Необходимость Церкви
Джунгли не могут воспитать Ньютонов или Энштейнов, апостолов Павлов или преподобных Серафимов. Как бы человек ни был одарен и даже гениален, он не может все постичь сам, но нуждается в семье и в обществе для своего развития. Даже если самому талантливому человеку дать ноты и скрипку, он никогда не станет гениальным скрипачом. Кто-то должен научить его, передать ему свой опыт. Внешний прогресс человечества — развитие цивилизации, осуществляется благодаря ранее накопленному опыту. Предшествующие поколения являются базой для интеллектуального роста следующих поколений. Когда в следствии какого-нибудь потрясения государство или империя разрушаются, с ними разрушается и культура. И требуются потом усилия многих поколений для воссоздания нужных знаний и опыта.
Для развития умственных способностей и всестороннего гармонического развития человек нуждается в учителях, в школах и во всей многосложной структуре человеческого общества. Он растет, совершенствуется и формируется полезным человеком, именно, как член общества. Без общества он станет не приспособленным к жизни дикарем. Словом, человек создан так, что он не может жить вне общества.
В идеале семья и общество должны были бы формировать не только умственные и прикладные способности человека, но и его духовную сторону. Так оно и должно было быть по планам Творца. Небесный, ангельский мир — это идеальное общество добра, правды, основанное на принципах божественной любви, в котором чистые существа живут не для себя, а друг для друга, радостно прославляя Творца.
Грех нарушил весь строй человеческой жизни, извратил духовную природу человека и всю общественную жизнь. Общество, которое по замыслу Творца, должно было содействовать правильному духовному развитию человека, на практике стало не способным к этому. Утратив духовные ориентиры, общество сконцентрировало все свои усилия на развитие внешнего прогресса, материальных благ, что несомненно приводит к однобокому развитию его членов, а порой и к полной бездуховности, жестокости и всему тому, что мы ежедневно видим в окружающем нас мире.
Поэтому ради спасения душ наших, для духовного образования и развития человека Бог создал другое общество — Церковь. «Вы — род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий» (1 Пет. 2:9).
Церковь — это особое общество, созданное и освященное Богом. В отличии от всех других человеческих обществ и государств, оно есть Царство Божие на земле, целью которого является нравственно возрождать людей и вести их ко спасению. Для этой цели Христос наделил ее всем необходимым, что можно выразить двумя словами: благодать и истина. Это ее духовные сокровища, которые она призвана беречь и обогащать ими верующих. Однако даже самое великое сокровище не принесет пользы человеку, если он не будет пользоваться им. Поэтому необходимо, чтобы каждый активно обогащал себя от духовной сокровищницы Церкви: познавал истину, хранимую ею, освящал себя ее благодатными дарами, впитывал в себя духовный опыт ее праведников.
Как человек состоит из тела и души, так и Церковь имеет видимую и невидимую стороны. Невидимое в ней — действие благодати Христовой, духовное совершенствование верующих и ее небесная часть — Церковь Торжествующая. Церковь — это небесно-земное общество, главой которого является Христос. Поэтому многое в жизни Церкви не поддается исследованию. Видимая сторона Церкви — это ее учение, церковная иерархия, вселенские и поместные соборы, храмы, богослужения, церковные праздники и обычаи, церковные законы и уставы.
Многим современным христианам не понятно для чего существует Церковь. Они думают, что достаточно читать Евангелие и верить в Христа. Но, во-первых, Евангелие не упало с неба. Кто-то должен был собрать книги, написанные апостолами, проверить их и включить в общий состав Библии. Кто-то должен был исключить из Библии подложные, еретические сочинения. Это сделала Церковь первых трех веков. Во-вторых, нельзя научиться по одним книгам. Даже в такой точной и логической науке как математика, ученик нуждается в ком-то, кто объяснил бы ему непонятное, проверил его прогресс, дал бы ему направление для дальнейшего обучения. Подобным образом и для своего духовного образования и развития человек нуждается в духовных наставниках, которые бы объяснили ему непонятное и предостерегли бы от лжеучителей и лжепророков, которых всегда было много.
Вникая в учение Спасителя и Его апостолов, мы видим, что по божественному плану люди призваны спасаться не в одиночку и как придется, но совместно, как члены одной великой семьи. Верующие призваны не только пользоваться тем, что Церковь дает, но и содействовать спасению друг друга. Если грех и самолюбие — это начала разъединяющие, то любовь и добро- это начала соединяющие.
Человек не сразу достигает совершенства. Христианская жизнь — это процесс совершенствования естественно, поэтому, что Церковь состоит из людей разных уровней духовного развития. Те, которые достигли большего совершенства, должны помогать своим немощным собратьям. Сам Господь установил порядок, в котором одни учат, другие учатся.
В Церкви христианин познает истину и освящается благодатью Духа Святого. В таинстве Причащения он входит в реальное общение с Христом, воплотившимся Сыном Божиим, через Него делается причастником Божеского естества. В этом таинственном общении с Богом человек получает мощные духовны силы, помогающие ему духовно расти и совершенствоваться. Нравственное совершенство — это цель нашей жизни: «Будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мат. 5:48).
Епископ Александр (Милеант)
Просмотрено (305) раз