Можно ли православному христианину делать татуировки?

Человек, по замыслу Господа, – двухсоставное существо. У него есть духовная нематериальная субстанция – душа и материальное тело. Тело также является сонаследником души в Царствии Божьем – в новом горнем граде Иерусалиме (см. Откровение святого Иоанна Богослова, 21-я гл.).

Ведь нынешняя смерть, которая разлучает душу и тело, – еще не конец. На Страшном Суде, когда Господь наш Иисус Христос вместе с ангелами и святыми угодниками будет судить каждого из нас, мы явимся пред Богом во всей полноте своего естества, то есть не только духовно – душой, но и телесно. Мертвые, например, воскреснут таким образом, что составы и члены их соберутся, в них войдет душа, и человек в полной своей природе предстанет перед Судом Божьим (см. Книгу пророка Иезекииля, 37:1–14). И также душевно-телесно он после окончательного над ним Страшного Суда войдет на веки вечные либо в ад, либо в рай.

Потому Церковь очень тщательно и благоговейно всегда относилась к телу как сонаследнику души в вечной будущей жизни восьмого дня. Отсюда такое трепетное отношение к телесам покойников в православном чине погребения усопших. Потому Церковь столь негативно относится к кремации.

Нежелательны также противоестественные украшения тела: татуировки, пирсинг, покрытие ногтей лаком, макияж и покраска волос. Ведь человек – образ и подобие Божье. Господь изначально создал его прекрасным самодостаточным микрокосмом – целой Вселенной. Потому излишне «моифицировать» свое тело – это, конечно же, сомнительная практика. Мы будто бы не доверяем Богу и строим в гордыне собственную вавилонскую башню, пытаясь исправить Создателя. Подобное поведение ни к чему хорошему не может привести.

Это не исключает естественного ухода за своим телом и лечения болезней, например инвалидности.

Кроме того, зачастую молодой парень или девушка не понимают истинного смысла татуировок – их исторического значения. В древнем языческом мире, где полиграфических технологий не было, татуировки могли в том числе быть чем-то вроде печати или паспорта. Они несли информацию о человеке: принадлежность к определенному племени, клану, роду, социальному положению.

Здесь есть и еще один подтекст. Современный молодой человек иногда воображает, что татуировка – своеобразный символ его личной свободы. Но в языческом мире (откуда ее истоки) – это символ прямо противоположный. Там татуировка – это зачастую символ подчинения, знак принадлежности кому-то или чему-то. Так, например, и сейчас происходит в замкнутых субкультурах типа армейских подразделений или бандитских формирований.

Порой человек, нанося татуировку, даже не задумывается о том, какой информационный смысл несет тот или иной символ. Ведь татуировка – не просто украшение, она зачастую имеет философскую или религиозную подоплеку. И человек, бегущий от реальности в вымышленный мечтательный мир (куда он зачастую пытается «втащить» и свое тело, в том числе и с помощью татуировок), может, сам того не понимая, возрождать и неоязычество, а вслед за ним (если назвать вещи своими именами) идолопоклонство и служение бесам.

Тем более это страшно для православного христианина. Так как святой первоверховный апостол Павел сказал о нас, православных христианах: «Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? Если кто разорит храм Божий, того покарает Бог: ибо храм Божий свят; а этот храм – вы» (1 Кор. 3:16). То есть мы – живая церковь, храм. Каждый из нас.

У православного христианина есть одна принадлежность – ко Христу. И символом этого издавна является нательный крестик на шее. Такого человека и Бог благословляет, и святой ангел оберегает. А у татуированного все может быть диаметрально противоположно. Тем же, кто нанес на тело откровенно языческие татуировки, конечно же, стоит исповедоваться в этом грехе, и Господь обязательно простит их и восстановит утраченную духовно-телесную гармонию.

Иерей Андрей Чиженко
 Православная Жизнь

Можно ли делать татуировки на теле?

Вопрос:

В Ветхом Завете встречается место, где говорится о запрете нанесения на тело изображений и надписей (в книге Левит ). Можно ли этот отрывок соотнести с нынешней татуировкой? То есть, является ли она грехом? И есть ли еще места в Библии, где об этом говорилось бы?

Отвечает священник Афанасий Гумеров:

«Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь» (Лев.19:28). Запрет этот повторяется еще дважды: Лев.21:5; Вт.14:1. В приведенном стихе, действительно, воспрещается наносить на тело изображения накалыванием или втиранием красок, как это было распространено у языческих народов. Отношение к телу в богодухновенной ветхозаветной религии принципиально отличается от язычества. Чудесная связь тела, души и духа образует единого человека, сотворенного по образу Божию.

Добродетели приносят благо не только душе, но и телу: «Кроткое сердце — жизнь для тела, а зависть — гниль для костей» (Притч.14:30). Человеческое тело свидетельствует о премудрости и всемогуществе Творца. Библия говорит о поврежденности человеческого естества грехом, но о теле, как создании Божиим, не высказывает ни одного пренебрежительного слова. Платон называл тело «темницей души», а св. апостол Павел говорит о «искупления тела нашего» (Рим.8:23). Поэтому Моисеев закон запрещал перенимать языческие обычаи. Специальное уродование тела, созданного Богом, является оскорблением Господа. «Ибо вы куплены [дорогою] ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии» (1Кор.6:20).

Православие.Ru

Просмотрено (11981) раз

7 комментариев на “Можно ли православному христианину делать татуировки?

  1. В средние века церковь начала активную борьбу с татуировками, на них был наложен строгий запрет, об этом предупреждали всех прихожан. Официально они были разрешены только в Боснии и Герцеговине. В 15 веке католическая церковь сняла этот запрет и разрешила делать татуировки в виде креста, к тому же это препятствовало и обращению в другую религию.

  2. А как выстриги на волосах, в виде молний и т. п. Можно ли их делать. У нас возник в семье спор.

    • Здравствуйте, Наталья!
      Лично я к подобной символике отношусь отрицательно. Тем более, молния является символом фашистских подразделений СС. Также и татуировка является вредительством кожного покрова, созданного Богом. А, как известно, любой вред, причиняемый своему телу, является грехом.

  3. Здравствуйте. А если эта татуировка будет христианский крест? Что тогда?

    • Здравствуйте, Дмитрий!
      Делать ли татуировку в виде креста? Однозначно — нет и нет!

      • Почему?

        • Здравствуйте, Дмитрий!
          1. Потому что эта практика ассоциируется с оккультизмом.
          Левит 19:28 «Ради умершего не делайте нарезов на теле вашем и не накалывайте на себе письмен. Я Господь». Также Второзаконие 14:1 «Вы сыны Господа Бога вашего; не делайте нарезов на теле вашем и не выстригайте волос над глазами вашими по умершем».
          По языческим обычаям наколки и нарезы на теле делались либо в честь умерших (как память или напоминание об умерших), либо с целью войти в транс во время оккультных сеансов и вступить в общение с умершими (вызывание духов). Господь Бог предупреждал Свой избранный народ о том, чтобы они не занимались оккультизмом ни в какой форме, называя оккультизм — «мерзостью»:
          Итак, наколки и нарезы на теле имеют языческие оккультные корни.
          2. Потому что эта практика является противлением Творцу
          Когда Господь Бог сотворил человека: мужчину и женщину, Он сказал, что Он это сделал очень хорошо: Бытие 1:31а «И увидел Бог всё, что Он создал, и вот, хорошо весьма».
          Итак, человек создан Богом очень хорошо. Те, кто считает, что наколки и нарезы на теле могут усовершенствовать творение Бога, сделать его ещё красивее и привлекательнее, делают вызов Творцу. Они своими татуировками, проколами и нарезами свидетельствуют о том, что Господь создал их недостаточно хорошо. На самом же деле – это членовредительство.
          3. Потому что наше тело – это храм Божий
          Слово Божье учит нас, что наши тела являются храмом Святого Духа, и что никто не имеет права осквернять этот храм. 1 Коринфянам 3:16 «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? » Также 1 Коринфянам 6:19-20 «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии».
          Татуировки и другие нарезы и наколки на теле – то же, что надписи на стене храма. Они не украшают храм, а оскверняют и его и Бога, обитающего в нём.
          4. Потому что это не славит Бога
          1 Коринфянам 6:19-20 «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии». 1 Коринфянам 10:33 «Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, всё делайте в славу Божию. Не подавайте соблазна ни Иудеям, ни Еллинам, ни церкви Божией, так, как и я угождаю всем во всем, ища не своей пользы, но пользы многих, чтобы они спаслись».
          Слово Божье призывает нас славить Господа не только в наших душах, но и нашими телами. Вопрос: Каким образом наколки прославляют Бога?
          5. Наколки делаются под влиянием духа незнания и заблуждения
          Часто молодёжь делает наколки, что называется, «по глупости». Однако в действительности они это делают из-за недостатка знания и непонимания сути вещей.
          Причина, по которой многие люди заблуждаются в этом вопросе – недостаток знания.
          Речь идёт о познании Бога и Божественной истины: Осия 4:6a «Истреблен будет народ Мой за недостаток ведения». Большинство людей не научены начаткам учения Божьего. Они не знают отношения Бога к нарезам на теле; они не знают о том, что их тела должны быть храмом Святого Духа; они не знают, что Господь создал их для того, чтобы они славили своего Творца.
          6. Можно ли христианам делать христианские наколки на теле?
          Некоторые христиане считают, что нет ничего плохого в том, чтобы делать татуировки с изображением христианских символов или слов «Иисус», «Бог», «Спасение» и т.п. Они оправдывают это тем, что такие татуировки являются свидетельством для грешников. Однако они забывают о том, что наша жизнь должна быть свидетельством грешному миру, а не наши наколки. Что порадует Господа больше: если мы наколем на своём теле слово «Иисус» или если мы в своей жизни проявим характер Иисуса Христа? Разумеется, второе.
          Для свидетельства о Христе и для привлечения грешников к Богу нам не нужно пользоваться мирскими, языческими методами, уподобляясь этому грешному миру. Иисус обещал, что Его ученики станут Его свидетелями, когда на них сойдёт Святой Дух: Деяния 1:8 «Вы примете силу, когда сойдет на вас Дух Святый; и будете Мне свидетелями в Иерусалиме и во всей Иудее и Самарии и даже до края земли». Он не сказал, что нам понадобятся наколки, чтобы свидетельствовать о Христе.
          Кроме того, нам – христианам – следует почаще задаваться вопросом: «Что бы сделал Иисус на моём месте?» Не думаю, что для свидетельства о Царствии Небесном, об Отце, о Суде и о спасении грешников Он бы свидетельствовал при помощи религиозных наколок. Шрамы на теле Спасителя были от ударов плетьми и от гвоздей, которыми Его прибили ко кресту.
          7. Однако Слово Божье упоминает о таком типе наколок, который не является мерзостью в глазах нашего Творца.
          Речь идёт не о письменах или изображениях, запечатлённых на теле, а о Законе Божьем, запечатлённом на наших сердцах: 2 Коринфянам 3:2-3 «Вы — наше письмо, написанное в сердцах наших, узнаваемое и читаемое всеми человеками; вы показываете собою, что вы – письмо Христово, через служение наше написанное не чернилами, но Духом Бога живого, не на скрижалях каменных, но на плотяных скрижалях сердца».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *