Выбрать страницу

Временно недоступен. Что делать, если дети теряют связь с Церковью

Верующие мама и папа, хорошая православная школа, поездка на службу каждое воскресенье. И вдруг — подросший ребенок тихо отдаляется от Церкви, вера охладевает…

Для воцерковленных родителей все это часто становится шоком. Особенно если учесть, что многие еще помнят советское время, когда приход в храм был итогом мучительных поисков или жизненных испытаний, когда церкви стояли еще полуразрушенными, и нередко приходилось молиться под открытым небом. Они понимают, чем могли поплатиться за свой выбор, чего стоило обретение Бога. И какая это великая радость — найти Дом. Им трудно понять, как дети, которым, вроде бы, все преподнесено “на блюдечке”, могут так легко этот Дом покинуть.

Но где же причина отхода подростков от Церкви?

Может быть, дело в нас самих — родителях? Ведь дети прекрасно знают истинную, не-парадную жизнь семьи. В которой быть христианами и, говоря словами Писания, ходить перед Богом, очень непросто. И вдруг поведение родителей оказывается, в этом смысле, антипримером?

А может, причина в том, что, несмотря на церковное возрождение, современный мир все более противостоит христианской традиции? И новые правила игры (именно игры — назвать эту маяту жизнью рука не поднимается) интригуют и затягивают так, что не выскочить?

Или дело в психологических особенностях подростков, в тяге к обособлению, самоопределению? Четверть века назад приход в Церковь воспринимался как нонконформизм, а сейчас — некое правило, которое якобы «надо» нарушить?

Или проблема в обсуждаемой христианами слабости приходской жизни, в которой для молодых, переполненных энергией людей не хватает внебогослужебного общения и интересных дел?

Или виной всему банальная лень, когда — на фоне комфортной жизни — нет воли даже лоб перекрестить?

Наконец, быть может, не следует выдумывать правило, которого нет? Разве все подростки от 12 до 18 лет непременно и скопом «выбегают» из храма? Ой ли? Да, возраст, поиск себя, да, психология, да, «молодая кровь». Но вот, рядом со мной на службе совсем юные ребята. Вот же они!

Любой из ответов может быть верным. Отчасти. Однако речь идет о явлении не только социальном или психологическом, но и духовном. При всей своей социальной роли, при всей человечности своей, Церковь немыслима без Христа и желания войти в Его Царство, о котором Христос сказал: Царство Мое не от мира сего (Ин 18:36). Духовная жизнь затрагивает всякого человека, она как море, в котором люди переживают и бурю, и мертвый штиль, и боль, и надежду. Церковь земная стремится помочь на пути не только словом Писания, заповедей и деяниями святых, но и выстраивая особый круг богослужения, формируя общинную жизнь, правила отношений и устроения быта. И тут многое важно. Вопрос христианских отношений в семье, проблемы с приходской жизнью, расцерковление социума — все это, безусловно, часть «навигации», это подсказки и предупреждения. Но рассчитанного до миллиметра маршрута в отношениях с Богом — для детей ли, подростков или взрослых — не существует. Как не существует двух одинаковых людей. Ведь о Царстве Небесном Спаситель также сказал, что оно силою берется (Мф 11:12), то есть не достигается лишь грамотным воспитанием и соблюдением правил, но требует собственного усилия, стремления преодолеть сомнения, разочарования, пресловутый дискомфорт.

И страшнее всего на этом пути преодоления — равнодушие, теплохладность человека к духовным вопросам. То самое состояние, о котором говорит Сам Бог в Апокалипсисе: о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр 3:15–16). А наши человеческие резоны могут быть ошибочны или недостаточны.

Что же в этом случае необходимо взрослым, болеющим за юные души? Наверное, прежде всего — вспомнить, что Господь любит наших детей куда более, чем мы сами. И если по каким-то причинам дети наши уходят из Церкви, это вовсе не означает, будто Господь отворачивается от них. В конце концов, мы сами выросли в обществе воинствующего атеизма, где с младенчества нам вбивали в сознание мысль о том, что Бога нет. И если наши подросшие дети теперь вдруг заявляют, что Церковь им не нужна, наверное, не стоит ужасаться или с ходу объявлять им нашу родительскую «анафему». Господь любит наших детей, и обязательно приведет их к Себе тем путем, который никому, кроме Него, пока еще не дано знать. Точно так же, как когда-то Господь привел к Себе нас, несмотря на атеистическое наше воспитание и полное отсутствие каких-либо религиозных традиций в семье. А мы будем молиться за них, любить их, и помнить, что Божия любовь и премудрость способна исправить все наши родительские ошибки и промахи. Потому что они не только наши дети, но и Его тоже.

Владимир Гурболиков
 Источник: журнал «Фома»

Просмотрено (49) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 18 марта по 4 мая. Принимаем Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Великий пост

18 марта по 4 мая

Великий пост - время подготовки христианина к празднованию Пасхи, установлен в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения.
Помните главное!!! Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями... далее » Подать Постовую записку, на поминовение усопших в Великий пост, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

19 апреля - Пятница 5-й недели Великого поста ЧТЕНИЕ АКАФИСТА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (17:00)

На утрене (которая в приходской практике совершается в пятницу вечером) поется особый многосоставный гимн Пресвятой Богородице — Акафист. Один из самых красивых и древних церковных текстов... далее »

20 апреля - Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

Служба субботы пятой седмицы Великого поста носит название «Похвала Пресвятой Богородицы». Это удивительно теплый, добрый и радостный праздник, словно первая весть о грядущей Пасхе, о конце Великого поста и начале торжества Воскресения Христова. В этот день Церковь «восписует похвальное пение» Владычице... далее »

ОБЩЕЕ СОБОРОВАНИЕ

СОБОРОВАНИЕ
Совершается оно несколько раз за Великий Пост для того, чтобы все желающие могли принять это Таинство. Когда и как совершается Соборование? Практические советы: как подготовиться к Соборованию?... далее »

Пассия


Пассия – (лат. “страдание”) – особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа... далее »

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

18 апреля — Четверток Великого канона. Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси далее »

20 апреля — Похвала Пресвятой Богородицы далее » (Суббота Акафиста) далее »

21 апреля — Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы