Выбрать страницу

Пророк Малахия (Vв. до Р.Х.)

Пророк Малахия (Vв. до Р.Х.)

Малахия — последний из ветхозаветных пророков, за что у св. отцов он был назван «Печатью пророков». После него до предвозвещнного им Иоанна Предтечи целых 400 лет не было в мире великих пророков.

Неслучайно Православная Церковь празднует память пророка Малахии 3/16 января, за три дня до Крещения Господня – времени явления в мир великого торжества и чуда – Богоявления Пресвятой Троицы, столь долго ожидаемого Святыми Патриархами и Пророками Ветхого мира. А также, почитая тем самым, и Крестителя Господня Иоанна, крестившего в иорданских водах Спасителя мира.

О жизни самого пророка ничего не известно. Не известно даже настоящее имя пророка, так как, имя Малахия, означающее Ангел или Вестник (Посланник) Господень, возможно, лишь прозвание, которым наделили святого за добродетельную и праведную жизнь. Фрагментарные сведения сообщают, что святой был родом из колена Завулонова и жил после возвращения иудеев из вавилонского плена, во времена Неемии, когда иерусалимский храм был вновь построен.

Малахия жил в эпоху разочарования и несбывшихся надежд народа Божия. Великие обетования, связанные у допленных пророков с возвращением из плена, видимым образом не исполнились. Жизнь возвращенцев не сделалась легкой. Иудеи были в политическом подчинении у персов. Скудными были урожаи на полях, подвергавшихся нападениям саранчи. Сердцами возвращенцев все более овладевало безразличие к Богу или «обида» на Него. Они теряли веру в избранничество Израиля и, соответственно, все большим равнодушием проникались к храму и к жертвоприношениям.

Все чаще они нарушали постановления Моисеева закона, касавшиеся жертв и десятин, причем не только миряне, но и священники. Богослужение сводилось к традиционным обрядам, которые совершались в силу привычки. Возможно сначала, сразу после плена и возвращения в Иерусалим, народ по бедности приносил в жертву «слепое, хромое и больное», и священники решались принять и принести в жертву из милости. Но потом это стало обычным делом, они стали думать, что Богу все равно, раз до этого Он не карал за это.

О том, что надежды иудеев на «обетования завета» таяли, свидетельствовали и их браки с язычницами, ради которых они бросали своих жен, и общая моральная распущенность в обществе. Народ отступил от Бога и утратил свою веру.

Слова Малахии обращены к людям, которыми овладели скепсис и апатия. Они не верят обетованиям и не стремятся жить соответственно им. Цель служения пророка — зажечь светильник веры в упавших духом людях, напоминая им об избравшей их любви Божией, и укрепить решимость тех, кто поистине знает Бога, выполнять свои обязанности в соответствии с заветом.


Подобно Аггею и Захарии, Малахия придает первостепенное значение в жизни народа храму, недавно вновь отстроенному. Он убежден, что все благополучие иудеев зависит от того, будет ли их служение в храме строго соответствовать духу завета, будет ли оно благоговейным. Отсюда его самые строгие требования к священству.

Общая мысль речей пророка Малахии – это протест против небрежности в деле богослужения. Особенно сильны обличения Малахии за отсутствие страха Божия у священников и тех израильтян, которые легкомысленно расторгали свои брачные союзы с законными супругами. Святой Пророк угрожал им судом Божиим и за другие пороки: за их чародейства и прелюбодеяния, за ложные клятвы, за удержание платы у наемников, за притеснение вдов и сирот, за отвержение пришельцев и неисполнение закона касательно десятин и приношений в храм Божий: «…Можно ли человеку обкрадывать Бога? А вы обкрадываете Меня. Скажете: «чем обкрадываем мы Тебя?» Десятиною и приношениями».

Но своею обличительною проповедью пророк Малахия хочет не только содействовать восстановлению нравственности в народе и обычаев истинного богопочитания: главною его целью было приготовить народ к пришествию Господа. Многие нетерпеливые евреи уже начали сомневаться в том, придет ли обетованный прежними пророками Мессия как Судия грешных и Благодетель для праведников. Пророк Малахия возвещает, что Господь придет внезапно, что Он выступит как Судия для всех, вообще, людей и, значит, в том числе и для иудеев. Но и священники, и простые иудеи, не смогли бы выдержать того огненного испытания, какому Господь подвергнет при пришествии Своем всех, если бы, по Своему снисхождению к избранному народу, Он не послал ему великого Вестника — нового Илию, который вновь будет послан на землю. Смысл этого пророчества раскрыт в словах Христа Спасителя об Иоанне Предтече, приготовившем народ Божий к приходу Мессии (Мф. 11:14). Сам образ предтечи взят от обычая посылать перед царским приездом в Персию вестников, чтобы приготовить достойную встречу царя. Но здесь вестник будет, а они не подготовятся, и для них «внезапно придет Господь». Здесь раскрывается главная тема пророчества Малахии – приготовить иудеев к приходу Предтечи – нового Илии, который должен обратить евреев на путь спасения (Мал. 3:1).

Пророк Малахия

А после суда Пророк предвозвещает распространение славы Божией пред всеми народами.

Еще одно немаловажное отличие книги Пророка заключается в том, что Малахия смотрит на язычников совсем иначе, чем до него оба вышедших из плена Вавилонского Святых Пророка Аггей и Захария. Он ненавидит только идумеев (закоренелых врагов иудеев), а прочим языческим народам предвещает принятие в Царство Божие. У Аггея и Захарии День Господень уничтожает всех язычников, а у Малахии он касается только иудеев.

Пророк Малахия особенно отличается особым благоволением ко всем слабым и обиженным, в особенности к отверженным женам. Он – ярый враг развода. Священники бросали жен, а те приходили плакать в храм. За это – пророчествовал Малахия — Бог перестанет принимать жертвы вероломных мужей.

Замечательна строгость Малахии в вопросах смешанных браков и развода. Закон запрещал только брак с хананеянками, а Малахия воспрещает браки с иноплеменниками вообще. Новая послепленная иудейская община должна была строже сохранять свою теократическую изолированность, чтобы не растаять в язычестве. Моисей дозволял развод при определенных условиях (Втор. 24:1), а Малахия запрещает, в чем приближается к Евангельскому духу (Мф. 19:8-9).

Книга пророка Малахии – последняя каноническая книга Ветхого Завета. Ветхий Завет оканчивается на той точке, с которой впоследствии начинается повествование Нового Завета – на проповеди Иоанна Предтечи.

Последняя книга Ветхого Завета в своем пророчестве об Иоанне Предтече, о пришествии Христа в храм Свой поставляет нас уже на пороге Нового Завета. На этом умолкает глас пророческий. Господь все сказал, возможная для Ветхого Завета полнота откровения дана, и Иерусалиму осталось только узнать «день посещения своего».

Святой пророк Малахия скончался в молодых летах и, по преданию, был погребен со своими предками в отечественном селении Суфа.

Пророк Малахия

Тропарь, глас 2
Пророка Твоего Малахии память, Господи, празднующее, тем Тя молим: спаси души наша.

Кондак, глас 4:
Пророчества дарованием богатея пророче, Христово предвозвестил еси пришествие яве, и мирови спасение, Егоже сиянием мир просветися.

Материал подготовила Светлана Финогенова
Источник: hram-troicy.prihod.ru

Просмотрено (605) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 18 марта по 4 мая. Принимаем Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Великий пост

18 марта по 4 мая

Великий пост - время подготовки христианина к празднованию Пасхи, установлен в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения.
Помните главное!!! Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями... далее » Подать Постовую записку, на поминовение усопших в Великий пост, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

ОБЩЕЕ СОБОРОВАНИЕ

СОБОРОВАНИЕ
Совершается оно несколько раз за Великий Пост для того, чтобы все желающие могли принять это Таинство. Когда и как совершается Соборование? Практические советы: как подготовиться к Соборованию?... далее »

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

20 апреля — Похвала Пресвятой Богородицы далее » (Суббота Акафиста) далее »

21 апреля — Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской далее »

27 апреля — Лазарева суббота далее » Иконы Божией Матери Виленской - Остробрамской далее »

28 апреля — Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье) Вход Господень в Иерусалим далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы