Выбрать страницу

Серьезность намерений

Митрополит Калужский и Боровский КлиментВ дни Великого поста иногда возникает вопрос: ради чего мы беремся за этот труд? И всякий раз мы укрепляем себя ответом: ради любви к Богу. Цель христианина — стать похожим на Господа, как сын на отца, а пост — удобное средство ее достижения.

В пост мы стараемся ограничивать себя в пище, удовольствиях, развлечениях и уделять больше времени духовным занятиям: молитве, посещению богослужений, изучению Писания, заучиванию Евангелия наизусть, доброделанию, борьбе со своими страстями, снисхождению к чужим немощам. Однако где-то в глубине души может таиться сомнение: неужели отказ в пост от куска колбасы укрепит мою любовь ко Христу?

В раю Господь именно так ставит вопрос: чтобы достигнуть обожения, людям надо было проявить воздержание. Как отец учит сына, готовя его к взрослой жизни, так и Господь через хранение заповеди учил человека самому главному — совершенству в любви. Руководствоваться любовью, а не своими интересами, надо было учиться даже первозданному человеку, еще не знавшему греха. И Господь дал ему средство — запретительную заповедь (о невкушении плодов с одного дерева в раю).

Именно через послушание воле Создателя, соблюдение Его заповеди Адам мог возрастать в любви к Нему. Если бы в раю было позволено абсолютно все, то каким образом человек смог бы выразить Творцу свою любовь? Только добровольно ограничивая свою свободу, поступаясь своим желанием ради Господа, человек мог совершенствоваться духовно, научиться всему в мире предпочитать его Творца. Но Адам предпочел себя.

Как часто в русских сказках осмысляется этот сюжет, когда главный герой проявляет нетерпение, решает нарушить временный запрет. Например, Иван-царевич раньше срока сжег лягушиную кожу вопреки строгому наказу своей жены. И вместо счастья, которое он ожидал получить в результате своего поступка, на него обрушиваются несчастья и длительные испытания. Его обманывают, запутывают в скитаниях разные представители нечистой силы. Много скорбей ему приходится вынести, прежде чем он вновь обретает утерянное сокровище.

Так и у нас, наследников Адама, изгнанного из рая, начался долгий путь в землю обетованную — Царство Небесное, которое дает нам Христос. Но чтобы войти в Его Царство, надо потрудиться, многое поменять в своем нынешнем устроении. Мы же, в большинстве своем, более блуждаем в своих грехах, чем ищем духовной жизни. Во время Великого поста можно предпринять усилия, чтобы остановиться в греховной круговерти, оглянуться, прийти в себя, как когда-то блудный сын, оплакать свое положение и начать возвращение ко Господу.

По-хорошему, все, что мы стараемся делать Великим постом, мы должны делать ежедневно. Речь не о дисциплине питания, а о внимании к себе, видении своих грехов и покаянной настроенности. Но понимая, что человек немощен и не может в этом делании пребывать всегда, Церковь предлагает ему хотя бы часть своего времени в году пожертвовать Богу, воздержаться от привычного образа жизни, и от чего-то приятного для себя отказаться.

В беседе накануне поста один человек произнес слова, которые мне особенно запомнились. «Я молюсь урывками, почти не читаю святых отцов, добрых дел не делаю», — признался он и добавил: «Если еще и поститься не буду — тогда уж и не знаю, чем отвечу на любовь Христову, как взгляну на Спасителя во время Страшного Суда!» Такое отношение к посту, желание ограничить себя во многом ради любви ко Христу — это жертва Богу.

Правда, нередко можно услышать возражение, что Богу наши жертвы не нужны. Надо понимать, что по отношению к Богу наши слова применимы лишь отчасти, в некотором роде. На это обращает внимание святитель Фотий Константинопольский, когда говорит про искупительную жертву Христову. Проводя аналогию с выкупом, который приносится в человеческом обществе, он подчеркивает, что всегда есть тот, кто платит выкуп, и тот, кто получает его, и тот, кого освобождают за этот выкуп. А в христианстве приносит выкуп Христос, освобождается человечество, а того, кто получает этот выкуп, нет.

Говоря о посте как жертве Богу, мы не подразумеваем, что Он принимает от нас то, от чего мы отказываемся. Смысл постовой жертвы в том, что Господь видит серьезность наших намерений, желание быть с Ним, видит, что ради этого мы готовы потрудиться. Не Бог нуждается в нашем отказе от колбасы, а мы сами, подобно больному, которому врач прописывает диету, чтобы тот поправился. Через наше воздержание мы проявляем свое желание быть в послушании у Господа, а не у своего аппетита. Так что неядение ценно, когда это усилие человек совершает ради Христа.

Само по себе ограничение в пище автоматически бонусов святости нам не добавляет, исключение из рациона отдельных видов продуктов не делает нас святыми. Пост — это целый комплекс проверенных веками аскетических упражнений, которые отрезвляют ум, исправляют сердце, укрепляют волю и способствуют духовному оздоровлению всего человека. Отказ от колбасы и других продуктов — один из компонентов великопостного подвига. Но если мы не откажемся от скоромного и будем поглощать все подряд, то проявим свое нежелание следовать по тому пути, который указывает Церковь Христова уже две тысячи лет. Это путь возвращения к Богу и обретение человеком вечной радости в Его Царствии.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник: Вечерняя Москва

Просмотрено (40) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 18 марта по 4 мая. Принимаем Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

19 апреля - Пятница 5-й недели Великого поста ЧТЕНИЕ АКАФИСТА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (17:00)

На утрене (которая в приходской практике совершается в пятницу вечером) поется особый многосоставный гимн Пресвятой Богородице — Акафист. Один из самых красивых и древних церковных текстов... далее »

20 апреля - Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

Служба субботы пятой седмицы Великого поста носит название «Похвала Пресвятой Богородицы». Это удивительно теплый, добрый и радостный праздник, словно первая весть о грядущей Пасхе, о конце Великого поста и начале торжества Воскресения Христова. В этот день Церковь «восписует похвальное пение» Владычице... далее »

Неделя преподобной Марии Египетской


Если быть повнимательнее, то можно заметить, как много среди людей, пришедших в храм тех, кто не решается подойти к исповеди из-за множества своих грехов, из-за глубины своего греховного падения. Мы помним из Жития преподобной Марии Египетской, как она не смогла войти в храм из-за нечистоты: какая-то непонятная сила препятствовала ей сделать это. Ныне человек уверенно входит в храм, и ничто не останавливает его, несмотря на все его, не менее ужасные, грехи. Однако оттого, что входит он без покаяния, ему... далее »

ОБЩЕЕ СОБОРОВАНИЕ

СОБОРОВАНИЕ
Совершается оно несколько раз за Великий Пост для того, чтобы все желающие могли принять это Таинство. Когда и как совершается Соборование? Практические советы: как подготовиться к Соборованию?... далее »

Пассия


Пассия – (лат. “страдание”) – особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа... далее »

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

18 апреля — Четверток Великого канона. Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси далее »

20 апреля — Похвала Пресвятой Богородицы далее » (Суббота Акафиста) далее »

21 апреля — Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы