Выбрать страницу

Мы в это не играем

Наступает хэллоуин, магазины объявляют скидки, на прилавках появляются маски – и нам, православным христианам, приходится решать, как к этому относиться.

Исторически хэллоуин восходит к кельтскому празднику Самайн, знаменовавшему завершение «светлого» времени года и переход к «темному». Скот возвращали с пастбищ, часть закалывали на зиму. Считалось, что в это время стена между обычным и сверхъестественным миром истончается и в мир могут приходить сиды – сверхъестественные существа с той стороны.

Эти существа описываются по-разному – то как поразительно прекрасные, то, напротив, как уродливые и злобные; иногда они отождествляются с неупокоенными духами умерших, которых должно почтить, чтобы избежать с их стороны всяких неприятностей.

Чтобы задобрить пришельцев из другого мира и заручиться их расположением, кельты устраивали празднество и приносили им жертвы. Мы не знаем, были ли во время Самайна жертвы человеческие – но точно знаем, что сами по себе человеческие жертвоприношения у кельтов существовали. Современные археологи раскапывают их святилища – со специальными углублениями для отрезанных голов. Человеческие жертвоприношения упоминаются и римскими авторами – хотя они и сами были язычниками, кельтское обряды производили на них весьма мрачное впечатление. В своих «Записках о галльской войне» Юлий Цезарь пишет: «Все галлы чрезвычайно набожны. Поэтому люди, пораженные тяжкими болезнями, а также проводящие жизнь в войне и в других опасностях, приносят или дают обет принести человеческие жертвы; этим у них заведуют друиды. Именно галлы думают, что бессмертных богов можно умилостивить не иначе, как принесением в жертву за человеческую жизнь также человеческой жизни. У них заведены даже общественные жертвоприношения этого рода. Некоторые племена употребляют для этой цели огромные чучела, сделанные из прутьев, члены которых они наполняют живыми людьми; они поджигают их снизу, и люди сгорают в пламени».

Друид приносит человека в жертву

По мере христианизации кельтских народов Самайн был отчасти вытеснен праздновавшимся в то же время днем Всех святых, языческие элементы в нем смягчились, и он приобрел свое текущее название «Halloween» – от «All Hallows’ Eve» или «All Saints’ Eve» – канун дня Всех святых.

Ирландские и шотландские иммигранты привезли этот праздник в США, где он приобрел большую популярность, не в последнюю очередь из-за коммерческого интереса производителей маскарадных костюмов, светильников-тыкв и прочей атрибутики.

Со временем в праздновании хэллоуина оставалось всё меньше от его языческого прошлого, и его можно было бы сравнить с чем-то вроде нашей масленицы – в которой смутно угадываются какие-то дохристианские элементы, но совершенно уже стертые и вытесненные новым содержанием.

Но начиная примерно с последней четверти XX века в тех же США и Великобритании происходит активное возрождение язычества – а интерес к оккультизму и в этих странах, и, увы, повсеместно никогда и не угасал. Тот же ритуал с «плетеным человеком» (разумеется, теперь без человеческих жертв внутри) проводят современные неоязыческие группы, хэллоуин – важный и знаковый день для тех, кто ищет «возродить древнюю мудрость».

Костюмы ведьм. США. 1910 г.

Конечно, большинство из тех, кто празднует хэллоуин, и не помышляют о жертвоприношениях духам и вообще видят в колдовском и оккультном антураже праздника не больше чем веселое развлечение. Они просто не верят в реальность тех падших духов, которых пытались задобрить несчастные язычники.

Однако христианам лучше уклоняться от подобного рода веселья – по ряду причин.

Христианин не может – даже в шутливом и игровом контексте – ассоциировать себя с духовными силами зла.

Христианин не может – даже в шутливом и игровом контексте – ассоциировать себя с духовными силами зла. Приведу аналогию. Несколько лет назад один из членов английской королевской семьи, принц Гарри, явился на какой-то вечеринке в нацистской форме. Всем было ясно, что Гарри никакой не нацист и нацизму никак не симпатизирует, а просто все выряжались кто во что горазд, вот ему и показалось забавным нарядиться нацистским офицером. Тем не менее, поступок принца вызвал всеобщее возмущение, ему пришлось извиняться – потому что английскому принцу, да и порядочному человеку вообще, неприлично наряжаться в нацистскую форму.

Христианину еще более неприлично наряжаться колдуном, ведьмой или чертом.

Современные друиды проводят языческие обряды в Стоунхендже

Другая причина – мы не можем провести грань, когда шутливый и игровой интерес к потустороннему переходит во вполне реальное увлечение оккультизмом и некромантией. Несерьезный и игровой характер праздника может быть своего рода туманом или дымовой завесой, в глубине которой скрывается нечто гораздо более серьезное. Да, вероятно, большинство людей, вступивших в туман, до этого не дойдет – но эта сердцевина, этот более глубокий оккультный слой там есть.

Сталкиваясь с нашими ближними, празднующими хэллоуин, нам стоит проявлять миссионерскую мудрость и не начинать разговор с критики и упреков – которые людям, часто абсолютно незнакомым с православной верой, могут показаться совершенно непонятными. Но мягко уклоняться от такого рода празднеств – это тоже христианское свидетельство миру. Есть вещи, в которые мы не играем, – даже если все уверены, что это только игра.

Сергей Худиев
Православие.Ru

Просмотрено (26) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 18 марта по 4 мая. Принимаем Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIII областном фестивале детского творчества «Светлый праздник» 2024 г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

18 апреля - Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси

Патриарх Иов — первый Патриарх Московский и всея Руси. Сподвижник Бориса Годунова. Из важных церковных событий его патриаршества — канонизация Василия Блаженного и Иосифа Волоцкого, распространение христианства в Поволжье, покорённом при Иване Грозном, и в Сибири, присоединённой в годы правления Бориса Годунова. После смерти Бориса Годунова Иов отказался признать Лжедмитрия I сыном Ивана Грозного. Ещё до прибытия самозванца в столицу, был смещён и заточён в монастырь... далее

Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

19 апреля - Пятница 5-й недели Великого поста ЧТЕНИЕ АКАФИСТА БОЖИЕЙ МАТЕРИ (17:00)

На утрене (которая в приходской практике совершается в пятницу вечером) поется особый многосоставный гимн Пресвятой Богородице — Акафист. Один из самых красивых и древних церковных текстов... далее »

20 апреля - Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста)

Служба субботы пятой седмицы Великого поста носит название «Похвала Пресвятой Богородицы». Это удивительно теплый, добрый и радостный праздник, словно первая весть о грядущей Пасхе, о конце Великого поста и начале торжества Воскресения Христова. В этот день Церковь «восписует похвальное пение» Владычице... далее »

Пассия


Пассия – (лат. “страдание”) – особое богослужебное последование, совершаемое Великим постом в воскресные дни вечером, на котором читаются тексты Евангелия, повествующие о страданиях Христа... далее »

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

14 апреля — Неделя 4-я Великого поста. Прп. Иоанна Лествичника далее » Прп. Марии Египетской далее »

18 апреля — Четверток Великого канона. Перенесение мощей свт. Иова, патриарха Московского и всея Руси далее »

20 апреля — Похвала Пресвятой Богородицы далее » (Суббота Акафиста) далее »

21 апреля — Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы