Выбрать страницу

Кто будет оправдан?

Митрополит Калужский и Боровский КлиментВетхозаветный закон распространялся на еврейский народ, а также на прозелитов — людей, которые уверовали в Истинного Бога. Неужели же все остальное человечество, то есть язычники, были совершенно отвергнуты Богом, выпали из Его «поля зрения»?

Разумеется, нет. В дохристианскую эпоху язычники следовали естественному закону. Апостол Павел поясняет, что у тех, кто не знал закона Моисея, сохранялась возможность быть оправданными на Суде Божием, если они жили по совести (см. Рим. 2, 14—15).

Каждый праведный человек, не только христианин, непременно соблюдает хотя бы один из законов, данных Господом людям. Иудеи соблюдали закон писаный, в котором подчеркивалось почитание Единого Бога. При этом всеобъемлющий естественный закон совести не отменялся. Воплотившийся Бог Слово открыл людям совершенство поклонения Господу «в духе и истине» (Ин. 4, 23—24).

Современное человечество «христианскими ценностями» признает урезанный до человеческой морали Декалог — 10 заповедей Моисея. Первые из них, которые предписывают нормы отношения человека к Богу, попросту опускаются. Так что идеалы, которыми современное человечество хотело бы руководствоваться, получаются обезбоженными.

Христос не отменял закон Моисеев, который начинается со слов «Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства; да не будет у тебя других богов пред лицом Моим» (Исх. 20, 2—3). И далее в нем сказано, что человек должен благоговеть перед Богом и деятельно выражать свое благоговение в жизни: не поклоняться творениям вместо их Творца (см. Исх. 20, 4 —5), не произносить напрасно имени Господа (Исх. 20, 7) и посвящать Господу каждый седьмой день недели, отрываясь от своих повседневных забот (Исх. 20, 8—11). Все эти требования ветхозаветного закона, несущие религиозную нагрузку, сегодня игнорируются.

Налицо попытка ограничить христианские ценности светской нравственной составляющей. Но христианство как раз утверждает обратное: человек религиозен по своей природе. Он не способен к автономному существованию, потому что создан для познания Творца и соединения с Ним в единую жизнь. Религиозность внутренне присуща каждому человеку от рождения, а не приобретается им в результате воспитания, образования или любого другого внешнего воздействия. Эта мысль — одна из основных в святоотеческом учении.

Однако в силу своей свободы человек способен направлять свою природную религиозность и к неправильной цели. Тогда он становится или лжерелигиозным — суеверным, язычником, адептом различных мистических учений и тому подобного, или же вовсе безрелигиозным, верующим в отсутствие Бога. Для «корректировки» цели его религиозности, чтобы человек осознал бессмысленность отгораживания от Бога, понял, что он призван быть причастным к Божественной жизни и в ней черпать свои силы, радость и счастье, Господь вручает ему Свои законы.

Исполнение каждого из законов приводит человека к осознанию своей несостоятельности, неспособности самостоятельно, лишь своими силами исполнить в полной мере ни один из Божиих законов при всей их красоте и благости. Многократно вступая в борьбу со своими страстями и каждый раз наблюдая собственное бессилие побороть их, подвижник начинает искать более сильного и надежного Союзника, чем он сам.

Через стремление угодить Богу человеку постепенно открывается немощь собственной души, и его сердце начинает испытывать дотоле неизведанные ему чувства покаяния, смирения перед Богом, желания не только «самому рулить» во всех вопросах, но услышать голос Христа. «Господи, что Ты посоветуешь мне? — вопрошает человек. — Как устроишь мою жизнь? Вижу, что сам я бесконечно ошибаюсь, желаю исполнить Твою волю, но снова падаю». Подобно пророку Давиду, человек начинает молить Господа указать путь к спасению: «Испытай меня, Боже… и зри, не на опасном ли я пути, и направь меня на путь вечный» (см. Пс. 138, 23—24).

Желание идти «путем вечным», исправляться, очищать свои чувства, мысли и волю от греховной мерзости называется покаянным чувством. Следование его требованиям, исполнение их на деле, то есть покаяние, — тот результат, к которому призван привести человека любой из трех законов.

Покаянием успокаиваются угрызения совести, это по опыту знает любой, кто искренне каялся. Призыв покаяться пред Богом звучит в устах многих ветхозаветных пророков. Причем все они подчеркивают готовность Бога принять кающегося и очистить его от греха. «Если будут грехи ваши, как багряное, — как снег убелю; если будут красны, как пурпур, — как волну убелю» (Ис. 1, 18), — возвещает волю Божию пророк Исайя.

«Возврати мне радость спасения Твоего и Духом владычественным утверди меня» (Пс. 50, 14), — молит пророк Давид, являя образец покаяния в своем пятидесятом псалме. В истории Ветхого Завета есть множество примеров покаяния. Новый Завет также начинается со слов: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2). Это призыв и к нам осознать свои нарушения Божиих законов и через покаяние приготовиться здесь, на земле, к вечному жительству в Царстве Живого Бога.

Сегодня Церковь Христова призывает всех христиан готовиться к встрече с Ним покаянным подвигом предстоящего Великого поста. Святитель Феофан Затворник писал, что «на Суд хотя все предстанут, но осуждению подпадут только нераскаянные». Такова сила таинства Покаяния: оно исторгает грех из души. Содеянное зло не исчезает бесследно, но покаявшийся грешник уже не носит его в себе.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник: Вечерняя Москва

Просмотрено (50) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 18 марта по 4 мая. Принимаем Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее
Подать записку на Великопостную родительскую субботу
Вторая и четвертая субботы Великого поста (30 марта и 13 апреля) — дни всеобщего поминовения усопших. Великопостная родительская суббота.  Панихида. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

30 марта — первая Родительская суббота Великого поста

30 МАРТА ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ. РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА. ПАНИХИДА

2 и 4-я субботы Великого поста — дни всеобщего поминовения усопших. В субботу утром - служится основное церковное поминание – заупокойная Литургия, где поминаются все усопшие христиане, после нее – будет отслужена общая панихида...
30 марта первая родительская суббота Великого поста. Не забудем помянуть усопших родных и близких! далее » Принимаем заблаговременно записки на родительские субботы Великого поста о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Великий пост

18 марта по 4 мая

Великий пост - время подготовки христианина к празднованию Пасхи, установлен в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения.
Помните главное!!! Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями... далее » Подать Постовую записку, на поминовение усопших в Великий пост, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

ОБЩЕЕ СОБОРОВАНИЕ

СОБОРОВАНИЕ
Совершается оно несколько раз за Великий Пост для того, чтобы все желающие могли принять это Таинство. Когда и как совершается Соборование? Практические советы: как подготовиться к Соборованию?... далее »

ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

(младенцев за такой Литургией не причащают)
Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище. Нужно посещать также и особые службы, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. Главная из числа особых служб – это Литургия Преждеосвященных Даров.

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

25 марта — Свт. Григория Двоеслова, папы Римского далее »

27 марта — Феодоровской иконы Божией Матери далее »

30 мартаПоминовение усопших далее » Прп. Алексия, человека Божия далее »

31 марта — Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы