Выбрать страницу

Перед прочтением сжечь

Начало, основание и вершина духовной жизни в Православии – покаяние. Но именно на этом пути встречается множество препятствий. Совесть говорит не прав, согрешил, покайся. Однако в ответ звучит: боюсь и не знаю, как и что сказать на исповеди. Подобные страхи мучают многих. И тут, откуда не возьмись, человеку под руку попадаются списки грехов, которые «гуляют» по некоторым православным интернет-сайтам. Эти списки скромно именуются «шпаргалками для начинающих».

В виде отдельных брошюрок списки с перечислением грехов продаются и в церковных лавках. Из самых добрых побуждений их могут посоветовать друзья или люди, работающие в церкви за свечным ящиком. Как-то две дамы приехали в Оптину пустынь на богомолье. Вынули из сумочек брошюрки со списками грехов и давай по ним готовиться к исповеди. Сидят, строчат, переписывают на бумажку из «книжечек-шпаргалок» грехи. Тут одна у другой спрашивает: «а ты вот это себе записала?» «Ой, нет, не записала, дай-ка спишу».

Казалось бы, почему и такую «подготовку» к Таинству не считать допустимой, хотя бы для начала? Потому что она, выражаясь компьютерным языком, неправильно форматируют сознание верующих. От подобных списков больше вреда, чем пользы. Адекватная информация, подсказывающая, на что обратить внимание при подготовке к исповеди, там перемешана с чудовищными, бесстыдными вопросами, которые могут привести читающего в ступор и вместо помощи дезориентировать, вплоть до того, что человек вообще откажется идти на исповедь, если там надо «отчитываться» по рекомендации таких брошюр.

Согласно этим спискам, «торговаться при покупке», «страховать имущество» – грех, «рвать сирень на кладбище» – грех (а жасмин или рябину – можно?), «чертить крест на земле» – грех, женщине «при болезни показываться мужчине-врачу» – грех. Подобных «грехов» немало, не говоря о других, упоминать о которых – язык не поворачивается.

Подобные руководства стали появляться двести-триста лет тому назад, под католическим влиянием, которое характеризуются законническим юридическим подходом: подчинить, регламентировать поведение человека в каждый момент, каждую минуту жизни. Выстроить жёсткий список: это можно делать, это – нельзя. Сделать исповедь наподобие налоговой декларации: это есть, этого нет. Вдобавок к этим спискам приложены перечни «современных» грехов, причем они не учитывают ни возрастной особенности, ни социального статуса человека. Они универсальны.

Чтобы понять, насколько эти руководства формальны и выхолощены, достаточно сравнить их с тем, что написано у святителя Игнатия (Брянчанинова) в его сочинении «В помощь кающимся». Он пишет, что составил это сочинение «в обличение себе, в увещание, напоминание, наставление». Святитель Игнатий перечисляет восемь основных страстей и производные от них, а также напоминает те добродетели, которые служат противоядиями против них.

В сочинении святителя тоже есть перечисление грехов, но стоит взглянуть, как там всё аккуратно, целомудренно построено: человек прочитал, посмотрел в себя и разобрался: есть в нем эта страсть? Слава Богу, это не проявляется. Или: да, этим заражён, она проявилась в том-то случае, и ещё вот тогда-то. А здесь она во мне, как моя хроническая болезнь. У святителя также перечислены противоположные ей добродетели. Хочешь излечиться от страсти – твори их. Даже через силу, через «не хочу». Лекарство от физических болезней тоже бывает горькое, однако мы принимаем его, хотя и морщимся. Так человек всмотрелся в себя, разобрался, в чём обличает его совесть и пошёл на исповедь.

У святителя Феофана Затворника есть книга «Грехи и страсти и борьба с ними». При недостатке времени не надо читать её от начала до конца. «Бойтесь прелести… – пишет святитель Феофан. – Но избегайте коренной прелести… Коренная прелесть есть думать и еще хуже чувствовать, что я нечто, тогда как я ничто. Я называю это самоценом… Возымейте самоцен сей первым врагом своим. Не давайте ему засесть внутри, иначе он сгубит вас…» Даже небольшой абзац книги этого святителя как глоток чистой воды, освежает мысль, заставляет с неожиданной стороны рассмотреть себя, проанализировать свои поступки и увидеть в себе неправду.

Есть более близкая к нам по времени замечательная книга архимандрита Иоанна (Крестьянкина) «Опыт построения исповеди», где он простым языком рассказывает о том, как и в чём надо испытывать себя перед исповедью. Первоначально это были устные беседы с народом, где отец Иоанн называл заповеди и приводил примеры, в каких житейских ситуациях мы их можем нарушить. И человек, слушая беседу или читая книгу, узнает себя в этих ситуациях.

Вспомним ещё книгу «Возвращение» архимандрита Нектария (Антонопулоса), где автор раскрывает схему падения и восстания человека через покаяние на основе притчи о блудном сыне. Каждый из нас проходит путём блудного сына: от греха – к Богу. Автор понятно объясняет, что такое покаяние и что такое исповедь. Говорит о главном «камне преткновения» в нашем покаянном делании: когда желание исправиться есть, а решимости на это не хватает.

Вот она, та главная пружина: решимость исправиться! Ведь и блудный сын мог печалиться и сокрушаться о том положении, в которое он впал, и… оставаться на том же месте, в компании свиней. Но он решился деятельно переменить свою жизнь: встану, пойду к Отцу. Пусть будет стыдно, больно моей душе, но покаюсь Ему во всём. Только бы больше не отлучаться от Него.

Это та ситуация, о которой сказал Господь: кто сбережёт свою душу, тот потеряет ее, «а кто потеряет душу свою ради Меня, тот сбережет ее» (Лк. 9, 24). Страсти вросли в душу, пустили глубокие корни, и чтобы вырезать их, неминуемо придётся резать по живому, «терять» свою душу в том виде, в каком она существует ныне, ради возрождения её к жизни по Евангельским заповедям.

Книги этих духовно опытных лиц стоит читать даже если человек постоянно ходит в храм и рекомендовать вопрошающим нас о вопросах исповеди и покаяния. А о формальных списках, в которых количество грехов исчисляется сотнями и с разными оттенками, где серьёзные вещи соседствуют с невообразимой духовной глупостью, можно сказать только одно: перед прочтением сжечь. Потому что исповедь – это не отчет в налоговую инспекцию и не допрос с пристрастием: где, когда и с кем совершил тот или иной грех, а осознание грешником своих грехов и раскаяние в них. Богу нужно не перечисление совершенных грехов, а очищенное от грехов сердце человека.

Митрополит Калужский и Боровский Климент
Источник: Вечерняя Москва

Просмотрено (98) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 18 марта по 4 мая. Принимаем Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее
Подать записку на Великопостную родительскую субботу
Вторая и четвертая субботы Великого поста (30 марта и 13 апреля) — дни всеобщего поминовения усопших. Великопостная родительская суббота.  Панихида. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

30 марта — первая Родительская суббота Великого поста

30 МАРТА ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ. РОДИТЕЛЬСКАЯ СУББОТА. ПАНИХИДА

2 и 4-я субботы Великого поста — дни всеобщего поминовения усопших. В субботу утром - служится основное церковное поминание – заупокойная Литургия, где поминаются все усопшие христиане, после нее – будет отслужена общая панихида...
30 марта первая родительская суббота Великого поста. Не забудем помянуть усопших родных и близких! далее » Принимаем заблаговременно записки на родительские субботы Великого поста о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Великий пост

18 марта по 4 мая

Великий пост - время подготовки христианина к празднованию Пасхи, установлен в подражание Самому Господу Иисусу Христу, постившемуся в пустыне сорок дней, а Страстная седмица – в воспоминание последних дней Его земной жизни, страданий, смерти и погребения.
Помните главное!!! Смысл поста заключается не просто в отказе от мясо-молочной пищи, но в первую очередь в глубоком самопознании, покаянии и борьбе со страстями... далее » Подать Постовую записку, на поминовение усопших в Великий пост, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

ОБЩЕЕ СОБОРОВАНИЕ

СОБОРОВАНИЕ
Совершается оно несколько раз за Великий Пост для того, чтобы все желающие могли принять это Таинство. Когда и как совершается Соборование? Практические советы: как подготовиться к Соборованию?... далее »

ЛИТУРГИЯ ПРЕЖДЕОСВЯЩЕННЫХ ДАРОВ

(младенцев за такой Литургией не причащают)
Если ходить во все время Великого поста только на воскресные службы, то пост не почувствуешь, несмотря на воздержание в пище. Нужно посещать также и особые службы, чтобы ощутить контраст этих святых дней с прочими днями года, чтобы глубоко вдохнуть в себя целительный воздух Четыредесятницы. Главная из числа особых служб – это Литургия Преждеосвященных Даров.

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

25 марта — Свт. Григория Двоеслова, папы Римского далее »

27 марта — Феодоровской иконы Божией Матери далее »

30 мартаПоминовение усопших далее » Прп. Алексия, человека Божия далее »

31 марта — Неделя 2-я Великого поста. Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы