Выбрать страницу

Воздушные мытарства. Мытарство семнадцатое: «Не прелюбодействуй»

Мытарство 17-е, прелюбодеянияБерегись… всякого вида распутства…
и не ищи никого помимо жены твоей,
чтобы не погибнуть… (Тов.4, 12, 13).

«Следующее мытарство было мытарством прелюбодеяния, где истязуются грехи живущих в супружестве: если кто не сохранил супружеской верности, осквернил свое ложе – здесь должен дать отчет. Истязуются здесь также и те, кто грешен в похищении для блуда, в насилии[1]. Здесь же испытывают лиц, посвятивших себя Богу и давших обет целомудрия, но не сохранивших свой обет и впавших в блуд; истязание этих особенно грозно. На этом мытарстве я оказалась много грешной, меня уличили в прелюбодеянии, и злые духи уже хотели похитить меня из рук Ангелов и отвести на дно ада. Но святые Ангелы много спорили с ними и едва искупили меня, оставив все добрые дела мои здесь до последнего и весьма много прибавив из сокровищницы преподобного Василия. И взяв меня от них, отправились далее».

На этом мытарстве истязуются те, которые не сохранили чистоты брачного венца (нарушили супружескую верность), и те, которые нарушили обеты целомудрия, данные также в Церкви.

Казалось бы, что общего между давшим обет целомудрия и нарушившим его и вступившим в законный церковный брак и изменившим супруге?

В действительности, между первым и вторым общего более чем много, так как и монашеские обеты целомудрия, и брачные обеты даются в Церкви в присутствии духовенства, перед крестом и Евангелием. И в этом смысле прелюбодеяние – значительно худший грех, чем грех блуда и извращений, потому что попирает не только приличия естественного целомудрия и общественной морали, но и бросает вызов Богу… Итак, что Бог сочетал, того человек да не разлучает (Мф. 19, 6).

«Потом, представляя, как страшно нарушать это повеление, и утверждая закон, не сказал: итак, не расторгайте, не разделяйте, но: что Бог сочетал, того человек да не разлучает. Если ты ссылаешься на Моисея (разрешавшего по жестокосердию иудеев развод – О.С.), то я указываю на Господа Моисеева (запретившего развод – О.С.) и притом утверждаю древностью установления. Сотворивший вначале мужчину и женщину сотворил их. И этот закон (о запрете разводов – О.С.) есть самый древний (хотя и вводится, по-видимому, теперь только Мною), и установлен с особенным тщанием. Не просто Бог привел мужа к жене, но велел оставить и матерь, и отца; и не просто приказал прийти к жене, а прилепиться, самими словами показывая нерасторжимость. Но и этим не удовольствовался; Он еще потребовал другого соединения, теснейшего: и будут, говорит, два одною плотью»[2].

Таким образом, запрет на развод подтверждается авторитетом Бога, а согласие на развод в связи с этим выглядит как мятеж мужчины и женщины против Создателя. Следовательно, вступившие в церковный брак и нарушившие его обеты представляются преступниками против авторитета Бога и ругателями Его воли.

Подобно тому, существует принципиальная разница, когда в грех блуда впадает монах, давший обеты целомудрия, или обычный человек, не дававший подобных обетов. И грех священнослужителя выглядит более скандально и непристойно, нежели грех мирянина. Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут (Лк. 12, 47–48).

«Через это Господь показывает, что наказание, заслуженное учителями, будет большее. Учителям дается и вверяется: «дается», например, дарование творить чудеса, врачевать болезни, а «вверяется» им дарование слова и учительства. Господь сказал: «больше взыщут» не при слове «дается», но при слове «вверяется». Ибо при даровании слова поистине нужно делание, и с учителя взыскивается больше. Он не должен оставаться беспечным, но должен приумножать талант слова. Итак, слова «и от всякого, кому дано» ты должен разуметь так: кому много отдали в рост. Ибо предметом, отдаваемым на хранение, здесь Он назвал рост. Иные спрашивают: пусть так, что справедливо наказывается знавший волю господина и не делающий по ней; но почему наказывается тот, кто не знал? Потому что и он мог узнать, однако ж не захотел, а по беспечности сам сделался виновным в незнании. Итак, он достоин наказания за то, что добровольно не узнал. Устрашимся, братие! Ибо если тот, кто совершенно не знал, достоин наказания, то какое извинение оправдает согрешающих при знании, особенно если они были учителями? Подлинно, осуждение их очень тяжело»[3].

Когда в Манеже в Москве рубили иконы, то многие оскорбились и возмутились. И это законное оскорбление и возмущение! Но развод в христианской среде, кроме установленных причин, есть не менее страшное преступление, так как взаимоотношения между Христом и Церковью и есть икона взаимоотношений между мужем и женой. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа ( Еф. 5, 28–33). То есть, как мы ранее обращали внимание: всякий грех, какой делает человек, есть вне тела, а блудник грешит против собственного тела (1 Кор. 6, 18); таким образом, христианин, замешанный в чем-то подобном, грешит против Тела Христова – Его Церкви. Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор.6, 19–20).

Прославлять Бога и в телах ваших и в душах ваших – означает вести чистый образ жизни в телесном и духовном смысле, для чего Церковь особым образом и освящает брачные отношения между мужчиной и женщиной.

«Восславим Бога и станем носить Его в чистом и незапятнанном теле с большим тщанием! Мы, искупленные кровью Христа, станем следовать правилам нашего Искупителя с послушанием слуг! Будем же бдительно следить за тем, чтобы не приносить в храм Божий (то есть в храм нашего тела – О.С.) чего-нибудь грязного и извращенного, дабы Он, оскорбленный, не оставил обиталища Своего!»[4]

Таким образом, мы устанавливаем, что целомудрие есть удел не только монашествующих, но и всех христиан, которые не должны оставлять его (целомудрия) правил приличия и в супружестве, и одиночестве, вне каких-либо обетов.

Проблема греха прелюбодеяния заключается и в том, что измена одного из супругов – это грех не только против собственного тела и души, но и грех против супруга или супруги. При этом вторая половина может и не знать о содеянной измене. Не знать! Значит, и не исповедоваться в грехе. А грех, очевидно, присутствует, ибо нельзя сожительствовать с неверной женой или с неверным мужем. Итак, совершивший прелюбодеяние грешит и против своей души и тела, и против души и тела своей супружеской половины. И не предавайте членов ваших греху в орудия неправды, но представьте себя Богу, как оживших из мертвых, и члены ваши Богу в орудия праведности (Рим. 6, 13).

«И члены наши суть орудия праведности для Бога. Он показал, что тело не есть зло, но благое создание Божие. Ибо если оно всецело и правильно управляется душою, то в состоянии служить Богу»[5].

С другой стороны, совокупившийся с блудницей становится с ней одной плотью; потом через совокупление с законной женой и ее вводит в эти порочные отношения. Или не знаете, что совокупляющийся с блудницею становится одно тело с нею? ибо сказано: два будут одна плоть (1 Кор. 6, 16).

«Говорит это апостол, поскольку кто смешение со скверным совершает, одно составляет с тем, с кем смешивается. Блуд делает двоих одним: как по плоти, так и в бесчестии одно суть»[6].

Таким образом, все мужчины, переспавшие с этой блудницей ранее, вносят и свою оскверненность в жизнь женатого мужчины, вступившего в союз с этой же блудницей. Для гетеросексуальных мужчин это настоящее потрясение и конфуз!

Причем пятно (порча) нечистоты подобных отношений передается и далее. А Я говорю вам: кто разводится с женою своею, кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод прелюбодействовать; и кто женится на разведенной, тот прелюбодействует (Мф. 5, 32). То есть единственная причина прекращения брака – это неверность одного из супругов (прелюбодеяние). Другая возможная причина – смерть одного из супругов. Сказано: Жена связана законом, доколе жив муж ее; если же муж ее умрет, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе (1 Кор. 7, 39). Другими словами, вдовая христианка и вдовый христианин могут вступить повторно в брак только с братом или сестрой по вере – за кого хочет, только в Господе.

«Если муж или жена умрет, говорю я, и один из них вступит в брак, согрешает ли вступающий в брак? Не согрешает, говорит он (апостол Павел – О.С.), но если останется сам по себе, то приобретает себе большую честь и великую славу у Господа. Но если вступит в брак, не согрешает»[7].

Но если на момент обращения в веру одного супруга другой был неверующий, верующий не имеет права оставлять свою половину, если она и остается неверующей. И жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его. Ибо неверующий муж освящается женою верующею, и жена неверующая освящается мужем верующим. Иначе дети ваши были бы нечисты, а теперь святыПочему ты знаешь, жена, не спасешь ли мужа? Или ты, муж, почему знаешь, не спасешь ли жены? (1 Кор. 7, 13 –14, 16).

«Апостол сказал это о том случае, когда язычниками были оба, и первоначально один из них уверовал»[8].

Только в этом случае Церковь признаёт нецерковный брак. Верующим же категорически не рекомендуется вступать в брак с неверующими, но только в брачный союз с другими верующими, братьями и сестрами… Возьми себе жену из племени отцов твоих, но не бери жены иноземной… Издревле отцы наши – Ной, Авраам, Исаак и Иаков. Помни, сын мой, что все он брали жен из среды братьев своих и были благословенны в детях своих, и потомство их наследует землю (Тов. 4, 12).

Причем апостол Петр настаивает, что верующие жены могут обратить неверующих мужей в веру только одной своей чистотой и кротостью, без всяких слов. Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову, житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие (1 Пет. 3, 1 – 2).

«Следует заметить, что блаженный Петр хочет, чтобы жены добрые и честные повиновались мужьям неверующим, при том условии, что они (то есть жены. – О.С.) не только не будут наносить никакого ущерба их власти (то есть власти неверующих мужей. – О.С.), но и будут неодолимо упорны в жизни столь чистой, чтобы служить также и для своих мужей примером чистоты и веры»[9].

В наше время христиане допускают разводы по незначительным причинам, вплоть до того, что мужу не нравится, как жена готовит еду, а жену возмущает маленькая зарплата мужа. Хотя чаще это результат нередких семейных сор и конфликтов. Но если бы супруги строго следовали предписаниям Откровения Божия, то подобное было бы невозможно, так как в Библии зафиксированы все позиции, и она регулирует любые неувязки во взаимоотношениях между членами одной семьи.

Например, об обязанностях мужа по отношению к жене сказано: Также и вы, мужья, обращайтесь благоразумно с женами, как с немощнейшим сосудом, оказывая им честь, как сонаследницам благодатной жизни, дабы не было вам препятствия в молитвах. Наконец будьте все единомысленны, сострадательны, братолюбивы, милосерды, дружелюбны, смиренномудры (1 Пет. 3, 7–8). То есть супругам надо держаться единомыслия веры, помнить, что они не только муж и жена, но брат и сестра по вере во Христа, проявлять милосердие, быть дружелюбными и учиться со смирением уступать друг другу.

«Наставив к послушанию жен, апостол увещевает и мужей быть к ним долготерпеливыми. Он указывает и на другую причину для долготерпения – чтобы не было препятствий молитвам, ведь домашние распри являются препятствием для Божьих дел»[10].

Об обязанности жены перед мужем сказано: Да будет украшением вашим не внешнее плетение волос, не золотые уборы или нарядность в одежде, но сокровенный сердца человек в нетленной красоте кроткого и молчаливого духа, что драгоценно пред Богом. Так некогда и святые жены, уповавшие на Бога, украшали себя, повинуясь своим мужьям. Так Сарра повиновалась Аврааму, называя его господином. Вы – дети ее, если делаете добро и не смущаетесь ни от какого страха (1 Пет. 3, 3–6).

Впрочем, в некоторых случаях и верующий муж должен прислушиваться к верующей жене, внимая ее советам. Но Бог сказал Аврааму… во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее… ( Быт. 21, 12).

Святитель Иоанн Златоуст рекомендует молодым людям, вступающим в брак, с такими словами обращаться к собственным супругам:

«Я принял тебя в свои объятия, и я люблю тебя, и я предпочитаю тебя даже жизни моей. Ибо здешняя жизнь – ничто, и самая пламенная мечта моя – прожить ее с тобой так, чтобы быть уверенным, что мы не будем разлучены в той, что нам уготована… Любовь твоя для меня превыше всего, и нет мне большего огорчения, чем не иметь тех же мыслей, что и ты»[11].

Подобно и в Книге Товита мы находим возвышенные молитвенные слова благодарения Богу за счастье чистой семейной жизни: Когда они остались в комнате вдвоем, Товия встал с постели и сказал: встань, сестра, и помолимся, чтобы Господь помиловал нас. И начал Товия говорить: благословен Ты, Боже отцов наших, и благословенно имя Твое святое и славное во веки! Да благословляют Тебя небеса и все творения Твои! Ты сотворил Адама и дал ему помощницею Еву, подпорою – жену его. От них произошел род человеческий. Ты сказал: нехорошо быть человеку одному, сотворим помощника, подобного ему. И ныне, Господи, я беру сию сестру мою не для удовлетворения похоти, но поистине как жену: благоволи же помиловать меня, и дай мне состариться с нею! И она сказала с ним: аминь. И оба спокойно спали в эту ночь (Тов. 8, 4–9).

Таким образом, при наличии любви и взаимопонимания между супругами и может оберегаться святость брака, удаляющая от человека преступление прелюбодеяния и блуда (как неупорядоченного движения любви). Так как само слово «прелюбодеяние» в славяно-русской традиции означает «перелюбил». Что и означает искажение характера и смысла любви, как светлого и чистого чувства (его замутнение). Но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться (1 Кор. 7, 9).

«Увидел ли ты благоразумие Павла, как он показывает и превосходство воздержания, и не принуждает того, кто не может воздержаться, боясь, чтобы не произошло падение? Ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться. Он показал, как велика сила похоти. А смысл его слов следующий: если ты чувствуешь сильное влечение и разжжение, избавь себя от труда и изнурения, дабы не развратиться»[12].

Так как на 17-м мытарстве истязуются не только прелюбодеи, но и нарушившие монашеские обеты целомудрия и безбрачия, мы не можем не коснуться и этого вопроса. Особенно в наше время, когда появилось множество ругателей монашеской жизни.

Безбрачие в Церкви установлено для тех, кто может вместить, как сказано: Есть скопцы, которые оскоплены от людей; и есть скопцы, которые сделали сами себя скопцами для Царствия Небесного. Кто может вместить, да вместит (Мф. 19, 12). Здесь имеется в виду не физическое оскопление, которое всегда осуждалось Церковью, но духовное, как наивысшая форма воздержания.

Есть скопцы от рождения, они по природе фригидны и не склонны к похоти. Другие становятся скопцами от людей: такими их делают философы, либо они теряют способность к сексу через почитание идолов, либо они по еретическим убеждениям симулируют целомудренность, ложно принимая это за истинное благочестие. И никто из них не последует в Царство Небесное, но лишь тот, кто «оскопляет» себя Христа ради. Потому и добавляет Он: Кто может вместить, да вместит, – чтобы каждый из нас взвесил свои силы, может ли он исполнять условия девственности и целомудрия. Само по себе целомудрие привлекательно и манит к себе. Но силы надо измерить, чтобы кто может вместить, да вместил. Мы словно бы слышим голос Господа, Который призывает воинов Своих получить награду за целомудренность: кто может вместить, пусть вместит; кто может сражаться, пусть сражается, пусть победит и увенчается триумфом[13].

Цель безбрачия – целесообразность в деле церковного служения. Апостол Павел ясно высказался по этому вопросу: А я хочу, чтобы вы были без забот. Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене… (1 Кор. 7, 32–33); и выше он сказал: Впрочем, если и женишься, не согрешишь; и если девица выйдет замуж, не согрешит. Но таковые будут иметь скорби по плоти; а мне вас жаль. Я вам сказываю, братия: время уже коротко, так что имеющие жен должны быть как не имеющие (1 Кор. 7, 28–29).

«Павел объяснил причину, почему девство предпочтительнее брака: не относительно сожительства или воздержания от сожительства, но относительно того, что брак полон забот, а девство [позволяет] занимать ум благочестием по Богу»[14].

И далее мы переходим к следующему, 18-му мытарству, на котором истязуются запятнавшие себя содомским разжжением – гомосексуализмом…

Протоиерей Олег Стеняев
Православие.Ru


[1] Данный грех более относится к блуду и здесь исследоваться не будет.
[2] Иоанн Златоуст, свт.. Гомилии на Евангелие от Матфея.
[3] Блаженный Феофилакт. Толкование на Евангелие от Луки.
[4] Киприан Карфагенский. Об одеяниях дев.
[5] Феодорит Кирский. Толкования на послания святого Павла.
[6] Амвросиаст. На Послания к Коринфянам.
[7] Пастырь Ермы 4.4.
[8] Амвросиаст. На Послания к Коринфянам.
[9] Беда Достопочтенный. О семи Кафолических посланиях.
[10] Север Aнтиохийский. Фрагменты.
[11] Иоанн Златоуст. Гомилия на Послание к Ефесянам 20, 8.
[12] Иоанн Златоуст. Гомилия 19 на 1-е послание к Коринфянам.
[13] Иероним Стридонский. Комментарии на Евангелие от Матфея.
[14] Севериан Габальский. Фрагменты.

Просмотрено (126) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 18 марта по 4 мая. Принимаем Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Великий пост

18 марта по 4 мая

Великий пост - время подготовки христианина к празднованию Пасхи, установлен в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения.
Помните главное!!! Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями... далее » Подать Постовую записку, на поминовение усопших в Великий пост, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

ОБЩЕЕ СОБОРОВАНИЕ

СОБОРОВАНИЕ
Совершается оно несколько раз за Великий Пост для того, чтобы все желающие могли принять это Таинство. Когда и как совершается Соборование? Практические советы: как подготовиться к Соборованию?... далее »

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

20 апреля — Похвала Пресвятой Богородицы далее » (Суббота Акафиста) далее »

21 апреля — Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской далее »

27 апреля — Лазарева суббота далее » Иконы Божией Матери Виленской - Остробрамской далее »

28 апреля — Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье) Вход Господень в Иерусалим далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы