«Брат», «Отец», «Владыка»
Человеку, переступившему церковный порог впервые, трудно найти подходящее обращение к ближнему. Действительно, как назвать свечницу — «женщина», «дама», «гражданка»? Как обратиться к Священнику: «сударь», «господин», «товарищ»?А ведь никаких трудностей нет. Христиане — это одна семья, где все друг другу родные. Родным не нужны условности.
«Брат», «сестра» — наилучшее обращение к мирянам. Мы все — дети Единого Бога и потомки Адама и Евы.
«Батюшка» или «отче» — так обращаются к Священникам, как к духовным наставникам и совершителям Таинств, чрез которые люди рождаются к жизни духовной. Когда же к Батюшке или Диакону нужно обратиться по имени, то после слов «Отец» добавляют имя, например, «Отец Петр». К Диакону можно обращаться «Отец Диакон», к Настоятелю Храма (Монастыря) — «Отец Настоятель».
Каждый Православный Христианин должен быть членом одного Прихода (прихожанином). Приход – одна духовная семья. Священник – Духовный Отец своей семьи (паствы).
Не следует пренебрегать своим Священником, его советам и руководством. Духовные вопросы следует решать у своих приходских Священников, по промыслу Божию служащих на вашем Приходе и имеющими от Бога благодать быть духовником своего города или района, на территории которого стоит Храм. Те же, кто не доверяет своим приходским Батюшкам и окормляется где-то на стороне, у каких-нибудь Священников с других Приходов, впадает в страшный грех духовного блуда.
Служение Священников не является чем-то загадочным. Они совершают Святые Таинства, поучают, воспитывают, проповедуют и ободряют рабов Божиих. В свою очередь, каждый Священник подчиняется Епископу. Только Епископы и Священники могут совершать святые Таинства. Так учили Святые Апостолы и мы сохраняем это Церковное Предание. Посредством этого, учиненного Святым Духом установления, Церковь связывается воедино.
Ни один христианин не может спасаться по своему усмотрению и быть спасенным, потому что для того, чтобы шествовать спасительным путем, он должен принадлежать к Телу Христову, принимать участие в Таинствах, получая посредством оных силу для дальнейшей духовной борьбы и очищения от грехов. Таким образом сохраняется связь всех членов Тела Христова. Долг каждого прихожанина — содействовать устроению приходской жизни.
Наши Священники — это Пастыри, пасущие наши души. Они не являются нашими господами. Это не какая-то аристократия, стоящая над средними, обычными верующими и управляющая ими. Напротив, это люди, которые были выбраны Богом для того, чтобы нести ответственность за души Его людей. Это очень трудная задача, и очень серьезная ответственность. Потому мы и оказываем им уважение, что видим, как они борются за наши души, мы благодарны им за это и стараемся показать нашу благодарность. Мы также должны повиноваться им, как этому учит Святой Апостол Павел в Послании к Евреям (13:17). Они, в свою очередь, следуя дошедшему до нас Священному Преданию, повинуются Епископам.
В разговорах Православных людей часто слышится слово «Отче». Нужно помнить, что это слово употребляется только при прямом обращении к человеку. Нельзя, к примеру, сказать: «Меня благословил отче Владимир». Это неграмотно. Обращаться к Священнослужителям «святой отец», как это принято в католических странах, не стоит. Святость человека познается по его смерти.
Жен Священников, Монахинь и трудящихся в Храме пожилых женщин мы называем ласковым словом «Матушка».
К Архиереям — Епископам, Митрополитам, Патриарху — нужно обращаться «Владыка», как к облеченным церковной властью.
Иногда возникает потребность обратиться к Священнослужителю письменно. При обращении их следует именовать:
Диаконов и иеродиаконов – «Ваше Благовестие»
Иереев и Иеромонахов, Монахов и Монахинь — «Ваше Преподобие»,
Протоиереев, Игуменов и Архимандритов — «Ваше Высокопреподобие»,
Епископов — «Ваше Преосвященство»,
Архиепископов и Митрополитов — «Ваше Высокопреосвященство», Патриарха — «Ваше Святейшество».
Сектанты, не имеющие священства, упрекают Православных в мнимом нарушении слов Христа: «И отцом себе не называйте никого на земле: ибо Один у вас Отец, Который на Небесах» (Мф, 23, 9). Но ясно, что «не называйте» имеет смысл «не поклоняйтесь», иначе слова Господни можно превратить в бессмыслицу. Еще в 1 веке Апостол и Евангелист Иоанн Богослов в своих Соборных Посланиях обращался к христианам «дети». Ответное обращение, очевидно, было соответствующим. Дело не в слове, а во внутреннем отношении к нему. Ведь даже самый убежденный баптист называет своего родителя отцом и не возражает, когда сынишка говорит ему «папа».
Христос не учил нас относиться с неуважением к нашим родителям, либо изменять наш язык. Он говорил только, что есть один Истинный Отец, один Истинный Наставник и что мы должны ясно понимать, что Он гораздо больше заслуживает нашей любви и покорности, чем наши земные отцы и правители.
Здесь, как и по отношению к Иконе, поклоняться и служить можно одному Богу. Но можно и нужно чтить тех, через кого мы получаем дар жизни.
Просмотрено (330) раз