Выбрать страницу

Анатомия празднословия

Как обуздать свой язык? Какие альтернативы есть у человека, желающего искоренить грех празднословия? Всегда ли молчание — это хорошо? Размышляет протоиерей Владимир Шутов, настоятель храма святых Царственных мучеников с. Александро-Калиново.

Священное Писание выделяет страсть празднословия из многих других. В Евангелии от Матфея сказано, что «за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда» (Мф. 12: 36), так что наш разговор — это не просто риторическая беседа о тех, кто любит поговорить, или о том, каких слов желательно избегать. Всё очень серьёзно.

В Священном Писании говорится: «От избытка сердца говорят уста» (Мф. 12:34). Произнося какое-то слово или давая совет, мы, к сожалению, не думаем, что может с ними произойти. У святых угодников встречал интересное объяснение, что изшедшее из уст слово к нам не возвращается, но продолжает свой путь — в умах, устах других людей. Оно может прожить годы, десятилетия, даже века.

«От слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься» (Мф. 12:37), — сказал Господь. Зигмунд Фрейд, например, в XIX веке раскрепостил человеческое естество, в итоге разврат и порочность оправдывают тем, что это естественно. При этом ссылаются на то, что это сказал известнейший учёный, отец психоанализа. Так что слова наши имеют порой такое разрушительное действие, что, если вникнуть в суть, иногда думаешь: не лучше ли родиться немым? В этой связи вспоминается ещё одно изречение: «Мне часто приходилось раскаиваться в своих словах, но ни разу я не пожалел о том, что промолчал» (эти слова приписывают как римскому поэту I в. до н.э. Публилию Сиру, так и прп. Арсению Великому. — прим. ред.)

Что может помочь избавиться от греха празднословия? В первую очередь — чтение Священнго Писания, которое объясняет, как нам быть. Апостол Иаков учит: «Братия мои возлюбленные, всякий человек да будет скор на слышание, медлен на слова»(Иак. 1:19). Если бы мы помнили об этом правиле при каждой встрече с людьми, не перебивали бы, старались выслушать, говорить по сути — как было бы замечательно! Общаясь так, помнили бы, что за каждое слово будем давать ответ.

Слово — это дар Божий. Оно даровано нам, чтобы мы могли общаться с Творцом своим. В Писании сказано: «Будьте постоянны в молитве, бодрствуя в ней с благодарением» (Кол. 4:6). К сожалению, пользуемся мы словом совсем противоположным образом. Апостол Иаков говорит, что «язык укротить никто из людей не может: это — неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию» (Иак. 3:8-9).

Серьёзность отношения к слову нужно воспитывать с детства, чтобы дети впитывали его с молоком матери. Надо постоянно обращать внимание — своё, наших детей, общества — на то, что мы говорим и как. Нужна культура речи. Ведь празднословие — это праздное слово, то есть напрасная, ненужная речь, которая не направлена на пользу и созидание. Мы думаем: ну что тут такого, я же никого не убил, не ограбил. Подумаешь — посидел на скамеечке, семечки поплевал, поговорил. Или с товарищами после смены обсудил что-то. Или по телефону с подружкой поболтала — как в анекдоте, когда жена полчаса проговорила, кладёт трубку, муж спрашивает: «А что ты так быстро?» — «Да это кто-то номером ошибся».

Внешне всё это выглядит безобидно, но если вникнуть в суть, то празднословие не так просто, как кажется. Святые утверждают, что оно рождается от многих грехов. Преподобный Иоанн Лествичник говорит, что «многоглаголание есть седалище, на котором тщеславие любит являться и торжественно себя выставлять. Многоглаголание есть признак неразумия, дверь злословия, руководитель к смехотворству, слуга лжи, истребление сердечного умиления, призывание уныния, предтеча сна, расточение внимания, истребление сердечного хранения, охлаждение святой теплоты, помрачение молитвы».

Святые отцы о празднословии:

  • «Неумеренная говорливость предаёт во власть демонам печали и гнева» (прп. Нил Синайский).
  • «Не желай слышать о чужих лукавствах, потому что при этом черты тех лукавств написываются и в нас» (прп. Марк Подвижник).
  • «Плохой отзыв о другом — праздное слово» (прп. Ефрем Сирин).
  • «От языка — половина человеческих пороков, изрыгает ли он явное зло — гнев, который отнимает у человека ум, или, затаив коварный умысел, льет кроткие речи из льстивых уст» (свт. Григорий Богослов).
  • «Иной человек кажется молчащим, но сердце его осуждает других. Труды его тщетны. Другой с утра до вечера говорит и вместе пребывает в молчании, потому что говорит одно полезное для души» (прп. Пимен Великий).
  • «Слово гордое и злое направляет ко злу и добрых людей, а слово смиренное и благое обращает к добру и злых» (прп. Макарий Великий).

Происходит празднословие от невоздержания, ослабления духовных и телесных сил. Связано оно с тщеславием: если мы говорим, значит, считаем, что имеем на это право, что нас должны слушать, а это уже серьёзно. Также есть связь у этого греха с чревоугодием. Действительно: где мы с наибольшим удовольствием говорим? — за столом, а если ещё и рюмочку выпьем, вообще язык развязывается. Поскольку корень празднословия в невоздержанности, то страдающему им человеку свойственна невоздержанность и в других сферах. Часто болтлив тот, кто не умеет себя останавливать и ограничивать. В борьбе же со страстями есть такой принцип: там, где царят они, насаждать добродетели. В православии это называется трезвение, или аскетика. Человек внимательно наблюдает за собой: что он говорит, что делает, как живёт, — и старается контролировать всё это.

У Никколо Макиавелли есть книга «Государь». Она далека от православия, но в ней есть интересный момент, касающийся темы нашего разговора. Там говорится о том, как государю подбирать советника. Хороший советник — тот, кто отвечает на вопрос, который ему задают. Если он этого не делает, это плохой советник, его надо менять. Если земному царю не нужны болтуны, которые говорят, когда их не спрашивают, то человеку, желающему попасть в Царствие Небесное, надо задуматься: зачем болтуны там?

В Писании сказано, что злоречивые Царства Божия не наследуют (1 Кор. 6:9). Злоречие очень часто сопутствует празднословию, потому что, общаясь, люди нередко осуждают. Можно пойти глубже: если мы говорим праздные слова, то они уже злые — потому что мы не говорим доброго, хорошего, не обращаемся к молитве, не пытаемся говорить о людях хорошо.

Можете представить ситуацию: собрались люди и говорят: давайте поговорим о таком-то человеке — и начинают говорить о нём только хорошее? Почему мы всё время осуждаем, ведь в каждом человеке есть что-то хорошее, его достаточно много? Как хорошо было бы: только пошло осуждение — стоп, а давайте-ка мы вектор поменяем — и начинают вспоминать, что человек сделал полезного и доброго. Я помню, в школе на уроках языка нам давали задания, когда нужно было написать хорошие слова о своей маме — кто больше определений напишет. Сейчас на свадьбах есть традиция говорить как можно больше самых лучших слов о своей второй половине. Может быть, нам стоит поупражняться в этом?

Почему мы в принципе начинаем осуждать? Ведь не всё в мире плохо. Почему мы не замечаем этого? Неужели страдаем духовным дальтонизмом и видим всё в сером цвете? Разучились радоваться? Если мы начнём радоваться, то увидим Творца, так как именно Он — источник радости. По этой причине я бы посоветовал людям говорить побольше хороших слов.

Когда я бываю в школе, у нас есть такое задание: мы пишем как можно больше «волшебных слов». Спрашиваю как-то у одного мальчика: «Ты желал сегодня маме доброго утра»? Он смотрит с удивлением: «А зачем?» Продолжаю беседовать: «Ты же видишь, какая у тебя чистая рубашечка, выглаженная, говорил маме спасибо?» — «Нет».

Сейчас в западном обществе стало обыденностью, когда дети жалуются на родителей в полицию. Профилактика домашнего насилия приводит к странным результатам. Это крайне нехорошая позиция. Думаю, что надо не с насилием бороться, а наставлять любовь. Учить детей быть благодарными.

Самое грустное было в том, что, когда я разговаривал с родителями детей из упомянутой школы, оказалось, что они тоже не говорят им хороших слов. Никаких «доброе утро, сынок», «я тебя люблю», «ты — наша радость и надежда». Понимаете? Мы говорим очень много плохого, критикуем. Это и в супружеских отношениях процветает. Спрашиваю у мужчин: «Ты говоришь жене, что её любишь?» — Отвечают: «Она и так это знает». Мало ли, что она знает! Это нужно даже не столько тому человеку, которому мы говорим, сколько нам. Если я говорю доброе слово, то сам лучше становлюсь. Нужно сеять хорошие, добрые слова как семена повсюду вокруг себя. Говорить их своим супругам, детям, родителям, если они ещё живы. Благодарить, как призывает Священное Писание. Таким образом искореняется празднословие.

Святые отцы о борьбе с празднословием:

  • «Будь ленив к празднословию, а благоразумен и сведущ в спасительном слышании Божественных Писаний» (свт. Василий Великий).
  • «Вместо слов, произнесённых безрассудно, будем произносить молитвы» (свт. Иоанн Златоуст).
  • «Храни слух — и не согрешишь языком» (прп. авва Исаия).
  • «…нужно избегать общения с людьми празднословными искать общества немногих мудрых, которые отверзают уста свои, чтобы сказать что-либо полезное» (свт. Лука Крымский).

Некоторые люди боятся бороться с празднословием, поскольку считают, что альтернатива ему — молчание. На самом деле у нас есть другая альтернатива: не говорить праздно, но говорить хорошо. Не злословить, но благодарить. Нас никто не призывает молчать. Мы живём в обществе и не брали обет молчания. Господь говорит: «От своих слов оправдаешься», — а не от немоты своей. Мы должны благодарить, возносить молитву благодарения: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе!»

С миссионерской точки зрения мы тоже призваны говорить: когда идёшь с проповедью к другим, то не можешь прийти и молчать. Надо сеять в душах людей то, что приведёт их к Творцу. Может, в обществе отшельников молчание и будет уместно — среди тех, кто стоит на другой духовной ступени и ведёт более аскетический образ жизни. Но мы знаем из жизни преподобного Серафима Саровского, что, проведя три года в молчании, он был направлен на служение к людям, отверз уста свои и говорил об этом. Для нас, мирян, главное — научиться говорить хорошие слова, буквально заставлять себя делать это.

Конечно, иногда полезно и помолчать, побыть наедине с собой, но апостол советует нам не молчать, а быть медленными на слова. В этой фразе кроется тот царский путь, которым хотелось бы пройти. Часто мне отвечают: а вот мне не говорят хорошего — почему я должен? Да пусть не говорят! Вы своё делайте. Как Пушкин писал: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Если получится — это будет настоящей победой над празднословием.

Протоиерей Владимир Шутов
Записала Екатерина Щербакова
Горловская и Славянская епархия

Просмотрено (63) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 18 марта по 4 мая. Принимаем Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее
Подать записку на Великопостную родительскую субботу
Вторая и четвертая субботы Великого поста (30 марта и 13 апреля) — дни всеобщего поминовения усопших. Великопостная родительская суббота.  Панихида. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

30 марта — первая Родительская суббота Великого поста

30 МАРТА ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ. РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА. ПАНИХИДА

2 и 4-я субботы Великого поста — дни всеобщего поминовения усопших. В субботу утром - служится основное церковное поминание – заупокойная Литургия, где поминаются все усопшие христиане, после нее – будет отслужена общая панихида...
30 марта первая родительская суббота Великого поста. Не забудем помянуть усопших родных и близких! далее » Принимаем заблаговременно записки на родительские субботы Великого поста о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Великий пост

18 марта по 4 мая

Великий пост - время подготовки христианина к празднованию Пасхи, установлен в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения.
Помните главное!!! Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями... далее » Подать Постовую записку, на поминовение усопших в Великий пост, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

ОБЩЕЕ СОБОРОВАНИЕ

СОБОРОВАНИЕ
Совершается оно несколько раз за Великий Пост для того, чтобы все желающие могли принять это Таинство. Когда и как совершается Соборование? Практические советы: как подготовиться к Соборованию?... далее »

ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

(младенцев за такой Литургией не причащают)
Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище. Нужно посещать также и особые службы, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. Главная из числа особых служб – это Литургия Преждеосвященных Даров.

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

25 марта — Свт. Григория Двоеслова, папы Римского далее »

27 марта — Феодоровской иконы Божией Матери далее »

30 мартаПоминовение усопших далее » Прп. Алексия, человека Божия далее »

31 марта — Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы