Выбрать страницу

Шестопсалмие. Почему на шестопсалмии не крестятся и не кладут поклонов?

ШестопсалмиеКакой духовный смысл в выбранных псалмах? Почему на шестопсалмии не крестятся? Почему не кладут поклонов? Что общего у Шестопсалмия и Страшного Суда? Откуда взялось учение, что Страшный Суд будет длиться столько же времени, что и чтение Шестопсалмия? Почему Шестопсалмие читают не как Псалтырь, а как молитвы? Почему выбранные псалмы звучат именно в такой последовательности?

Шестопсалмие – одна из важнейших частей вечернего богослужения (Утрени), состоящая из шести избранных псалмов особого покаянного характера: 3, 37, 62, 87, 102 и 142.

Чтец, стоя посредине храма, читает как бы от лица всех присутствующих избранные псалмы, символизирующие наше покаяние, нашу молитву и надежду. Шестопсалмие – это переход с вечерни к утрени, с Ветхого Завета к Новому Завету, к радости и надежде о родившемся Спасителе, о чем и возвещают Ангелы в пении: «Слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение».

Шестопсалмие разделено на две части. После первых трех псалмов на «Аллилуия» полагается крестное знамение без поклона и только по окончании всего шестопсалмия при заключительном «Аллилуия» — три поклона.

В середине Шестопсалмия, во время начала чтения 4-го по счету, самого скорбного, наполненного смертной горечью псалма, священник выходит из алтаря и перед царскими вратами про себя продолжает читать 12 особых «утренних» молитв, которые он начал читать еще в алтаре, перед престолом. В этот момент священник как бы символизирует Христа, Который услышал скорбь падшего человечества и не только сошел, но и до конца разделил его страдания, о которых говорится в читаемом в это время 87-м псалме. В «утренних» молитвах, которые священник читает про себя, содержится моление о стоящих в храме христианах, просьба простить им их грехи, дать искреннюю веру в нелицемерную любовь, благословить все их дела и удостоить Царства Небесного.

Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. Чтение шестопсалмия это очень глубокий и важный момент вечернего богослужения. Особенность последования этих псалмов подчеркивает древняя традиция не класть поклонов и не креститься во время их чтения.

Шестопсалмие

Шестопсалмие символизирует собою Страшный Суд. В Церкви существует предание, что Страшный суд будет длиться ровно столько, сколько по времени читается Шестопсалмие. И мы, предстоя перед Богом во время чтения этих дивных псалмов, должны помышлять о Суде Божием над нашими душами.

Чтобы подчеркнуть эту важность Шестопсалмия, его читают на середине храма при погашенных светильниках и свечах. Верующие остаются в полумраке, чтобы удобнее было углубляться в смысл читаемого, чтобы особое сосредоточенное внимание ничем не развлекалось.

Устав предписывает слушать чтение в тишине и благоговении, не позволяя в это время не только шумного движения или громкого разговора, но даже шепота и других каких-либо нарушающих безмолвие звуков. Слушать «cо всяким вниманием и страхом Божиим, яко Самому собеседующе Христу Богу».

«Шестопсалмие надо читать не как кафизмы, а как молитвы. Значение шестопсалмия очень велико: это молитва Сына к Богу Отцу» — говорил преп. Нектарий Оптинский.

Шесть псалмов в их религиозно-нравственном освещении предстают перед нами как шесть последовательных ступеней духовной лествицы христианина.

Состояние души псалмопевца – это не просто “смена настроений”, которая «говорит о неустойчивости человеческого сознания, склонного к надломам, соблазнам и падениям». Это путь сильной своею верою и мужественной души-христианки в ее восхождении к Богу. Шестопсалмие показывает нам, как искренне верующая и обращенная ко Христу душа проходит тяжкий путь искушении, духовно возрастает, укрепляется, преодолевает, с помощью Божией, бесовские нападения и достигает благодатного состояния истинной свободы – свободы жить по воле Божией.

Чем определяется набор псалмов, входящих в Шестопсалмие? Если искать формально-логическое объяснение, то ответ может быть таким: это именно та последовательность псалмов, которая, обладая признаками, указанными в «Толковом типиконе», наилучшим образом вписывается в состав Утрени.

Молитвенный настрой, содержание псалмов, их взаимосвязанность, стилистическая однородность и внутренняя динамичность – все это замечательно передает состояние перехода от Вечерни к Утрени, от времени ветхозаветного к новозаветному. Но почему именно эти псалмы, а не другие? Ведь вышеприведенным требованиям удовлетворяют многие псалмы, так что, перебирая по Псалтири варианты «шестопсалмий», мы получили бы не одно, а множество решений. Ответ может быть только один: автор Шестопсалмия был ведом Духом Святым. Будучи богодухновенным творением, Шестопсалмие включает в себя много больше, чем то, что может охватить человеческий ум. Оно готовит нас к встрече со Христом. Эта ключевая мысль Шестопсалмия пронизывает все его содержание, включая и символику богослужения.

В Шестопсалмии все не случайно. Псалмопевец Давид и исторические события, отраженные в псалмах, прообразуют Христа Спасителя и события Его земной жизни. Мессианская тема, звучащая в Шестопсалмии, – это сжатое описание крестных страданий Спасителя, Его смерти и воскресения. Шестопсалмие говорит о Церкви Христовой, о спасительных таинствах, установленных Христом.

В своем духовно-нравственном понимании Шестопсалмие представляет собой краткое изложение основ христианской аскетики: оно показывает путь ко Христу. Закономерности, проявляющиеся в композиции Шестопсалмия, суть духовные законы, которым следует в своем движении ко Христу душа христианская, олицетворяющая собою всю Церковь Христову. Во время чтения Шестопсалмия душа каждого молящегося проходит этот путь и в радостном ожидании спасения раскрывается навстречу Грядущему Спасителю, о Котором торжественно возвещает Церковь: «Бог Господь и явися нам, благословен Грядый во имя Господне!»

Анатолий Баданов
Азбука Веры

Просмотрено (20089) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 18 марта по 4 мая. Принимаем Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее
Подать записку на Великопостную родительскую субботу
Вторая и четвертая субботы Великого поста (30 марта и 13 апреля) — дни всеобщего поминовения усопших. Великопостная родительская суббота.  Панихида. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

4 комментария

  1. Николай

    Но почему именно эти псалмы, а не другие? Вот вопрос Юрий на который нужно ответить! И кто утвердил именно 6 псалмов?

    Ответить
    • voskrcerkov.ru

      Здравствуйте, Николай!
      Предлагаем Вам статью.

      Нередко от православных можно услышать целый ряд вопросов, касающихся Шестопсалмия. Каков духовный смысл в шести псалмах?
      Почему во время чтения Шестопсалмии не крестятся? Почему не кланяются? В чем сходство Шестопсалмия и Страшного суда? Почему выбраны только шесть псалмов? Почему они расположены именно так? Только толкование Шестопсалмие может дать понятные ответы на эти и другие вопросы.

      Шестопсалмие важная часть Утрени

      И вот наступило на вечернем богослужении время чтения шести псалмов. Для начала подчеркнём важность этой части Утрени. В чем это проявляется? Шестопсалмие читается на всех утренних богослужениях (повседневном, субботнем и воскресном), за исключением Светлой Пасхальной седмицы.

      В момент произнесения псалмов в храме должна стоять полная тишина. Именно поэтому не рекомендуется креститься и класть поклоны, чтобы избежать даже малейшего шума. Вот что говорил по этому поводу Паисий Святогорец:

      «шестопсалмие символизирует Страшный Суд. Поэтому хорошо, если во время чтения шестопсалмия ум идет на час Страшного Суда. Шестопсалмие занимает шесть-семь минут. После первой статьи мы даже не крестимся, потому что Христос придет сейчас не для того, чтобы распяться, но явится миру как Судия»

      Шестопсалмие включает в себя шесть псалмов, 5 из которых (за исключением 87 псалма) написал пророк и царь Давид. В Церкви бытует мнение, что Страшный суд будет идти столько, сколько минут читается Шестопсалмие. На это время в храме гасятся все светильники и свечи, чтобы ничто не мешало сосредоточится на смысле псалмов. Каждый из верующих, во время чтения поучительных псалмов, должен думать о своей душе и Божием Суде над ней. Следует прислушаться к тому, что говорил об этом преп. Нектарий Оптинский:

      «Шестопсалмие надо читать не как кафизмы, а как молитвы. Значение шестопсалмия очень велико: это молитва сына к Богу Отцу»

      Теперь настало самое время обратиться к духовному смыслу псалмов.

      Принцип подбора псалмов

      Сначала рассмотрим те особенности выбора, которые сразу бросаются в глаза:

      • псалмы равномерно размещены по разным частям Псалтири, поэтому они представляют её целиком;
      • пять псалмов написаны пророком и царём Давидом, а 87 его ближайшим сподвижником, поэтому все они рассказывают о событиях его жизни;
      • псалмы однородны по содержанию и тону, потому что говорят о праведнике преследуемом врагами, который уповает только на Бога;
      • все псалмы являются молитвенным обращением к Богу: 3,37, 87 и 142 — молитвы об ограждении от преследования врагов; 62 и 102 — молитвы о благодарении Бога;
      • во всех шести псалмах действие разворачивается ночью или утром, поэтому их чтение к месту именно на Утрени;
      • имеет мест чередование печальных псалмов (чётные номера) с радостными.

      Какие псалмы входят в Шестопсалмие

      Толкование Шестопсалмие прямо говорит о муках, страданиях праведника и упования его на Бога. Но почему отдали предпочтение именно этим песням? Ведь таким требованиям отвечают многие псалмы, поэтому вариантов «шестопсалмий» могло быть много. В данном случае ответ один: псалмы подбирались с ведома Духа Святого. Основная мысль Шестопсалмия — подготовка встречи со Христом. Причём это красивое, светлое чтение не подвластно времени, так как его главный символ — начало нового дня. С рассветом начинается новая праведная жизнь, которая полна любви, радости и добра ко Господу.

      Толкование Шестопсалмие поможет познать смысл псалмов

      Номера псалмов не столь важно знать каждому христианину. А вот их смысл важно понимать, потому что они представляют важную часть его духовной жизни:

      1. Псалом 3.
      2. Псалом 37.
      3. Псалом 62.
      4. Псалом 87.
      5. Псалом 102.
      6. Псалом 142.

      Толкование Шестопсалмие

      Многими сторонами своей жизни псалмопевец предстает перед нами не только как ветхозаветный праведник, но и как человек новый. Библейский царь Давид выступает как прообраз Христа. Именно поэтому Спаситель человечества происходит из рода Давида. И тогда становится ясно, почему Псалтырь вся целиком используется в богослужении Православной Церкви. Святитель Афанасий Великий писал:

      «…книга псалмов как бы на картине представляет, как должна вести себя душа»

      Тут можно только добавить — «душа-христианка».

      Псалом 3

      Праведник, которого гонят враги — это не только бегающий от Авессалома-сына, отец-Давид. Аналог — душа христианина, страдающая от нападения бесов со всех сторон. «Окрест» святые отцы толковали как выражение бесовских козней:

      • когда бесы атакуют спереди, они стараются дать надежду на счастливый конец начинаний, тем самым вызывая беспечность;
      • нападая сзади, бесы напоминают нам о прежних прегрешениях, тем самым провоцируя уныние;
      • штурмуя нас справа, вызывают тщеславие;
      • налетая слева, пытаются склонить ко греху.

      Вражьи силы всеми способами стараются оторвать Христианина от Бога. Они внушают, что ему не спастись в Бозе его. Но христианская душа отважно отбивает нападения бесов молитвой к Богу:

      Ты же, Господи, заступник мой ecu, слава моя и возносяй главу мою (ст. 4).

      Праведник просит Христа о помощи и сразу получает ответ.

      Псалом 37

      Страдания псалмопевца Давида, красочно изображённые в этом псалме, сравнимы со страданиями Самого Христа. Как царь Давид знал о заговоре, который готовили против него, так и Иисус знал о предательстве Иуды, отступлении учеников, предстоящих крестных муках. Оба испытывали физические и нравственные страдания.

      Главное в этом псалме то, что несмотря на усиливающийся натиск врагов, клеветы, сплетен праведник не ищет оправдания. Он признает свои грехи и раскаивается в них перед Богом. Покаянная молитва — вот та жертва, которая угодна Господу нашему Иисусу Христу.

      Псалом 62

      Эта песня содержит упоминание иудейской пустыни. Именно в ней спасался псалмопевец Давид, когда его преследовал грозный враг. Им был, по мнению многих толкователей, царь Саул, который опасался за свой трон. Пустыня символизирует крайнюю нужду и опустошение. В ней 40 дней был Моисей. В пустыню на 40 дней уходил Христос, а затем искушался диаволом. Но если испытуемый находится под покровительством Бога, то вера его укрепляется. Господь даёт силы, чтобы справиться со всеми трудностями.

      Пустыня — это место, где легче каяться. В покаянных песках происходит очищение души, если осознается своя греховность.
      Но можно сказать и так: душа без Бога — это тоже пустыня. Пустые пески, которые ночью остывают, а днем раскаляются от солнца. Здесь нет воды и пищи. Только полностью опустошив свою душу, можно открыть сердце для проникновения Божьих слов. С этого момента душа будет жаждать Бога и просить у Него милости. Псалмопевец внушает: милость Господа выше жизни человека.

      Псалом 87

      Толкование Шестопсалмие считает эту песнь самой печальной. Чем сильнее певец молится, тем больше ухудшается его душевное состояние. Но он осознаёт свою отверженность и бедственное положение. Самое печальное то, что отчаяние наступило от осознания покинутости всеми: как людьми так и Богом. Это состояние можно сравнить со страданиями умирающего человека. Понятно, что этот псалом писался во время сильной скорби и уныния.

      Это состояние было настолько критическим, что псалмопевец просит Бога не об избавлении от врагов или дарований духовных радостей. Нет! Он просит Бога лишь не отвращать лица Своего от него. Опасность, угрожающая жизни, создаёт образы смерти и погребения. В этот момент молитва становится криком о помощи. Одновременно приходит желание смирения пред Господом, чтобы он не отвратил лица Своего. Именно так молил Христос Отца Своего во время мучений.

      Псалом 102

      Эта песня наполнена словами Радости и благодатью Божией. Праведник услышан, помощь от Бога пришла! Страдания очистили душу. И она, умудрённая духовным опытом, обретает второе дыхание. Душа начинает хвалить Творца, взлетая в Небеса, как молодой орёл. Псалмопевец понимает, что дни людей скоротечны и торопится воздать Господу должное. Благодарственный гимн потоками исторгается из свободного сердца.

      Святые отцы, делая толкование Шестопсалмие этого псалма подчёркивают, что любовь Бога бесконечно терпелива. А Его милость выше любого земного суда. Также св. отцы в стихах псалма видят указание на будущее воскресение мертвых. В песне слышится призыв славить Господа не к людям, но ко всем тварям на земле. Мессианская тема псалма постепенно вводит верующих в Новый Завет.

      Псалом 142

      Ликование в предыдущем псалме сменяется горестью. Только что праведник хвалил Бога и радовался жизни, и вдруг снова подвергся нападению врагов. Снова душа испытывает смущение. Но ведь давно замечено, что наша жизнь состоит из чёрных и белых полос. Расслабляться нельзя. Как только наступает успокоение, сразу налетают бесы и страсти. Но в псалме перед нами предстаёт не новичок, а закалённый в боях воин. Он не только зрит опасности и коварство врагов, но и научен опытом борьбы с ними. Поэтому в этот раз праведник молит Бога об указании правильного пути в жизни. Просит научить себя творить Волю Господню.

      В 142 псалме Давид обращается к Богу за помощью, милостью и защитой. Хотя он уже опытный боец, всё равно не надеется на свои силы. Он уповает на помощь со стороны, на помощь Спасителя. Для этого он в минуту опасности молитвенно поклоняется Богу и отдает всего себя под Его покровительство. Это ценный дар — научиться отдавать себя в Божье ведение. И ни на минуту не сомневаться в положительном исходе.

      Праведник уверен, что только Благой Дух Святой выводит грешников на путь истинный. Признавая себя рабом Спасителя, передавая Ему под контроль всю жизнь — только так можно достичь победы. Подчеркнем, победы — не взирая на надломы, соблазны и падения души! Только этот путь сильной и мужественной души, приведёт ее к Богу.

      Заключение

      Шесть псалмов — это шесть ступеней лестницы, которые ведут к духовной победе. Молитвенный настрой, содержание псалмов, их однородность и внутренняя динамика — всё это создаёт мостик перехода от Вечерни к Утрени. От ветхозаветных времен к настоящему бытию, от библейских историй к Новому Завету. Толкование Шестопсалмие однозначно утверждает: путь к Богу не может быть лёгким. Чтобы на него ступить нужна крепкая вера, сильная воля, мужественная душа. Вот тогда и может наступить момент истинной свободы во Христе.

      Кто и когда установил чтение Шестопсалмия на богослужении

      Первые упоминания о Шестопсалмии относятся к VII веку. В то время Ексапсалмы были включены, например, в Студийский устав. Авторство установления молитв Шестопсалмия и принцип выбора всего 6 псалмов из 150 остается загадкой. Исследователи отмечают, что псалмы выбраны из Псалтири равномерно и как бы представляют всю Книгу хваления в «сжатом» виде.

      В Православной Церкви нет случайных элементов, тем более в богослужении. Все, что мы видим в храме на службе – в разное время создавалось людьми через откровения от Бога.

      Историческая справка

      До появления монашеских уставов утреня в отношении к количеству псалмов не отличалась от вечерни: та и другая в Апостольских Постановлениях имеют по одному псалму, и утреня 62-й (Вступ. гл., с. 135, 137); такой же псалом указывается для нее в соч. «О девстве» псевдо-Афанасия (IV–V в.) [556]. Под влиянием подвижников, певших в течение ночи целую Псалтирь, монастыри вводили пение на утрене по 75, 60, 50, 30, 20 и 18 псалмов; устав Венедикта и другие западные сокращали это число до 12, основываясь, должно быть, на очень распространенном в древности обычае петь за раз 12 псалмов, причем устав Венедикта делил их на две шестерицы, предпосылая им пс. 3 и 94; другие уставы (западные) еще более сократили это число, — до шестопсалмия, пяти- и четырепсалмия (Вступ. гл., 189–190, 216, 301–313). Последнее нашло применение и на армянской утрене, причем все псалмы ее 4-псалмия совпадают с нашими: 3, 62, 102, 142 (там же, 299). И песненная утреня при Симеоне Солунском имеет в начале пс. 3, 62 и 133 (там же, 345). Древнейшие упоминания о нашем шестопсалмии — в известном описании синайской утрени VII в., в Ипотипосисе и Диатипосисе (там же, 295, 359).

      Михаил Скабаланович «Толковый типикон»

      Ответить
  2. Елисавета

    А кто этот автор шестопсалмия, который был веден Духом Святым?? И когда это было?

    Ответить
    • Юрий

      Здравствуйте, Елисавета!
      Шестопсалмие включает в себя псалмы Давида из книги Псалтирь: 3, 37, 62, 102, 142 и 87 — сынов Кореевых.

      Ответить

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

30 марта — первая Родительская суббота Великого поста

30 МАРТА ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ. РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА. ПАНИХИДА

2 и 4-я субботы Великого поста — дни всеобщего поминовения усопших. В субботу утром - служится основное церковное поминание – заупокойная Литургия, где поминаются все усопшие христиане, после нее – будет отслужена общая панихида...
30 марта первая родительская суббота Великого поста. Не забудем помянуть усопших родных и близких! далее » Принимаем заблаговременно записки на родительские субботы Великого поста о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Великий пост

18 марта по 4 мая

Великий пост - время подготовки христианина к празднованию Пасхи, установлен в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения.
Помните главное!!! Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями... далее » Подать Постовую записку, на поминовение усопших в Великий пост, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

ОБЩЕЕ СОБОРОВАНИЕ

СОБОРОВАНИЕ
Совершается оно несколько раз за Великий Пост для того, чтобы все желающие могли принять это Таинство. Когда и как совершается Соборование? Практические советы: как подготовиться к Соборованию?... далее »

ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

(младенцев за такой Литургией не причащают)
Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище. Нужно посещать также и особые службы, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. Главная из числа особых служб – это Литургия Преждеосвященных Даров.

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

25 марта — Свт. Григория Двоеслова, папы Римского далее »

27 марта — Феодоровской иконы Божией Матери далее »

30 мартаПоминовение усопших далее » Прп. Алексия, человека Божия далее »

31 марта — Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы