Отличие православного креста от католического. Распятие. Значение крестной смерти Христа

Среди всех христиан, только православные и католики, почитают кресты и иконы. Крестами украшают купола церквей, свои дома, носят на шее.

Причина, почему человек носит нательный крестик, у каждого своя. Кто-то таким образом отдает дань моде, для кого-то крест — красивое ювелирное изделие, кому-то он приносит удачу и используется как талисман. Но есть и те, для кого надетый при крещении нательный крестик действительно является символом их бесконечной веры.

Сегодня магазины и церковные лавки предлагают большое разнообразие крестов различной формы. Однако очень часто не только родители, собравшиеся крестить ребенка, но и продавцы-консультанты не могут разъяснить, где православный крест, а где католический, хотя отличить их, на самом деле, очень просто. В католической традиции — четырехугольный крест, с тремя гвоздями. В православии имеются кресты четырехконечные, шести и восьмиконечные, с четырьмя гвоздями для рук и ног.

Форма креста

Отличие православного креста от католического. РаспятиеЧетырехконечный крест

Итак, на Западе наиболее употребительным является четырехконечный крест. Начиная с III века, когда впервые и появились подобные кресты в Римских катакомбах, весь Православный Восток и поныне употребляет эту форму креста как равночестную всем другим.

Отличие православного креста от католического. РаспятиеВосьмиконечный православный крест

Для Православия форма креста не имеет особого значения, гораздо больше внимания уделяется тому, что на нем изображено, однако наибольшую популярность получили восьмиконечные и шестиконечные кресты.

Восьмиконечный православный крест наиболее соответствует исторически достоверной форме креста, на котором был уже распят Христос. Православный крест, который чаще всего используется Русской и Сербской православными церквями, содержит, кроме большой горизонтальной перекладины, ещё две. Верхняя символизирует табличку на кресте Христа с надписью «Иисус назарянин, царь иудейский» (ИНЦИ, или INRI на латыни). Нижняя косая перекладина — подпорка для ног Иисуса Христа символизирует «мерило праведное», взвешивающее грехи и добродетели всех людей. Считается, что она наклонена в левую сторону, символизируя то, что покаявшийся разбойник, распятый по правую сторону от Христа, (первым) попал в рай, а разбойник, распятый по левую сторону, своим хулением Христа, ещё более усугубил свою посмертную участь и попал в ад. Буквы IС ХС являются христограммой, символизирующей имя Иисуса Христа.

Святитель Димитрий Ростовский пишет, что «когда Христос Господь на плечах Своих носил крест тогда крест был еще четырехконечным; потому что не было еще на нем ни титла, ни подножия. Не было подножия, потому что еще не поднят Христос на кресте и воины, не зная до какого места достанут ноги Христовы, не приделывали подножия, закончив это уже на Голгофе«. Также не было еще и титла на кресте до распятия Христа, потому что, как сообщает Евангелие, сначала «распяли Его» (Ин. 19:18), а потом только «Пилат написал надпись и поставил на кресте» (Ин. 19:19). Именно сначала по жребию поделили «одежды Его» воины «распявшие же Его» (Мф. 27:35), а уж только потом «поставили над головою Его надпись, означающую вину Его: Сей есть Иисус, Царь Иудейский» (Мф. 27:37).

Восьмиконечный крест с давних времен считается самым мощным защитным средством от различного рода не́чисти, а также видимого и невидимого зла.

Отличие православного креста от католического. РаспятиеШестиконечный крест

Широкое распространение среди православных верующих, особенно во времена Древней Руси, имел также и шестиконечный крест. В нем также имеется наклонная перекладина: нижний конец символизирует нераскаянный грех, а верхний — освобождение покаянием.

Однако не в форме креста или количестве концов заключается вся его сила. Крест славится силой распятого на нем Христа, и вся символичность и чудотворность его в этом.

Многообразие форм креста всегда признавалось Церковью вполне закономерным. По выражению преподобного Феодора Студита — «крест всякой формы есть истинный крест» и имеет неземную красоту и животворящую силу.

«Нет существенной разницы между латинским, католическим, византийским, и православным крестами, как и между какими-либо другими крестами, использующимся в службе христианами. В сущности, все кресты одинаковы, отличия лишь в форме», — говорит Сербский Патриарх Ириней.

Распятие

В католической и православной Церквях особое значение придается не форме креста, а образу Иисуса Христа на нем.

До IX века включительно Христос изображался на кресте не только живым, воскресшим, но и торжествующим, и только в Х веке появились изображения мертвого Христа.

Да, мы знаем, что Христос умер на кресте. Но мы знаем и то, что потом Он Воскрес, и что страдал Он добровольно из любви к людям: чтобы научить нас беречь бессмертную душу; чтобы мы тоже могли воскреснуть и жить вечно. В Православном Распятии эта пасхальная радость присутствует всегда. Поэтому на православном кресте Христос не умирает, а свободно простирает руки, ладони Иисуса открыты, будто он хочет обнять все человечество, даря им свою любовь и открывая путь к вечной жизни. Он — не мертвое тело, а Бог, и весь его образ говорит об этом.

У православного креста над основной горизонтальной перекладиной есть ещё одна, поменьше, которая символизирует табличку на кресте Христа с указанием проступка. Т.к. Понтий Пилат не нашел, как описать вину Христа, на табличке появились слова «Иисус Назорей Царь Иудейский» на трех языках : греческом, латинском и арамейском. На латыни в католицизме эта надпись имеет вид INRI, а в православии – IHЦI (либо ІНHІ, «Іисусъ Назарянинъ, Царь Іудейский»). Нижняя косая перекладина символизирует подпорку для ног. Также она символизирует двух разбойников, распятых слева и справа от Христа. Один из них перед смертью раскаялся в своих грехах, за что был удостоен Царствия Небесного. Другой же перед смертью хулил и поносил своих палачей и Христа.

Над средней перекладиной помещаются надписи: «IС» «ХС» — имя Иисуса Христа; а под ней: «НИКА» — Победитель.

На крестчатом нимбе Спасителя обязательно писали греческие буквы ООН, означающие — «истинно Сущий», потому что «Бог сказал Моисею: Я есмь Сущий» (Исх. 3:14), открыв этим самым Свое имя, выражающее самобытийность, вечность и неизменяемость существа Божия.

Кроме того, в православной Византии хранились гвозди, которыми Господь был прибит к кресту. И было точно известно, что их четыре, а не три. Поэтому на православных крестах ноги Христа прибиты двумя гвоздями, каждая отдельно. Изображение Христа со скрещенными ступнями, пригвожденными одним гвоздем, впервые появилось, как новшество, на Западе во второй половине XIII века.

                 
Православное Распятие                               Католическое Распятие

В католическом Распятии изображение Христа имеет натуралистические черты. Католики изображают Христа мертвым, иногда с потоками крови на лице, из ран на руках, ногах и ребрах (стигматы). В нем проявляется все человеческое страдание, муки, которые пришлось испытать Иисусу. Его руки провисают под тяжестью тела. Образ Христа на католическом кресте правдоподобен, но это изображение мертвого человека, в то время как нет никакого намека на торжество победы над смертью. Распятие в православии как раз таки символизирует это торжество. Кроме того, ноги Спасителя прибиты одним гвоздем.

Значение крестной смерти Спасителя

Возникновение христианского креста связано с мученической смертью Иисуса Христа, которую он принял на кресте по вынужденному приговору Понтия Пилата. Распятие на кресте было распространённым способом казни в Древнем Риме, позаимствованным от карфагенян — потомков финикийских колонистов (считается, что впервые распятие использовалось именно в Финикии). Обычно к смерти на кресте приговаривали разбойников; многие ранние христиане, подвергавшиеся гонениям, начиная с времён Нерона, также были казнены таким образом.

Распятие на кресте у римлян

До страданий Христовых крест был орудием позора и страшного наказания. После же Его страданий он стал символом победы добра над злом, жизни над смертью, напоминанием бесконечной Божьей любви, предметом радости. Воплотившийся Сын Божий Своею кровью освятил крест и сделал его проводником Своей благодати, источником освящения верующих.

Из православного догмата Креста (или Искупления) несомненно вытекает мысль о том, что смерть Господа — это выкуп всех, призвание всех народов. Только крест, в отличие от других казней, давал возможность Иисусу Христу умереть с распростертыми руками, призывающими «все концы земли» (Ис. 45:22).

Читая Евангелия, мы убеждаемся, что крестный подвиг Богочеловека является центральным событием в Его земной жизни. Своими крестными страданиями Он смыл наши грехи, покрыл наш долг перед Богом или, на языке Писания, нас «искупил» (выкупил). В Голгофе сокрыта непостижимая тайна бесконечной правды и любви Бога.

Сын Божий добровольно взял на Себя вину всех людей и пострадал за нее позорной и мучительнейшей смертью на кресте; потом на третий день воскрес как победитель ада и смерти.

Почему для очищения грехов человечества понадобилась именно такая ужасная Жертва и существовала ли возможность спасти людей другим, менее мучительным путем?

Христианское учение о крестной смерти Богочеловека нередко является «камнем преткновения» для людей с уже сложившимися религиозно-философскими понятиями. Как многим евреям, так и людям греческой культуры апостольских времен представлялось противоречивым утверждение, что всемогущий и вечный Бог сошел на землю в образе смертного человека, добровольно претерпел биения, оплевания и позорную смерть, что этот подвиг мог принести духовную пользу человечеству. «Это невозможно!» — возражали одни; «Это не нужно!» — утверждали другие.

Св. апостол Павел в своем послании к Коринфянам говорит: «Христос послал меня не крестить, а благовествовать, не в премудрости слова, чтобы не упразднить креста Христова. Ибо слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия. Ибо написано: погублю мудрость мудрецов, и разум разумных отвергну. Где мудрец? где книжник? где совопросник века сего? Не обратил ли Бог мудрость мира сего в безумие? Ибо когда мир своею мудростью не познал Бога в премудрости Божией, то благоугодно было Богу юродством проповеди спасти верующих. Ибо и Иудеи требуют чудес, и Еллины ищут мудрости; а мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость» (1 Кор. 1:17-24).

Иными словами, апостол разъяснял, что то, что в христианстве некоторыми воспринималось как соблазн и безумие, фактически является делом величайшей Божественной мудрости и всемогущества. Истина искупительной смерти и воскресения Спасителя является фундаментом для многих других христианских истин, например, об освящении верующих, о таинствах, о смысле страданий, о добродетелях, о подвиге, о цели жизни, о предстоящем суде и воскресении умерших и других.

При этом, искупительная смерть Христа, будучи событием необъяснимым в понятиях земной логики и даже «соблазнительным для погибающих,» обладает возрождающей силой, которую чувствует и к которой стремится верующее сердце. Обновленные и согретые этой духовной силой, с трепетом преклонялись перед Голгофой как последние рабы, так и самые могущественные цари; как темные невежды, так и величайшие ученые. После сошествия Св. Духа апостолы личным опытом убедились в том, какие великие духовные блага им принесла искупительная смерть и воскресение Спасителя, и они делились этим опытом со своими учениками.

(Тайна искупления человечества тесно связана с целым рядом важных религиозных и психологических факторов. Поэтому для уяснения тайны искупления надо:

а) понять, в чем собственно состоит греховное повреждение человека и ослабление его воли для сопротивления злу;

б) надо понять, как дьявольская воля, благодаря греху, получила возможность влиять и даже пленять человеческую волю;

в) надо понять таинственную силу любви, ее способность положительно влиять на человека и облагораживать его. При этом, если любовь больше всего обнаруживает себя в жертвенном служении ближнему, то, несомненно, что отдача за него жизни есть высшее проявление любви;

г) от понимания силы человеческой любви надо возвыситься до понимания силы Божественной любви и того, как она проникает в душу верующего и преображает его внутренний мир;

д) кроме того, в искупительной смерти Спасителя есть сторона, выходящая за пределы человеческого мира, а именно: На кресте произошло сражение между Богом и гордым Денницей, в котором Бог, скрываясь под видом немощной плоти, вышел победителем. Подробности этого духовного сражения и Божественной победы остаются для нас тайной. Даже Ангелы, согласно ап. Петру, не вполне понимают тайну искупления (1 Петр. 1:12). Она — запечатанная книга, которую мог раскрыть только Агнец Божий (От. 5:1-7)).

В православной аскетике есть такое понятие, как несение своего креста, то есть терпеливое исполнение христианских заповедей на протяжении всей жизни христианина. Все трудности, как внешние, так и внутренние, именуются «крестом.» Каждый несёт свой жизненный крест. О необходимости личного подвига Господь так сказал: «Кто не берет креста своего (уклоняется от подвига) и следует за Мной (называет себя христианином), тот недостоин Меня» (Мф. 10:38).

«Крест хранитель всей вселенной. Крест красота Церкви, Крест царей держава, Крест верным утверждение, Крест ангелом слава, Крест бесом язва», — утверждает абсолютную Истину светилен праздника Воздвижения Животворящего Креста.

Мотивы возмутительного осквернения и похуления святого Креста сознательными крестоненавистниками и крестоборцами вполне объяснимы. Но когда видим христиан, втянутых в это гнусное дело, тем более молчать нельзя, ибо — по слову святителя Василия Великого — «молчанием предается Бог»!

Различия католического и православного креста

Таким образом, имеются следующие отличия католического креста от православного:

                  
Католический крест                                  Православный крест
  1. Православный крест чаще всего имеет восьмиконечную или шестиконечную форму. Католический крест – четырехконечный.
  2. Слова на табличке на крестах одинаковы, лишь написаны на разных языках: латинском INRI (в случае католического креста) и славяно-русском IHЦI (на православном кресте).
  3. Еще одной принципиальной позицией является положение ног на Распятии и количество гвоздей. Ноги Иисуса Христа расположены вместе на католическом Распятии, и каждая пригвождена по отдельности на православном кресте.
  4. Различным является изображение Спасителя на кресте. На православном кресте изображен Бог, открывший путь к вечной жизни, а на католическом — человек, испытывающий муки.

Материал подготовил Сергей Шуляк
Источник: hram-troicy.prihod.ru

Подать церковную записку (поминовение)

Братья и сестры, теперь вы можете прямо здесь на сайте заказать требы из предложенного вам списка

В наши дни развитие информационных технологий позволяет подавать пожертвования на поминовение удаленно. На сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга тоже появилась такая возможность – подача записок через интернет. Процесс подачи записки занимает считанные минуты… подробнее

  Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.

Просмотрено (104395) раз

29 комментариев на “Отличие православного креста от католического. Распятие. Значение крестной смерти Христа

  1. Здравствуйте. Меня крестили еще маленьким, а сейчас я узнал, что у меня были и есть свои, Славянские боги. Просто Славяне совсем забыли о них, о нашей культуре, о наших традициях и о том, что мы, Славяне никогда не были рабами ни божьими, ни человечьими. Наша 7526 летняя история гораздо значимей и чище Иудейской и у наших богов Славянские имена Сварог и Лада, но они почему то забыты и стерты как и вся наша история.

    • Здравствуйте, Алексей!
      Что пользы от того, что у Вас «есть свои, Славянские боги»? Кто из них умер за Вас, кто может простить Ваши грехи и даровать жизнь вечную. Библия говорит, что подобные боги это суть бесы, которых св. князь Владимир 1030 лет назад упразднил и избавил Киевскую Русь от тьмы языческого идолослужения. И только помутнение разума и окончательное безумие может вернуть крещенного человека в «болото» язычества и на «блевотину» идолопоклонства (2 Петра, 2: 22).

  2. Здравствуйте. Мы в католической стране. Хочу на памятник доченьке выгравировать наш православный крест. Посоветуйте, пожалуйста, какой формы. Хоть умом и понимаю, что не принципиально, но сердце просит подсказки. Заранее спасибо.

    • Христос Воскресе!
      Вы правильно понимаете, что форма креста на памятнике принципиального значения не имеет. Крест может быть четырехконечный, шести или восьмиконечный. В интернете Вы можете найти различные варианты и выбрать различные варианты креста.

  3. Купил крестик, хотел его осветить, батюшка мне отказал сказав что распятие католическое три гвоздя, я сказал ему что спасает нас не крест а вера все равно не осветил. Прав ли он?

    • Здравствуйте, Владимир!
      Я не буду рассуждать о том, прав ли священник, но соглашусь с Вами, что «спасает нас не крест, а вера». Если батюшка Вам отказал, Вы сами можете прочитать молитву из молитвослова «на освящение всякой вещи» и окропить крестик святой водой.

  4. Извините, сегодня купил кольцо с крестом без распятия, думал православное. Позже оказалось что католическое. Как мне быть? Заранее спасибо

    • Здравствуйте, Артур!
      Насколько мне известно, на кольце распятия быть не должно. Нательный крест с распятием мы носим на груди, а размещать это святое изображение на кольцах, серьгах и т.п., я считаю излишним и кощунственным. Обычно на кольцах с молитвой изображается небольшой равносторонний крестик.

  5. А что изображено на кресте, который носит папа римский Франциск и почему?

  6. Спасибо за очень полный и доступный ответ

  7. Здравствуйте. Нашла время прочитать. Как всегда точно и кратко изложены глубочайшие мысли и смыслы. А главное, сколь православная вера обращена к людям всем, даже крест дает нам надежду на любовь нашего Господа к нам. Этот текст так много планов, что дает толчок к мыслям о бытие и будущем, то что предстоит испытать каждому. Спасибо не перестаю повторять Вам уважаемые создатели сайта. Галина. Воронеж.

  8. Спаси Вас Бог за такую статью. Очень интересная и доступная, поучительная… Храни Вас, Господи.

  9. Анатолий Викторович

    Совсем недавно мне попалась одна заметка в интернете, не запомнил, где. Так там один учёный муж привёл веские доказательства в пользу того, что уменьшительное название (крестик и иконка) не приемлемы в православной церкви. И там святые отцы с этим доводом согласны полностью и безоговорочно. Так почему здесь и во многих источниках продолжают писать и называть не правильно? Почему это недоразумение не объявляется во всеуслышание?

    • Здравствуйте, Анатолий Викторович!
      Думаю, то, о чем Вы пишете, это личное мнение данного «ученого мужа». Если есть ссылки на святых отцов, то необходимо указывать конкретно имя автора и название трудов. Единственное, согласен, что не правильно поздравлять православным друг друга: «С праздничком!», особенно в «Праздник Праздников» — Пасху, и в другие великие дни – Рождества Христова, Богоявления, Троицы и др. Также, мне кажется неприемлемым имена великих Божьих угодников опускать до уровня бытового «сюсюканья»: «Серафимушка», «Матронушка», «Ксенюшка» и т.п. Но нет ничего зазорного, если назвать называть нательный крест – «крестиком», а медальон – «иконкой».

  10. Татьяна Ивановна

    В 2008 году погиб мой сыночек. Так как он был православным христианином я заказала ему памятник — крест. А недавно мне сказали, что это католический крест, что меня очень расстроило. Так ли это на самом деле и что мне теперь делать? Может быть попробовать выбить снизу наклонную перекладину, хотя не знаю можно ли это на мраморе теперь сделать.

    • Здравствуйте, Татьяна Ивановна!
      В православной традиции существует много видов и типов крестов. При этом они могут быть четырех-, шести- или восьмиконечными. Крест, который Вы поставили на могиле сына, даже без наклонной перекладины является вполне каноническим. Не нужно переживать и волноваться.

  11. почему на православных крестах до 17 века снизу присутствует полумесяц

    • Здравствуйте, Андрей!
      Полумесяц у основания Креста придает ему сходство с якорем, который у древних христиан был символом надежды, а Церковь – корабль спасения в бушующем житейском море. Мысль эту мы находим у св. апостола Павла (см. Евр.6:18-19).
      Т.е. полумесяц всего лишь символически изображает собой ладью, кораблик. Крест, таким образом, оказывается как бы парусом. А этот кораблик символизирует Церковь, плывущую к спасению.
      Есть еще толкование: полумесяц — Чаша, в которую стекала Кровь Спасителя — символ таинства Евхаристии.

  12. Спасибо за интересную и содержательную информацию. Вопросом о крестах заинтересовался прочитав статью на другом сайте «Католический крест отличается от православного» и не все поняв. Вот ознакомился с вашей статьей и теперь стало все понятно и ясно. Для себя понял, чтобы разобраться во всех тонкостях религий на определенную тему, нужно побольше об этом прочитать. Еще раз спасибо.

  13. Я купил крест,сказали что христианский. По крестился. Теперь выясняется,что крест у меня католический(ноги одним гвоздем). И что теперь?

    • Здравствуйте, Эдуард!
      Можете носить этот крест или любой другой. Спасает нас не крест, а вера в искупительную жертву Иисуса Христа. И, как пишет ап. Павел, в то, что на кресте для нас мир распят и мы для мира (Гал. 6, 14).

    • Юлия пенсионерка

      Христос Воскресе! Ув.Эдуард почему вы подписались неправославным именем, если крещены? На ваш вопрос отвечу слова своей учительницы старицы Надежды(+1998), которая училась ещё до революции у отцов, пострадавших за Христа. Умерла 96 лет, всю жизнь прослужила в церкви псаломщицей. Так вот, когда я потеряла крестик (в детстве ещё) я спросила. что мне делать. Она сказала, что надо купить новый и во время исповеди попросить игумена или архимандрита(желательно исповедываться у высокого чина в монастыре), чтобы он одел его на меня и он будет иметь большую силу, потому что исповедь принимает Сам Спаситель. Юлия

  14. Так и не поняла, на православном распятии мёртвое тело или живой Иисус?

    • Здравствуйте, Вероника!
      На кресте изображен Спаситель, распятый нас ради человек и нашего ради спасения. А в какой момент страданий живой или уже предавший Дух Своему Отцу, это неизвестно. Главное, мы верим, что Иисус Христос – Истинный Бог, Который воплотился, жил на земле, был распят и воскрес. И пребывает вечно живой.

  15. Присоединяюсь к Владимиру, я тоже не нашел вразумительного ответа о трех и четырех гвоздях.

  16. Так и не понял, почему на православном кресте ноги Иисуса прибиты двумя гвоздями, а на католическом одним?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *