по всей Европе. Гирлянда (огоньки фей) — символизировали духов ушедших предков или просто бесов — фей, эльфов и прочую бесовщину.

    Ёлка в христианстве: В Новом Завете нет каких-либо указаний на дерево, как символ Рождества Христова. Только описан Вход Господень в Иерусалим, когда народ приветствовал его ветвями финиковой пальмы, которая считалась символом победы. В христианстве пальма интерпретируется, как символ победы над смертью. Там где из-за холода пальмы не растут, их замещает верба, отсюда Вербное воскресенье.
    Первая елка появилась у нас с повелением Петра I в ходе его насаждения европейской моды, еретических протестантских обычаев, праздников, календаря.

    Свою первую «огненную потеху» устроил сам Петр, пустив в небо ракету. Почему Петру захотелось ставить елки именно 1 января в ознаменование своей европейской календарной реформы – видимо, для придания ей особой торжественности, а может быть, он и в Европе слегка спутал Новый год с Рождеством. Правда, после его смерти это дорогостоящее развлечение не прижилось. Елочный обычай этот не сразу привился еще из-за того что ель — традиционный символ смерти, еловые ветви всегда на Руси и кстати до сих пор(вспомните венки) использовались в ритуальном обряде. И поэтому никак с праздничным настроением это увязать не удалось. Единственное что стали в день Нового года украшать в основном крыши кабаков, что отразилось и в русском языке: «поднять елку» означало напиться, «идти под елку» – идти в кабак (что по большому счету и до сих пор составляет суть праздника).

    В середине XIX века во времена немецких царей в Питербурге немецкий обычай начал стремительно распространяться в столице Российской империи, а затем и в провинциальных городах. Причиной стремительного распространения «немецкого обыкновения» послужила модная немецкая литература и коммерция. Но крестьяне и даже синодальная церковь не приняли елку. «Святейший синод» вплоть до революции 1917 года издавал указы, запрещающие устраивать ёлки в школах и гимназиях, как иноземный, не православный обычай. Европейская традиция ставить елку, но не новогоднюю, а рождественскую, установилась в России только в первой четверти XIX века. По желанию супруги Императора Николая I Александры Федоровны, урожденной Фредерики Прусской, через два года после их бракосочетания, в 1819 г., впервые по немецкому обычаю поставили рождественскую елку в царском дворце, что и положило начало этой традиции в России. Петербургские немцы, которых было немало при дворе, задавали тон: елку у них ставили в центр стола, украшали ее конфетами, печеньем, свечками.»

    Р.S. Скоро очередной новый год, (то что исторически начало года с этого числа совершенно не объяснимо, это из той же оперы что перевод часов, то так, то эдак, как прикажут) люди тащат домой «символы смерти», кто живые (уничтожая деревья ради потехи), кто искусственные (отравляя всей этой химией природу). Навешивают химические игрушки, пластмассовые «огоньки», усаживаются перед голубым экраном с которого извращенцы из Шоу-бизнеса, пряча за пластикой и штукатуркой, испорченные такой жизнью лица, кривляются и забавляют их интеллект. Столы накрываются отравленной пищей и химическим алкоголем из магазинов. И вот 12 часов. Города и села сотрясают «разрывы» петард, обезумевшая толпа кричит «Ура». Что провожаем, что встречаем, кому » Ура», не важно. Праздник начался. Когда шабаш закончится, МВД предоставит сводку: сколько замерзало, сколько отравилось или сдохло от алкоголя, сколько бытовых драк, у кого петардой что — то оторвало. Каков праздник, таков результат. Это как говорится: «По мощам и елей».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *