Выбрать страницу

Что для нас «превыше всего»

Державная икона Божией Матери2/15 марта Церковь прославляет икону Божией Матери Державная. История этой иконы может показаться фантастической, но это не вымысел. В день отречения императора Николая II от престола чудесным образом, по откровению, данному крестьянке, обретается икона Божией Матери Державная, с символами царской власти в руках. Когда всероссийский самодержец выронил из своих рук эти символы, их в тот же день подняла Матерь Божия.

Следовательно, власть земная и власть небесная, царство Божие и царство кесаря связаны между собой какой-то непостижимой для нас таинственной связью.

Я хотел бы начать свои размышления об этой связи с очень далекого библейского прошлого. Избранный народ вывел из Египта Сам Яхве. У них не было царя, и их история называется Священной, потому что писал ее не человек, а Бог руками человека. Осуществляет Яхве Свое правление с помощью Судей, избираемых Им Самим, и угодных Ему вождей.

Судьи были предводителями племен, и их власть не была обусловлена никакими жесткими человеческими факторами, династическим преемством и т.п. Это были харизматические лидеры, руководящие разрозненными еврейскими племенами. Но в стремлении сохраниться и получить какие-то гарантии безопасности Израиль пытается стать на путь устройства монархии.

Первой такой попыткой, хоть и неудачной, было царство Авимелеха, пытавшегося воцариться над несколькими центральными коленами. Книга Судей говорит о нем крайне неодобрительно, потому что он незаконно узурпировал власть, которую Бог осуществлял в Своем народе через Им Самим избранных судей.

Притча из книги Судей (9, 8–15) – самый антимонархический текст не только в Библии, но и во всей мировой литературе. Наконец в лице Саула идея центральной власти получает воплощение. Но династии Саула тоже не суждено было закрепиться в Израиле. На смену Саулу приходит династия Давида царя.

В политическом плане Израиль получает царя и такую же форму правления, «как прочие народы». Но в связи с этим с самого начала встает вопрос: а в чем же тогда проявляется Царство Яхве в Израиле? Монархия сменяет Теократию. Царь земной приходит на место Царя Небесного. Этот же вопрос встанет в самой трагической форме и в конце периода монархии – конце трагическом и бесславном. Вокруг вопроса, а где же место Бога в монархии Израиля, строится не только повествование книги Царств, но и всей Второзаконнической истории. Да, монархия дала Израилю власть, она принесла централизацию государству, но какой ценой? Ведь монархия входила в прямое противоречие с законами домонархического периода, которые были укоренены в Синайском законодательстве.

Законы, данные Яхве, пронизаны духом свободы – как для всего Израиля, так и для каждого его члена. Израиль как народ, освобожденный Богом от рабства, должен быть обществом, где рабство исключено как таковое. Равенство, точнее, социальная независимость – высшая социальная ценность. Поэтому и запрещаются такие вещи, как ростовщичество, то есть то, что увеличивает зависимость брата от брата.

Законы Бога переводят вопросы собственности из сферы имущественной в сферу духовную. Право настоящей собственности принадлежит только Богу, а все израильтяне равным образом получили его временно и не могут иметь с этого проценты.

Нельзя никого порабощать и эксплуатировать (Лев. 25, 39–40), потому что, говорит Бог, «они – Мои рабы» (Лев. 25, 42–43). Чтобы не увеличивать зависимость друг от друга, предписано прощать долги каждые семь лет. А взаймы нужно давать из сострадания, с чистым сердцем, независимо от того, сколько времени осталось до субботнего года.

В юбилейный 50-й год восстанавливается семейная и земельная собственность. Это не давало возможности прийти к власти семейным клановым монополиям на фоне обеднения всех остальных.

Отпуская раба в седьмой год, было необходимо снабдить его всем нужным для жизни. Все предписания говорили о том, что у Израиля в целом и у каждого израильтянина в отдельности должен быть только один Бог – Господь. Таково законодательное устройство государства, данное от Бога избранному народу. Прямой вывод из него один: не Израиль и не Царство «понад усе», а Бог!

Царская власть была прямой угрозой такому устройству. В 8-й главе 1-й книги Царств содержится глубочайшая критика царской власти. Монархия разрушила законы Яхве. Вместе с царем появился двор, появилась иерархия, началось расслоение на бедных и богатых, появился дорогостоящий административный аппарат с его постоянными интригами, классовое общество и прочее. Все это и привело сначала к разделению, а потом и краху Израиля.

Зачем все это я написал к празднованию Державной Иконы Божией Матери? Да все очень просто. Власть монарха, Всероссийского Самодержца, его отречение от трона – это логический конец государства, которое постепенно теряло Бога. История Израиля повторилась в истории России. И не нарушение соборной клятвы 1613 года привело к трагедии страну, а постепенное обмирщение в ней духовных ценностей и ориентиров жизни. Власть в стране захватил бич Божий – филистимляне, эта «Божья саранча», посланная за отречение от Него. И так будет каждый раз. Если не одна, так другая саранча будет меняться у руля власти, пока народ не начнет каяться и искать Бога, как это было в Израиле.

Скипетр и державу в Свои руки взяла Богородица, но эта власть – духовная. Мы должны определиться с тем, кому мы подчиняемся. Кесарю с его государственной символикой, гербом, флагом, законами и прочим. Или же Богу, согласуя жизнь с Его повелениями и указами. Да, мы, конечно же, будем платить кесарю то, что он хочет, но нельзя отдавать ему свое сердце. «Превыше всего» для православного христианина должен быть только Бог, а все остальное намного ниже.

Протоиерей Игорь Рябко
Православие.Ru

Просмотрено (76) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 18 марта по 4 мая. Принимаем Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Великий пост

18 марта по 4 мая

Великий пост - время подготовки христианина к празднованию Пасхи, установлен в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения.
Помните главное!!! Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями... далее » Подать Постовую записку, на поминовение усопших в Великий пост, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

ОБЩЕЕ СОБОРОВАНИЕ

СОБОРОВАНИЕ
Совершается оно несколько раз за Великий Пост для того, чтобы все желающие могли принять это Таинство. Когда и как совершается Соборование? Практические советы: как подготовиться к Соборованию?... далее »

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

20 апреля — Похвала Пресвятой Богородицы далее » (Суббота Акафиста) далее »

21 апреля — Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской далее »

27 апреля — Лазарева суббота далее » Иконы Божией Матери Виленской - Остробрамской далее »

28 апреля — Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье) Вход Господень в Иерусалим далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы