Необходимость Святого причащения
Если не будете есть плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни. (Ин.6, 53)
Однажды ученики преподобного Макария Египетского увидели идущего по пустыне мужчину, который вел за собой лошадь. Свой путь он держал к келлии их старца. Оберегая покой святого, монахи встали около дверей и попытались уговорить путника не отвлекать преподобного от молитвы. Однако вскоре, вняв просьбам, они было разрешили ему войти, но возмутились, когда он попытался провести за собой и свою лошадь.
На вопрос зачем он ее сюда привел, странник отвечал, что она нуждается в молитвах праведника. Монахи подивились его любви к лошади, ведь он проделал ради нее дальний путь по знойной, безжизненной пустыне! Но почему так дорого для него это животное и что с ним стряслось? «Лошадь, которую вы видите, — сказал пришелец, — это несчастная жена моя, и я не знаю, как она обратилась в лошадь. Вот уже три дня, как она ничего не ела». Несмотря на то, что учение Христа уже триста лет распространялось по земле, в Египте еще большое влияние имело язычество, и эта древняя колыбель магии была полна различных чародеев, вредивших христианам. Поэтому, услышав рассказ мужчины, монахи не сочли его выдумкой, наоборот, они поспешили к ав-ве сообщить о случившемся.
Когда ученики увидели преподобного Макария, им не пришлось что-либо объяснять святому: Бог открыл ему причину происшедшего. И эта причина заключалась в следующем.
Жена пришельца понравилась некоему распутному египтянину, но все его старания, направленные на ее обольщение, оказались напрасными. Тогда он прибег к услугам мага, чтобы возбудить в сердце женщины ответную страсть. Чародей, получив большие деньги, применил все свои заклинания для соблазнения христианки, но цели не достиг. Однако, придя в ярость от неудачи, он смог добиться того, что окружающим она стала казаться лошадью. Несчастной женщине никто не смог помочь, даже местные пресвитеры. Для всех она была подобна животному, и никто не знал, как вернуть ей прежний вид. Поэтому отчаявшийся муж привел ее к великому подвижнику, прослышав о творимых им чудесах.
Взглянув на женщину, святой Макарий сказал своим ученикам: «Я не вижу в ней ничего скотского, о чем говорите вы, это не в ее теле, а в глазах смотрящих на нее. Это обольщение демонов, а не истина вещей». Затем он благословил воду, облил ею женщину и помолился. Чары исчезли, и все увидели перед собой вместо лошади человека. Преподобный велел накормить ее и, отпуская домой, дал совет: «Никогда не оставляй посещения церкви и никогда не уклоняйся от приобщения Христовых Тайн. Несчастье случилось с тобой от того, что ты уже пять недель не приступала к Пречистым Тайнам Спасителя нашего».
Этот удивительный случай ученики преподобного Макария сохранили в своей памяти для назидания будущих поколений христиан, а пресвитер Руфин и епископ Палладий Еленопольский включили в свои книги об истории египетского монашества. Конечно, откровение, полученное старцем от Бога, достойно того, чтобы о нем знал каждый православный христианин. Всего пять недель без причащения — и даже крещеный человек может оказаться беззащитным перед колдовством и нападением демонов!
Читатель может спросить: сейчас многие причащаются крайне редко, но ведь в лошадей не превращаются? Да, милость Божия безгранична, и Он хранит людей от бесовских напастей, несмотря на их легкомысленное отношение к самим себе. Однако чем дольше человек не приобщается Святых Тайн, тем дальше он удаляется от спасительного покрова Божия. И если с ним не происходят загадочные искушения, то обычных, но неприятных последствий своего нерадения он не избежит.
В начале IV века, когда преподобный Макарий Египетский был еще ребенком, в одной из восточных римских провинций жил пресвитер Епиктет. За чистоту своей жизни он получил от Бога дар творить чудеса: возвращал зрение слепым, излечивал прокаженных, изгонял бесов. Однажды к нему привезли тяжело больную пятнадцатилетнюю отроковицу. Ее отец, видный государственный сановник, припал к ногам святого с мольбой: «Человек Божий, сжалься надо мной и не отталкивай меня. Моя единственная дочь больна уже три года и не может пошевелить ни одним членом тела. Помолись за нас, сжалься над нами, ведь мы чада Церкви Христовой и просвещены святым крещением».
Преподобный Епиктет проникся состраданием и, усердно помолясь Богу, помазал святым елеем больную, которая тотчас получила исцеление и самостоятельно встала на ноги. Ее же отцу, ликовавшему от радости и благодарившему Бога за чудо, святой сказал: «Если ты хочешь, чтобы в доме твоем никто не болел, со всеми домашними каждое воскресенье причащайся божественных Тайн Тела и Крови Господа, предварительно очистив сердце свое надлежащим образом».
Из этих примеров мы можем сделать вывод о том, что святые считали частое и регулярное причащение необходимым условием для нормального течения жизни христианина. Нарушение этого правила неминуемо навлекает на человека духовные искушения или телесные недуги.
О значении причащения для спасения души говорили не только отдельные святые.
Христианская Церковь с первых дней своего существования требовала от своих членов частого приобщения Святых Тайн и строго наказывала тех, кто не исполнял этого требования. Об этом говорится в Апостольских правилах, в канонических определениях Вселенских и Поместных Соборов. Так, девятое Апостольское правило и второе правило Антиохийского Собора повелевают отлучать от церковного общения тех, кто без уважительной причины покинул Литургию до ее окончания или, хотя и дождался конца богослужения, но не причастился. Кто-нибудь может подумать: мне отлучения бояться нечего, ведь я обязательно стою до конца службы и причащаюсь, хоть и бываю в храме один раз в год. Однако такого человека придется огорчить. Восьмидесятое правило VI Вселенского Собора и одиннадцатое правило Сар-дикийского Собора говорят о том, что любой христианин, который не присутствовал без заслуживающих оправдания обстоятельств на воскресных Литургиях в течение трех недель, должен быть отлучен от Церкви.
Да, Церковь в древности требовала того, чтобы ее члены каждое воскресенье, если нет препятствий, причащались Святых Христовых Тайн.
Как известно, причащению предшествует напряженная духовная подготовка. В таком случае не трудно ли приобщаться каждую неделю? Конечно, это обременительно для тех, кто хочет войти в Царство Небесное, не очень утруждая себя. Однако, дело спасения требует от нас постоянных усилий. И особенно они должны быть направлены на то, чтобы причащение стало центром духовной жизни. «Дело святого причащения есть дело жизни, — учит святитель Феофан Затворник. — Причащаться или не причащаться значит быть или не быть христианином, жить или не жить во Христе. Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни (Ин. 6, 53)»*. Церковная история знает немало примеров, подтверждающих эту истину.
Близ города Диолка в Египетской пустыне в древности жило множество монахов и среди них был великий подвижник пресвитер Аммон, получивший от Бога дар видеть окружающий нас духовный мир. Однажды во время службы он увидел около жертвенника Ангела, который что-то писал в раскрытой книге. Присмотревшись, пресвитер Аммон заметил, что Ангел записывает имена причащающихся монахов, имена же отсутствовавших за Евхаристией вычеркивает. Подвижник подумал, что бы это могло означать? Его недоумение разрешилось через три дня: все, кто не пришел в тот день в храм, скончались. Наверное, Господь решил, что больше незачем жить на земле христианам, забывшим свое призвание.
Кто-то может сказать, что это — исключительный случай: если бы все редко причащающиеся христиане умирали, то Церковь была бы крайне малочисленной. Может быть, на самом деле пресвитер Аммон получил исключительное откровение для назидания верующих, но разве это что-то меняет? Во-первых, наша смерть, если мы будем уклоняться от причащения, вполне может войти в число подобных нетипичных кончин. А, во-вторых, так ли исключителен приведенный пример? Может быть, многие христиане все же оставляют земной мир раньше времени из-за того, что забывают одно из главных дел своей жизни? Апостол Павел в одиннадцатой главе Первого послания к Коринфянам пишет о том, что вследствие недостойного причащения многие из христиан немощны и больны и немало умирает. Если это справедливо по отношению к тем, кто принимает Святые Тайны, не очистившись от своих беззаконий, то тем более это верно по отношению к тем, кто вообще перестает приступать к Причастию.
Христиане первых веков причащались очень часто. Даже в самых безвыходных ситуациях, когда не было никакой возможности совершать Евхаристию, они не переставали стремиться к Чаше Господней. Пресвитер Лукиан, знаменитый богослов из Антиохии, в 312 году по приказу правителя восточной части Римской империи Максимиана Галерия за свою веру и проповедническую деятельность был заключен в темницу. Здесь, несмотря на угрозы, от него не смогли добиться отречения от Христа. Тогда палачи вывернули все кости его рук и ног из суставов и бросили мученика спиной на острые черепки. На них он пролежал, будучи недвижим, две недели. Приближался праздник Богоявления, и пресвитер Лукиан со всеми заключенными с ним христианами горел желанием причаститься святых Христовых Тайн. Однако о том, чтобы в строго охраняемую тюрьму доставить все необходимое для Евхаристии и совершить ее под неусыпным взором стражи, нельзя было и помышлять. Пресвитер Лукиан стал молиться Богу о помощи. И Господь услышал его молитву: верующие смогли втайне от воинов пронести в тюрьму хлеб и вино. Но что же делать дальше? Ведь в темнице не было никаких богослужебных принадлежностей. И тогда святой Лукиан дерзновенно сказал христианам, находившимся с ним в тюремной камере:
— Встаньте вокруг меня и будьте церковью, ибо я верую, что церковь живая лучше и благоприятнее для Бога, чем построенная из дерева или камня.
Когда все обступили его, он произнес:
— Совершим литургию и причастимся Божественных Тайн.
Христиане с удивлением спросили пресвитера:
— Где же мы, отче, положим хлеб для совершения таинства? Здесь нет престола.
— Положите у меня на груди, и будет живой престол Живому Богу, — ответил им святой Лукиан, лежа на спине связанный.
После этого в темнице, на груди мученика, была совершена Божественная литургия, и все узники сподобились принять Святые Тайны. Они были убеждены, что именно Причастие укрепит их дух мужественно перенести предстоящие пытки за имя Христово.
В древности, во времена жестоких гонений, каждый христианин понимал, что в любой момент может быть схвачен и казнен за исповедание своей веры. Поэтому многие носили с собой запасные Святые Дары и причащались ими перед мучениями и смертью.
Даже гонители отметили стремление христиан к участию в Евхаристии и сделали для себя соответствующие выводы: в начале IV века римский император Диоклетиан объявил своим эдиктом служение литургии преступлением. На одном из процессов над христианами в Карфагене проконсул Анулиний спросил обвиняемых:
— Вы принимали участие в собраниях христиан?
— Мы — христиане, — смело заявили подсудимые.
Проконсул, желая осудить христиан за нарушение императорского указа, а не за одно только их имя, с яростью повторил вопрос:
— Я не спрашиваю вас, христиане ли вы, но участвовали ли вы в собраниях христиан?
— Мы — христиане и, следовательно, участвовали в совершении Таинства Господня! — мужественно ответили подсудимые и добавили:
— Мы не можем жить без совершения Божественной вечери.
Диоклетиан, подписывая указ, был уверен в том, что христиане не смогут не служить литургию и не причащаться, поэтому их будет легко выслеживать и осуждать на казни. Однако, если в наше время новые Диоклетианы примут подобный закон, то попадут впросак, потому что большинство так называемых «христиан» окажутся вне сферы его действия. Увы, былого стремления к Трапезе Господней уже нет.
В IV веке по Рождестве Христовом в Римской империи христианство превращается из гонимой религии в государственную. Язычники постепенно лишаются различных гражданских прав, а затем и вообще обвиняются в нелояльности по отношению к государству. Такой поворот во внутренней политике государства привел к тому, что многие язычники стали принимать крещение. В Церкви образовалась значительная прослойка людей, равнодушных к строгой духовной жизни, для которых частое причащение было в тягость. Они начинают все реже и реже приступать к Святой Чаше, в результате чего духовная жизнь стала постепенно угасать.
Как реакция на обмирщвление многих христианских общин, в IV веке возникло монашество. Ревнители былой высокой духовной жизни удалялись в пустыни, где никто не мешал им осуществлять на практике идеалы христианства. И одним из этих идеалов было частое приобщение Святых Тайн. Святитель Василий Великий, один из основателей монашества, писал в письме к Ке-сарии: «Приобщаемся четыре раза каждую неделю: в воскресенье, среду, пятницу и в субботу, также и в иные дни, если бывает память какого святого»**. Даже пустынники, жившие в одиночестве, обязательно раз в неделю, в воскресный день, приходили в храм, чтобы принять Пречистые Тело и Кровь Господни.
Отшельники, которые подвизались вдалеке от людей, в недрах египетских и синайских пустынь, конечно, не могли так часто посещать храмы, но и они стремились в большие христианские праздники, несмотря ни на какие препятствия, участвовать в Евхаристии. Блаженный Иоанн Мосх в своей книге «Луг духовный» приводит следующий рассказ аввы Стефана. Однажды в Раифе он пришел в церковь на праздник Тайной Вечери. Вдруг во время совершения литургии в храм вошли два совершенно раздетых человека. Авва Стефан, ожидая возмущения среди присутствовавших за богослужением, огляделся вокруг.
Однако стоящие в храме не проявили никакого негодования или волнения: они просто не заметили наготу вошедших отшельников. Тогда авва Стефан понял, что только ему Бог позволил увидеть подлинный внешний вид Своих угодников, не имевших в дикой пустыне даже одежды. Пораженный чудом, он стал внимательно наблюдать за ними. Они же, причастившись, вышли из храма и пошли по направлению к Красному морю. Авва Стефан, догнав их, бросился перед ними на землю и сказал:
— Сделайте милость, возьмите меня с собой. Отшельники, удивившись тому, что ему было дано увидеть их наготу, ответили:
— Не можешь ты быть с нами. Оставайся на своем месте.
После этих слов они помолились об авве Стефане, а затем на его глазах вступили на водную гладь Красного моря и пошли по ней, пока постепенно не скрылись у него из вида.
Да, и таким великим подвижникам и чудотворцам было необходимо причащаться Святых Тайн. И приступали они к Ним не только для того, чтобы исполнить заповедь: все их существо требовало приобщения к Телу и Крови Господним. Святитель Игнатий Богоносец, приговоренный за веру к смерти, ожидая, когда его бросят на растерзание зверям, писал не ходатайства о помиловании императорам-язычникам, а духовные послания к собратьям. В одном из них он восклицал: «Хлеба Божия желаю. Хлеба небесного. Хлеба Жизни, который есть Плоть Иисуса Христа!»
По милости Божией, не оставались без причащения и те Его сокровенные рабы, которые никогда не покидали место своих отшельнических подвигов. Святой Пафнутий, когда удостоился увидеть преподобного Онуфрия Великого и беседовать с ним, спросил святого:
— Отец, где и откуда причащаешься ты Тайн Христовых?
— Ангел Господень приходит ко мне с Пречистыми Тайнами Христовыми и причащает меня в субботы и воскресенья, — ответил преподобный и добавил:— И не ко мне одному приходит Ангел Господень, но и к прочим подвижникам здешней пустыни, которые не видят лица человеческого, и причащает их, и наполняет сердца их неизреченным веселием.
В истинности этих слов святой Пафнутий вскоре смог убедиться и сам. Достигнув центральных районов пустыни, он встретил четырех юношей, одетых в овечьи шкуры. Подойдя ближе и всмотревшись в их лица, он поразился облику юношей: они сияли необыкновенным светом и от них видимо исходила благодать Божия. Вначале святой Пафнутий подумал, что это не люди, а Ангелы, сшедшие с небес, но, когда они вступили с ним в разговор, понял: перед ним подвижники, достигшие святости. Пробыв с ними несколько дней, он спросил:
— Где же вы причащаетесь Божественных Тайн Пречистого Тела и Крови Христа Спасителя нашего?
Юноши ответили:
— Для этого мы собираемся вместе в дни субботние и воскресные, и пресветлый Ангел, посылаемый от Бога, приходит к нам и дает нам Святое Причастие.
Вскоре наступила суббота, и подвижники сказали Пафнутию, чтобы он тоже приготовился к причащению. Через некоторое время воздух наполнился чудным благоуханием, какого святой Пафнутий не ощущал ни разу в жизни.
— Откуда оно? — спросил он.
— Приближается Ангел Господень с пречистыми Тайнами, — ответили подвижники.
Рабы Христовы встали на молитву, во время которой все пространство вокруг них залил необыкновенный свет, и они увидели сходящего с высоты Ангела Господня, блистающего как молния. Небожитель предстал перед ними в образе прекрасного юноши со Святой Чашей в руках. Пустынники подняли упавшего от страха на землю Пафнутия и подвели его к Ангелу. Вначале причастились пустынники, а вслед за ними и Пафнутий, охваченный одновременно и трепетом, и духовным восторгом. Ангел, приобщив подвижников, благословил их и восшел на Небо. <<А мы пали и поклонились Богу, — вспоминал потом святой Пафнутий, — благодаря Его за такую благодать. Великая радость исполнила наши сердца, и от великой радости я был в восторге и думал, что я не на земле, а на Небе».
Так Христос, давший Своим последователям заповедь: «Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни» (Ин. 6, 53), — Сам чудесным образом и помогал им исполнять ее, когда они ради духовных подвигов удалялись в пустыни или за свою веру были заключаемы в темницы.
Какие же выводы из всего сказанного нужно сделать?
1. Христианин должен понять, что причащение необходимо для его спасения. Если он не принимает Святые Дары, то даже великие духовные подвиги не позволят ему войти в Жизнь Вечную.
2. Горячее стремление святых к приобщению Христовых Тайн пусть послужит нам примером. Мы должны, подражая им, добиться того, чтобы наша душа постоянно жаждала Тела и Крови Господних. Это чувство — самое ценное в человеке, потому что Господь смотрит не на внешние дела человека, а его сердце.
3. Из церковной истории известно, что сначала христиане причащались каждый день, затем еженедельно и постепенно минимальной нормой стало причащение раз в год. Сейчас многие, называя себя христианами, не причащаются и по нескольку лет. Это страшная, пагубная ошибка.
Как часто надо приступать к Святой Чаше в наше время? Идеалом для каждого христианина остаются древние канонические правила. Однако, снисходя к духовно расслабленному состоянию современного человечества, Церковь устами своих святых советует следующее: «Неопустительно исповедуйтесь и причащайтесь во все посты и, кроме того, в двунадесятые и большие праздники: чем чаще, тем лучше — не мучая себя мыслию, что не достоин; не следует пропускать случая как можно чаще пользоваться благодатью, даруемой в приобщении Святых Христовых Тайн» (преподобный Серафим Саровский). «Мера причащаться в месяц однажды или два раза — самая мерная» (святитель Феофан Затворник ).
Протоиерей Вячеслав Тулупов
Просмотрено (486) раз