Выбрать страницу

Крещенские морозы, или Как все было на самом деле?

Крещенские морозы, или Как все было на самом деле?

Крещение Господне можно смело назвать праздником, который знают все. Или почти все. Девятнадцатое января — дата, популярная не только среди прихожан православных храмов. Этот день очень хорошо знаком и сотрудникам МЧС, и полицейским, и врачам, обеспечивающим порядок и безопасность во время купания в прорубях, а для людей крещеных, но нецерковных он зачастую становится, наряду с Рождеством и Пасхой, еще одним днем, когда обязательно нужно прийти в храм — за водой. Но, как говорится, разве в воде счастье…

Что нам нужно знать?

Самое главное, что нам следует знать о Крещении Господнем, — это несколько евангельских строк: Пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоан­на в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: Ты Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мк. 1, 9–11). Всего лишь три предложения — но как много в них открывается перед нами!

Из небольшого города Назарет приходит еще никому не известный человек по имени Иисус и сходит вместе с другими людьми в воды реки Иордан, внимая проповеди Иоанна Крестителя. Иоанн, пришедший из пустыни за рекой, носивший грубую одежду и питавшийся самой незатейливой пищей, воспринимался людьми как пророк. Долго молчало пророческое слово в Израиле. Но вот словно древний пророк Илия вновь явился, неся слово обличения и надежды: Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное (Мф. 3, 1). И видит Иоанн, что голубь сходит с небес на Иисуса Назарянина, и голос Божий свидетельствует, что чаяние ветхозаветных пророков исполнилось.

Царство Божие здесь и сейчас

Царство Божие не просто приблизилось. Сам Царь явился людям, чтобы освободить их от рабства в грехе. Но Царь был не таким, какими привыкли видеть люди земных царей. Не под сенью развевающихся на ветру знамен, не в сопровождении армии, не в окружении вельмож в золотых одеждах пришел этот Царь. Смиренно сошел Он в воды Иордана и преклонил голову под руку Крестителя.

Принимая крещение как один из обычных людей, приносящих покаяние за свои грехи, безгрешный Царь Христос начинает восхождение на гору распятия, где вместо драгоценной короны Его ждет терновый венок. Но именно в этой жертве Христа явилась сила Царства Божия. И если мы ищем Царства Небесного, то не увидим его, пока, подобно Христу, не склонимся в смирении и не готовы будем принять всё, что дает нам Господь. Ибо Небеса открываются только тем, кто готов следовать за Христом до конца, — другой возможности войти в Царство Божие нет.

Богоявление

Почему праздник Крещения Господня именуется еще и Богоявлением? Главным вероучительным постулатом Церкви является догмат о Святой Троице. И если мы заглянем в богослужебные тексты праздника Крещения, то увидим, что большая часть этих песнопений прославляет «Троическое» явление Бога на Иордане. Это значит, что в день Крещения Господня человечество впервые получило то представление о Святой Троице, которое составляет основу новозаветного Ее почитания: Бог Отец, свидетельствующий о возлюбленном Сыне; Сын Божий, ставший человеком ради нашего спасения; Дух Святой, сходящий на воплощенного Сына Божия в виде голубя.

Наиболее яркой иллюстрацией здесь будет тропарь праздника: «Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение: Родителев бо глас свидетельствоваше Тебе, возлюбленного Тя Сына именуя, и Дух в виде голубине извествоваше словесе утверждение. Явлейся Христе Боже и мир просвещей, слава Тебе». (Русский перевод: «При крещении Твоем во Иордане, Господи, открылось поклонение Троице: ибо голос Родителя свидетельствовал о Тебе, возлюбленным Тебя Сыном именуя, и Дух в виде голубя подтверждал Его слова непреложность. Явившийся Христе Боже и мир просветивший, слава Тебе!»).

Вторая тема, идущая красной нитью через все крещенское богослужение, — воплощение Сына Божия. Не случайно Рождество и Крещение праздновались в древней Церкви в один день — как единый праздник с общим названием Богоявление. Например, одна из стихир на Великой вечерне, накануне Крещения Господня, возвещает нам: «Спасти хотя заблуждшаго человека, не не сподобился еси в рабий зрак облещися: подобаше бо Тебе, Владыце и Богу, восприяти наша за ны, Тебе бо крещшуся плотию, Избавителю, оставления сподобил еси нас. Темже вопием Ти: Христе Боже наш, слава Тебе». (Русский перевод: «Спасти желая заблудшего человека, не погнушался Ты облечься в образ раба; ведь подобало Тебе, Владыке и Богу, принять нашу природу ради нас; ибо Ты, Искупитель, крестившись плотию, прощения удостоил нас. Потому мы взываем Тебе: Благодетель Христе Боже наш, слава Тебе!»).

И всё же о воде

Но если речь идет об откровении Бога как Троицы и о воплощении Сына Божия для спасения людей, то при чем же тут вода? Ведь не просто так водная стихия — а точнее, река Иордан — здесь главное место действия.

В Церкви Христовой вода является веществом Таинства Крещения, в котором человек возрождается для новой жизни с Богом, рождается для Церкви и Царства Божия. Сходя в иорданские потоки, Христос благословляет и освящает водное естество и тем самым обновляет творение, очищает его от последствий греха. Не случайно на богослужении в Крещенский сочельник читается самое начало книги Бытия, повествующее о творении мира, в котором вода играла довольно важную роль.

Когда-то в древности праздник Крещения Господня и Крещенский сочельник были днями крещения уверовавших людей, желавших стать христианами. Конечно же, ради этого совершалось освящение воды. От этого и берет начало традиция раздачи освященной воды верующим. В своем окончательном варианте чин великого освящения воды был установлен на Руси в 1681 году.

В наши дни за крещенской водой в храмы приходит столько людей, что со стороны можно было бы подумать: именно раздача воды, а не Таинство Причащения является основой литургической жизни Церкви. Не могу сказать, что очереди за водой — это плохо. Ведь среди тех, кто ходит в храм сейчас, немало людей начинало с таких «походов» с бутылками и канистрами. Только не стоит возмущаться тем, что «так поздно начинают раздавать крещенскую воду»: это ведь не потому, что лень освятить ее раньше, — просто чин освящения совершается после Литургии, поэтому и раздача воды начинается после службы, а не в начале или во время ее.

Что нужно сделать в этот день?

Прежде всего, нужно посетить богослужение. Не занимать очередь за водой с утра пораньше, а прийти в храм на Божественную литургию. Ведь именно она и является центром праздника. Если побывать на службе нет возможности, не лишним будет хотя бы еще раз прочитать евангельские тексты, повествующие о Крещении Господа.

Затем (необязательно сразу после — в течение всего дня) можно будет набрать воду. Следует помнить, что нет никакого различия между водой, освященной в Крещенский сочельник и в сам день Крещения. Не стоит стараться набрать как можно больше: если крещенская вода будет заканчиваться, ее можно добавить в воду обычную и употреблять как святыню.

Существует древняя традиция — окроплять святой водой (или, как она называется в богослужебных книгах, агиасмой) свой дом или квартиру. Тем более это уместно сделать в праздник.

Что еще нужно сделать? Искупаться в проруби? Этот обычай стал чрезвычайно популярен, особенно в последнее время, однако нужно помнить, что это именно благочестивая традиция — омываться в водоеме, освященном в праздник. И если в более теплых странах она не вызывает такого ажиотажа, в условиях русской зимы это экстремальное действо. Вода в проруби не омывает наши грехи — для этого есть Таинство Покаяния. Купание в крещенской воде не заменит богослужения. Чтобы Крещение Господне действительно стало для нас настоящим праздником, нужно сделать шаг не в прорубь — нужно сделать шаг в храм.

Священник Василий Куценко
Православие и современность

Просмотрено (70) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 18 марта по 4 мая. Принимаем Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее
Подать записку на Великопостную родительскую субботу
Вторая и четвертая субботы Великого поста (30 марта и 13 апреля) — дни всеобщего поминовения усопших. Великопостная родительская суббота.  Панихида. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

30 марта — первая Родительская суббота Великого поста

30 МАРТА ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ. РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА. ПАНИХИДА

2 и 4-я субботы Великого поста — дни всеобщего поминовения усопших. В субботу утром - служится основное церковное поминание – заупокойная Литургия, где поминаются все усопшие христиане, после нее – будет отслужена общая панихида...
30 марта первая родительская суббота Великого поста. Не забудем помянуть усопших родных и близких! далее » Принимаем заблаговременно записки на родительские субботы Великого поста о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Великий пост

18 марта по 4 мая

Великий пост - время подготовки христианина к празднованию Пасхи, установлен в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения.
Помните главное!!! Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями... далее » Подать Постовую записку, на поминовение усопших в Великий пост, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

ОБЩЕЕ СОБОРОВАНИЕ

СОБОРОВАНИЕ
Совершается оно несколько раз за Великий Пост для того, чтобы все желающие могли принять это Таинство. Когда и как совершается Соборование? Практические советы: как подготовиться к Соборованию?... далее »

ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

(младенцев за такой Литургией не причащают)
Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище. Нужно посещать также и особые службы, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. Главная из числа особых служб – это Литургия Преждеосвященных Даров.

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

25 марта — Свт. Григория Двоеслова, папы Римского далее »

27 марта — Феодоровской иконы Божией Матери далее »

30 мартаПоминовение усопших далее » Прп. Алексия, человека Божия далее »

31 марта — Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы