Выбрать страницу

А после службы идем доедать блины и допивать молоко

А после службы идем доедать блины и допивать молоко

Простить – не значит уничтожить прошлое или автоматически «начать все сначала», в прощении мы подражаем Самому Богу — как, размышляет инокиня Евгения (Сеньчукова).

Примиряться надо, даже если не чувствуешь себя неправым

Строго говоря, Чин прощения по уставу совершается в течение года ежедневно на повечерии. Само повечерие редко где служат. Даже в монастырях это скорее исключение, чем правило. Поэтому раз в год церковный устав предлагает вспомнить о прощении абсолютно всем – в Чине прощения в конце вечерни перед самым началом Великого поста. Ну а в течение дня перед этим – хорошо бы со всеми помириться.

Увы, повторяющееся по любому регулярному графику, изо дня в день или из года в год, действие переходит в разряд традиций, которые исполняются машинально.

Ну вот и в Прощеное воскресенье мы заваливаем друг друга эсэмэсками с одинаковым текстом «Прости меня!», в лучшем случае добавляя: «…Если чем-то перед тобой провинился», а вечером идем на службу и умиленно просим прощения у священников и прихожан, половину из которых вообще раньше не видели, а другую – встречали по воскресеньям и праздникам. А после этого идем доедать блины и допивать молоко.

А если задуматься?

Если воспринимать Великий пост так, как предлагают многие отцы Церкви – как десятину от года, жертвуемую Богу, то примирение и прощение в его начале – это исполнение евангельской заповеди: «Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя, оставь там дар твой пред жертвенником, и пойди прежде примирись с братом твоим, и тогда приди и принеси дар твой» (Мф.5, 23-24).

В таком понимании просьба о прощении не имеет никакого отношения к ритуальным извинениям «потому что надо». Более того: к осознанию своей вины, строго говоря, она тоже не имеет. Примиряться надо даже в том случае, когда вы нисколько не чувствуете себя неправым. Христос сказал: «Если… вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь против тебя», – а не: «Если вспомнишь, что провинился перед братом».

Скажите волшебную фразу: «Я не хотел тебя обидеть»

Такая попытка примирения требует душевного напряжения. Сколько существует конфликтов, в которых по сути никто не виноват! Самое справедливое замечание одного друга может вызвать у другого смертельную обиду. Лайк к ядовитому комментарию, который друг принял на свой счет – и отношения разорваны или, по крайней мере, поколеблены весьма ощутимо.

Так вот. Безо всяких ритуалов – скажите волшебную фразу: «Я не хотел тебя обидеть».

Даже если вы категорически не хотите больше общаться с этим «взрывоопасным» человеком, даже если он не принимает ваших извинений и отказывается мириться – никто не заставляет склеивать отношения. Просто – приложите усилия, чтобы его не мучила обида. Это нормальный христианский поступок – сделать движение, чтобы облегчить боль человека. Даже если эта боль фантомная.

У прощения есть и другая сторона. Как просить прощения – более или менее ясно. А как прощать? Как прощать ложь? Оскорбления? Неуважение? Тут важно не перегнуть палку. Простить – не значит уничтожить прошлое. И, опять же, простить – не значит автоматически «начать все сначала». Если, к примеру, муж бьет жену или жена изменяет мужу, из прощения нисколько не следует необходимость восстанавливать отношения.

Простить – не значит уничтожить прошлое или автоматически «начать все сначала», в прощении мы подражаем Самому БогуФото: m.fotostrana.ru

Но муж-драчун или гулящая жена, даже совершенно искренне извиняясь, могут нисколько не стремиться убрать причину причиненной боли – свое поведение. И это – совсем другая проблема, отличная от темы прощения. Слова «Прости меня», – еще не все, что нужно, чтобы «начать сначала».

«Прости меня, я больше так не буду», – уже теплее. Горячо – когда на вопрос жены со сломанным ребром или мужа с разбитым сердцем: «Что ты собираешься предпринять, чтобы больше так не делать?» – обидчик честно отвечает: «Завтра же – нет, уже сегодня! – иду к психологу» или «Удаляю номера телефонов и адреса электронной почты всех привлекательных для меня мужчин из записных книжек на всех своих девайсах. Приступаю».

И даже это не панацея…

Любить и прощать всех – это не требование

Но прощения этого и не требует. Прощение – это отпущение греха. Иными словами, простить – значит, уподобиться Богу, Который один отпускает грехи.

«Акт прощения, – пишет православный философ Павел Евдокимов, – вводит нас в самое сердце отношений между Святым Богом и грешным человеком, и необходимо понимать его бесконечную важность. «И оставь нам долги наши, как и мы оставляем…» ставит наше прощение в зависимость от нашего «подражания» Богу: мы призваны вслед за Христом сойти во ад всеобщей виновности, где все заслуживают наказания».

Так вот, снизойти в ад греха нашего ближнего – это и есть простить человека.

Прощать ли только извиняющихся или прощать вообще всех до просьб о прощении – дело ваше. Один человек жаждет всеобщего восстановления, дабы явилось Божественное милосердие, другой – воздаяния грешным и праведным по делам их, дабы явилась Божественная справедливость.

Фото: hramkazanskoi.ru

Но тот же Евдокимов осторожно предполагает: «Житие св. Серафима содержит рассказ о молитве святого за душу одного осужденного грешника: день и ночь святой пребывал в молитве, борясь с божественной справедливостью, и, хотя он и был поражен молнией, его огненная, даже дерзкая молитва заставила восторжествовать милосердие Божие, и грешник получил прощение. Возможно, что ад также зависит от силы милосердия святых и что apokatastasis’а Бог ожидает от нашей молитвы…».

Об этом же – слова Силуана Афонского, донесенные до нас его учеником архимандритом Софронием (Сахаровым): «Если посадят тебя в рай, и ты будешь оттуда видеть, как кто-то горит в адском огне, будешь ли ты покоен?… Любовь не может этого понести… Нужно молиться за всех».

Любить, а через то прощать всех – это не требование. Любовь не выбивают силой. Но если мы хотим через Великий Пост дойти до всей полноты радости Воскресения Христова, то мы должны в меру сил пройти и Его путь к Воскресению.

Кульминацией Его пути стало схождение в ад – от боли Голгофы до погружения в бездну, где томятся грешники – и освобождение их, нарушивших Его заповеди.

Кульминацией нашего – схождение в ад греха несправедливо оскорбившего нас ближнего. Должника нашего.

Инокиня Евгения (Сеньчукова)
Православие и Мир

Просмотрено (51) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 18 марта по 4 мая. Принимаем Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

19 апреля - Пятница 5-й недели Великого поста ЧТЕНИЕ АКАФИСТА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (17:00)

На утрене (которая в приходской практике совершается в пятницу вечером) поется особый многосоставный гимн Пресвятой Богородице — Акафист. Один из самых красивых и древних церковных текстов... далее »

20 апреля - Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

Служба субботы пятой седмицы Великого поста носит название «Похвала Пресвятой Богородицы». Это удивительно теплый, добрый и радостный праздник, словно первая весть о грядущей Пасхе, о конце Великого поста и начале торжества Воскресения Христова. В этот день Церковь «восписует похвальное пение» Владычице... далее »

Неделя преподобной Марии Египетской


Если быть повнимательнее, то можно заметить, как много среди людей, пришедших в храм тех, кто не решается подойти к исповеди из-за множества своих грехов, из-за глубины своего греховного падения. Мы помним из Жития преподобной Марии Египетской, как она не смогла войти в храм из-за нечистоты: какая-то непонятная сила препятствовала ей сделать это. Ныне человек уверенно входит в храм, и ничто не останавливает его, несмотря на все его, не менее ужасные, грехи. Однако оттого, что входит он без покаяния, ему... далее »

ОБЩЕЕ СОБОРОВАНИЕ

СОБОРОВАНИЕ
Совершается оно несколько раз за Великий Пост для того, чтобы все желающие могли принять это Таинство. Когда и как совершается Соборование? Практические советы: как подготовиться к Соборованию?... далее »

Пассия


Пассия – (лат. “страдание”) – особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа... далее »

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

18 апреля — Четверток Великого канона. Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси далее »

20 апреля — Похвала Пресвятой Богородицы далее » (Суббота Акафиста) далее »

21 апреля — Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы