Выбрать страницу

Праведный Филарет Милостивый (†792)

Праведный Филарет Милостивый (†792)

Филарет Милостивый (ок. 702—792) был византийским землевладельцем из малоазийской провинции Пафлагонии. Согласно житию, отличался необыкновенной добротой и отзывчивостью к нуждам окружающих. Его дом был разграблен во время одной из арабо-византийских войн. Несмотря на это, остатки своего богатства, свой скот и свои запасы он раздал беднейшим соседям, пострадавшим больше его. Этим он вызвал возмущение жены и детей, но неизменно отвечал, что дающему воздастся сторицею. В итоге, его внучка Мария была выбрана императрицей Ириной на смотре невест для своего сына Константина VI, а сам он был щедро одарен деньгами, одеждой, золотом и драгоценностями, усыпанными дорогими камнями.

«Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф.5:7)

Праведный Филарет Милостивый родился в городе Пафлагонии в Малой Азии (ныне территория Турции) и жил в VIII веке. Его отец Георгий Армянин был знатным человеком, родом из Восточной Армении, но впоследствии покинувшем родные места и обосновавшемся в Пафлагонии.

Пафлагония на карте исторических областей Турции

Мать Филарета звали Анной. С ранних лет его благочестивые родители привили ему любовь к Богу и сострадание к людям, и эти добрые качества он сохранил до глубокой старости. От своего отца Филарет унаследовал большое богатство. Было у него много скота, имений, рабов и земель, в каждой из которых бил горный источник, орошающий все вокруг. Жена его Феозва тоже была благородная и богобоязненная и принесла ему немалое богатство. У них были дети: сын — Иоат и дочери — Ипатия и Еванфия. Они были очень хороши собой и красотой своей затмевали в те времена всех.

При всем своем богатстве и благополучии он не очерствел, как многие люди в его положении. Напротив, он жалел страждущих и заботился о них, помня, что вера без добрых дел мертва. Многие местные нищие, вдовы и сироты знали его как ласкового человека и щедрого благотворителя. Подобно странноприимцу Аврааму и преславному Иакову, он одевал раздетого, а когда человек у него что-нибудь просил, с радостью давал и, сначала накормив за своим столом, отправлял в путь.

Праведный Филарет Милостивый

Так прошло много лет. Но вот, Богу угодно было допустить, чтобы святого Филарета постигло испытание, как некогда праведного Иова Многострадального. Внезапно на область, где жил святой Филарет, напали арабы (измаильтяне) и опустошили ее. Его рабов увели в плен, захватили его стада и завладели полями. Остался у него только его дом с небольшим полем да пара волов. Он не печалился, не богохульствовал, не досадовал, а наоборот обрадовался тому, что сбросил с себя тяжелое бремя богатства. Безропотно принял Филарет свое несчастье, говоря, как некогда Иов: «Бог дал, Бог взял. Да будет имя его благословенно

Однажды он вспахивал свою ниву, пришел к нему человек и пожаловался, что у него в ярме пал один вол, и что с одним волом он не может пахать. Филарет распряг одного своего вола и отдал ему. Дал и своего последнего коня кому-то, так как того призвали с конем на войну. Отдал и теленка от последней коровы, а когда услышал, как жалостно мычит корова о своем теленке, окликнул того человека и дал в придачу к теленку корову. Когда кончился хлеб, раздавал нуждающимся мед. Кончился и мед, отдавать было нечего — праведный Филарет снял с себя верхнюю одежду и отдал постучавшемуся к нему нищему. И остался престарелый Филарет без еды в пустом доме.

Жена Филарета укоряла его, что он больше жалеет других, чем собственную семью. Стойко и кротко переносил он упреки жены и насмешки детей. «Я имею в тайниках, вам неизвестных такое богатство и такие сокровища, — отвечал он родным, — которых достанет вам, даже если вы и сто лет проживете без труда и ни о чем не заботясь«.

Вскоре друг праведного Филарета прислал голодавшей семье сорок мер пшеницы. По просьбе жены, 35 мер Филарет отделил для пропитания семьи и возвращения долга. Свою часть пять мер зерна, в течение двух дней раздал бедным. Жена разгневалась и стала питаться с детьми отдельно, тайно от него. Однажды блаженный Филарет случайно застал семью за обедом и сказал: «Дети, примите и меня пообедать вместе с вами, не как вашего отца, но как гостя и странника«.

Но милосердный Бог, не допускающий праведнику испытаний сверх его сил, решил положить конец испытаниям святого и наградить Филарета за его терпение и доброе сердце. Случилось это так.

В то время византийская императрица Ирина искала невесту для сына — соправителя Константина Багрянородного (780-797). Она по всей империи разослала послов, чтобы найти красивую, добродетельную и благородную девицу. Побывав всюду, но не найдя достойной девушки, царские послы пришли в деревню, где жил Филарет Милостивый. Издалека еще увидев красивый и высокий дом Филарета, красотою превосходивший все прочие, они подумали, что там живет какой-нибудь знатный и богатый владелец той местности. Послы направили туда своих слуг, чтобы они приготовили там помещение и трапезу. Однако жители деревни говорили послам: «Не ходите, там живет нищий старец«. Но царские посланные не поверили и пошли.

В великой радости вышел к ним Филарет, взяв свой жезл, обнял их и пригласил войти. Жене же сказал: “Приготовь хороший обед, госпожа, чтобы нам не пришлось краснеть перед этими вельможами”. Она в ответ: “Ты так хозяйничал, что в доме у нас не осталось и единой курицы. Навари диких овощей и угощай своих друзей”. Он же сказал ей развести огонь и приготовить столовую, а остальное – Бог устроит. И действительно, неожиданно с задних дверей к рабу Божию пришли первые люди деревни и принесли ему и баранов, и ягнят, и куриц, и голубей, и хлеба, и старого вина, и другую снедь. И его жена приготовила кушанья.

Объясняя причину своего прибытия, царские посланники поинтересовались семьей Филарета. Оказалось, что, кроме сына и дочерей, у него были еще три молодых красавицы-внучки. Увидев их, гости были так поражены красотой и скромностью одной из них — Марии, что заставили святого Филарета согласиться поехать со своей семьей в Царьград на царские смотрины. Вместе с ними отправились и еще десять избранных в других местах девиц, между которыми была и красивая, но заносчивая дочь некоего знатного сановника Геронтия. Она считала себя выше всех по благородному происхождению, и по богатству, и по красоте, и по разуму, и, следовательно, единственная достойная быть супругой царя.

По прибытии в Константинополь, прежде всех представлена была любимцу императоров Ставрикию дочь Геронтия. Ее гордость не укрылась от зоркого взгляда опытного царедворца и он сказал ей: «Ты хороша и красива, девица, но быть супругою царю ты не можешь». Щедро одарив, он отпустил ее домой.

После всех представлена была внучка праведного Филарета, Мария. Все были поражены ее красотой, душевной добротой и благоприличием. Сильно понравилась она царю, и он обручил ее себе в невесту.

После свадьбы император, радуясь заключенному союзу и восхищенный красотой жениной родни, пожаловал при прощании с семьей дивного Филарета каждому от самого старшего до грудного младенца деньги, одежды, золото, драгоценности, усыпанные дорогими камнями и перлами, и большие дома по соседству с дворцом и отпустил их. Старец попросил устроить особенный обед и сказал родным, что на пир придет сам Царь и вельможи. Когда всё было готово, блаженный Филарет пригласил в свой дом около 200 нищих, слепых, хромых, старых и беспомощных. Родственники поняли, кого ожидал праведный Филарет, веруя, что в образе нищих Сам Господь посетит его дом.

Праведный Филарет поселился во дворце и проводил жизнь добродетельно и свято. Но, как и прежде, святой нищелюбец щедро раздавал милостыню и устраивал трапезы для нищих и сам служил им во время этих трапез. Слуге он приказал сделать три одинаковых по виду ящика и наполнить их порознь золотыми, серебряными и медными монетами: из первого получали милостыню совсем неимущие, из второго-лишившиеся средств, а из третьего — те, кто лицемерно выманивал деньги. Надзор за ними поручил он своему верному слуге Каллисту. Когда же слуга спрашивал, из какого ящика он должен помочь просящему, то святой отвечал ему: «Из того, из какого тебе Бог повелит, ибо знает Бог нужду каждого, бедного и богатого».

Чрез каждые четыре года блаженный Филарет приходил в царский дворец для посещения своей внучки — царицы, но никогда он здесь не облачался в пурпурную одежду, с золотым поясом: «Разве мне мало чести именоваться дедом царицы? И этого уже для меня вполне достаточно». И в таком смирении пребывал блаженный, что не хотел даже пользоваться никаким саном, ни титулом, именуясь просто Филаретом Амниатским.

Так, в смирении и нищелюбии, достиг блаженный старец 90 лет. Предвидя свою кончину, он отправился в Константинопольский монастырь Родольфию, роздал там всё, что имел при себе, на монастырские нужды и нищим, попросив у настоятельницы гроб, куда после смерти должно было сложить его останки. Он велел своему слуге никому не говорить об этом.

Вскоре Филарет заболел в том монастыре и слёг. На девятый день, призвав родных, благословил их и оставил наказ держаться Бога и Закона Божьего. И прозорливым духом, как когда-то праотец Иаков, предсказал каждому, что произойдет с ними в жизни. Затем со словами: «Да будет воля Твоя» — святой Филарет предал Богу свою праведную душу (в 792 г.) Хотя Филарет был уже глубоким старцем, ни зубов его, ни лица, ни десен не тронуло время: он был свеж, цветущ и светел ликом, как яблоко или роза.

Царь с царицей, вельможи, множество знатных и нищих с плачем сопровождали его тело к месту погребения в константинопольской обители Суда Родольфия. Святость праведного Филарета подтвердило явленное после его смерти чудо. Когда тело святого несли к месту погребения, один человек, одержимый бесом, схватился за гроб и следовал с погребальной процессией. На кладбище произошло исцеление бесноватого: бес повалил человека на землю, а сам вышел из него. Многие другие чудеса и исцеления совершались при гробе святого.

Позднее, один из близких друзей Филарета, муж богобоязненный и благочестивый, рассказывал, как однажды ночью он был восхищен. Некто в сверкающих одеждах показал ему мучения грешников и текущую в месте том огненную реку, а за рекой этой пречудный цветущий сад, поросший травой и насыщающий благовонием землю. Предстал очам его и блаженный Филарет в сверкающей ризе, сидящий в сени дерев на золотом престоле, украшенном драгоценными камнями, державший в руках золотой посох (его окружали новокрещенные младенцы и толпа нищих в белых ризах, которые теснили друг друга, чтобы приблизиться к престолу старца). И было сказано: «Это Филарет Милостивый — второй Авраам».

После кончины святого Филарета Милостивого его жена Феозва возвратилась в Пафлагонию. Состояние свое она употребила на возобновление и построение новых храмов, монастырей, странноприимных домов и больниц для бедных. Затем вернулась в Константинополь, стараясь оставшееся время своей жизни на земле угодить Богу, и мирно скончалась. Погребена она около своего праведного мужа.

Почитание Филарета Милостивого на Руси

В Древней Руси житие Филарета Милостивого пользовалось большим уважением и неоднократно переводилось на русский язык с различных греческих редакций. Русскому православному человеку особенно пришлось по сердцу это древнее повествование; его твердо знали и рассказывали друг другу даже безграмотные деревенские простецы.

У нас в обиходе имя Филарет сугубо церковное. Фёдор Никитич, отец первого русского царя из династии Романовых, стал Патриархом Московским и всея Руси Филаретом. Наиболее славным из русских Филаретов был митрополит Московский Филарет (Дроздов), дольше, чем кто-либо возглавлявший московскую кафедру, — 41 год. Великолепный проповедник, которого прозвали «московским Златоустом». Советчик царей — Александра I, Николая I, Александра П. Автор манифеста 1861 года об освобождении крестьян от крепостной зависимости. Святитель всегда с большим молитвенным усердием обращался к своему небесному покровителю – святому праведному Филарету Милостивому.

Это почитание святого Филарета Милостивого было воспринято и Святейшим Патриархом Алексием I, который очень его чтил и установил в Московских Духовных школах день памяти святителя Филарета, митрополита Московского и Коломенского, и вместе с ним – и его святого покровителя.

Немногие знают, что у нас на Руси был свой родной Филарет Милостивый — Лукьян Степанович Стрешнев (ум. в 1650)— обедневший боярин, отец царицы Евдокии Лукьяновны, который при помощи нескольких крепостных собственноручно обрабатывал свою землю. За его добродетели, Господь благословил его точно таким же счастьем, как и Филарета Милостивого, и он, бедный дворянин и земледелец, удостоился быть тестем великого государя царя Михаила Феодоровича Романова.

После смерти первой супруги царь Михаил Феодорович (1596—1645), по обычаю того времени, пожелал избрать себе невесту из древних княжеских и боярских родов. Было собрано до 60 знатных боярышень; при каждой из них была еще подруга-сверстница. Среди них ему приглянулась бедная девушка, которая прислуживала одной знатной боярышне. Ею оказалась Евдокия Лукьяновна Стрешнева (1608 — 18 августа 1645) — дочь бедного дворянина Лукьяна Степановича Стрешнева. После смерти матери, отец, отправляясь на ратные дела, отдал ее на воспитание дальней родственнице. Скромная и добродетельная девица много горя несла от этой гордой барыни, с дочерью которой приехала в Москву. Тронулось сердце государя Михаила Феодоровича, и на другой же день Евдокия Лукьяновна всенародно была объявлена царскою невестою.

К отцу невесты Лукьяну Степановичу Стрешневу в отдаленный Мещовский уезд (Калужская губерния) с богатыми дарами и известительной царской грамотой были отправлены послы. Прибывшим послам показали дом Стрешнева — бедную хижину, покрытую соломой. Сам же хозяин был в поле. Прибыв туда, послы увидели почтенного старца, пахавшего ниву; он был одет в кафтан домашнего сурового холста; белые, как пух, волосы и седая окладистая борода внушали к нему невольное уважение. Послы подошли к нему с почтением и объявили, что его дочь наречена царскою невестою. Стрешнев не поверил им. И только, прочитав грамоту, он призадумался, и, велев слуге доделать его работу, повел послов в свою хижину. Здесь он положил грамоту под образ, положил три земных поклона, и, став на коленях со слезами сказал: «Боже Всесильный! Ты от бедности возводишь меня к изобилию! Подкрепи же меня десницею Твоею, да не развращуся среди почестей и богатств, которые Ты, быть может, во искушение мне посылаешь!» На другой день, отслужив молебен в церкви, взяв благословение духовного отца, он отправился в Москву.

В Москве Лукьяна Степановича, как отца молодой царицы, встретили с великими почестями. Сам царь вышел навстречу ему, не допустив поклониться до земли. В качестве свадебного подарка отец подарил своей дочери ларец, в котором были положены: его суровый холстиный кафтан, в котором он пахал свою ниву, и полотенце, которым он утирался, когда работал в поте лица своего… «Не забывай, — говорил ей счастливый старец — не забывай, чья ты дочь; чем чаще будешь ты видеть сии дары мои, тем скорее будешь матерью народа«.

5 февраля 1626 года состоялось бракосочетание его дочери Евдокии с царём Михаилом Фёдоровичем, после которого Лукьяну Степановичу было пожаловано боярство, поместье и дом в Москве.

С течением времени Стрешнев сделался одним из самых богатых людей в Московском государстве: у него были имения в семи уездах, и он занял среди землевладельцев девятое место по количеству угодий. Кроме вотчин он владел обширным двором в Московском Кремле. Любопытно, что с именем Лукьяна Степановича Стрешнева связана и знаменитая усадьба Царицыно под Москвой (в 1775 году императрица Екатерина II купила территорию поместья Чёрная Грязь, которая когда-то принадлежала Стрешневым).

Несмотря на богатство, Лукьян Степанович имел «благородство души сохранять в шкафу, в течение всей жизни, свое скромное одеяние землепашца, чтобы, как он говорил, не впасть в гордость». В старом кожаном молитвеннике, где его рукою были написаны утренние и вечерние молитвы, он приписал в конце: «Лукьян! Помни, что ты был

Лукьян Степанович всегда был у царя защитником всех бедных и беспомощных, верным слугою царю и отечеству, а знаменитая дочь Евдокия Лукьяновна, будучи матерью детей первого царя из рода Романовых, стала родоначальницей династии (мать царя Алексея Михайловича).

Праведный Филарет Милостивый

Тропарь, глас 4:
Аврааму в вере подражая, Иову же в терпении последуя, отче Филарете, благая земли разделял еси неимущым, и лишение сих терпел еси мужественне. Сего ради светлым тя венцем увенча подвигоположник Христос Бог наш, Егоже моли спастися душам нашым.

Кондак, глас 3:
Истинно всеизрядная твоя купля зрится, и мудрою быти судится всеми благомудрствующими: отдал бо еси дольняя и кратковременная, взыскуя горних и вечных. Темже и достойно стяжал еси вечную славу, милостиве Филарете.

Источник: hram-troicy.prihod.ru

Просмотрено (953) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 18 марта по 4 мая. Принимаем Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Великий пост

18 марта по 4 мая

Великий пост - время подготовки христианина к празднованию Пасхи, установлен в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения.
Помните главное!!! Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями... далее » 18, 19, 20, 21 марта
Великий покаянный канон

В первые четыре дня Великого поста совершается чтение Великого покаянного канона святителя Андрея Критского. Собранные воедино события ветхозаветной и новозаветной истории излагаются с глубоким сердечным сокрушением, предлагая христианам спасительные уроки покаяния и деятельного обращения к Богу... 22 марта (пятница) утром
Раздача освященного колива

В первую пятницу Великого поста Литургия Преждеосвященных Даров совершается не совсем обычно. Читается канон св. великомученику Феодору Тирону, после чего на середину храма выносится коливо - смесь вареной пшеницы и меда, которую священник благословляет с чтением особой молитвы, а затем коливо раздаётся верующим... Подать Постовую записку, на поминовение усопших в Великий пост, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Скоро праздник

18 марта -  Обретение мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского

Архиепископ Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) — профессор медицины и духовный писатель, епископ Русской православной церкви; с 1946 года — архиепископ Симферопольский и Крымский. Был одним из самых крупных теоретиков и практиков гнойной хирургии, за учебник по которой был в 1946 году удостоен Сталинской премии. Архиепископ Лука стал жертвой политических репрессий и провёл в ссылке в общей сложности 11 лет. Реабилитирован в апреле 2000 года. В августе того же года канонизирован Русской православной церковью в сонме новомучеников и исповедников Российских... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

18 мартаНачало Великого поста далее » Обретение мощей свт. Луки исп., архиеп. Симферопольского далее »

19 марта — Иконы Божией Матери "Благодатное Небо" далее »

20 марта — Иконы Божией Матери "Споручница грешных" далее »

21 марта — Иконы Божией Матери "Знамение" Курской-Коренной далее »

22 марта — 40 мучеников, в Севастийском озере мучившихся далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы