Что сделал Христос? Суть жертвы Христовой
Уникальность Христа
Христианство утверждает, что Христос и Его дело спасения уникальны в человеческой истории на всем ее протяжении как в прошлом, так и будущем; что ни до Него, ни после Него не было (и уже не будет) ничего подобного совершённому Сыном Божиим. Но так ли это? Вспомним: и до Христа и после Него приходили различные учителя, иногда становившиеся основателями мировых религий, и проповедовали в общем-то достаточно схожие между собой с морально — этической точки зрения вещи. Моисей, Будда, а после Христа и Магомед (Мухаммед), все они учили, что грабить и убивать, завидовать и отнимать, предавать и блудить, обманывать и воровать — это плохо. Напротив, накормить ближнего и помочь ему, быть милосердным и не гневаться, выручать и защищать, прощать и любить — это хорошо. Разные проповедники, будучи сынами своего народа и своей конкретной этнической культуры, в разное время, с разной степенью силы и ясности, расставляя акценты согласно своему мировоззрению, но говорили, в общем, об одном и том же. Все они оставили после себя учеников, как Христос — апостолов, которые с переменным успехом, как и христиане, продолжали дело своих учителей во времени и пространстве, создавая религиозные школы и общины, как и христиане — свои церкви.
На первый взгляд, которым обычно и удовлетворяется обыденное или поверхностно религиозное сознание, особых отличий Христа от прочих учителей мы не находим. Но несмотря на это, со всей решительностью утверждаем, что пришествие Христа и то, что Он совершил, не имело, не имеет и не будет иметь аналогов в мировой истории.
Христианство говорит о жертве Христа и Его крестной смерти и последующего воскресения, наполняя эти слова каким-то особенным значением, отличающим Сына Божия от всех живших и погибших праведников и мучеников человечества. Чтобы понять всю исключительность происшедшего две тысячи лет назад, необходимо вспомнить учение христианства о повреждении мира.
Повреждение мира
Христианство учит, что мир был сотворен Богом, и всё в сотворенном мире было «добра зело», т.е. очень хорошим. В частности, не существовало смерти, тления (для живых организмов выражающегося в старении, для материи т.н. «мертвого» мира — в постепенном распаде согласно закона неубывания энтропии), не было пищевой цепочки, когда для того, чтобы жить, необходимо убивать. Человек был независим от стихий природы, от самого пространства и материи. Даже времени не было, которое возникло позднее, с повреждением мира (видимо, как служебная характеристика Вселенной, характеризующая процессы распада, и не имеющая своего самостоятельного значения или наполненности), и которое перестанет быть после Второго пришествия.
Научное познание утвердило очевидную иерархичность вселенной. Например, законы биологии основываются на законах химии, химия — на физике, последняя уходит корнями в квантовую теорию вещества. Подобную иерархическую цепочку в глубины материи можно отследить и от скоплений метагалактических доменов. Что здесь важно? Законы различных уровней, «слоев» бытия основаны один на другом. Представим себе, что изменилась постоянная Планка, понимаемая как величина энергии, необходимая для квантового перехода электрона с «орбиты» на «орбиту». Допустим, этой энергии, необходимой для «возбуждения» электрона, стало требоваться меньше. Представляется, что при таких условиях общие электронные пары в химических соединениях будут образовываться легче и раньше. Это означает совершенно другую химию, в которой химические элементы более разнообразны и менее стабильны. Возникшие на таких структурах длинные цепочки гигантских молекул, будущие основы белка, будут совершенно другие. Сама структура белка, существующая сейчас как спираль, закрученная в спираль, а последняя скомкана в шарик, изменится: белок будет легче образовывать более разнообразные формы и распадаться при меньшей температуре. В частности, это означает совершенно иную генетику, и невообразимо другую жизнь. А все началось с какой-то там постоянной Планка, имеющей невообразимо маленькое абсолютное значение.
Проведенный нами мысленный эксперимент, может быть не очень точный, но в принципе с достаточной ясностью иллюстрирует последствия изменения глубинных законов, предлежащих к основам мира, для всего мира в целом во всем его многообразии. Понятно так же, что дальнейшее уменьшение постоянной Планка ниже некоторого критического уровня приведет к невозможности образования устойчивых сложных структур, а с ними и жизни. Подобный мысленный эксперимент можно провести и в сторону увеличения энергии квантового перехода. Или, например, можно «поиграть» массой электрона. Или величиной сил внутриядерных взаимодействий. Или изменением плотности распределения вероятности независимых процессов. Или напряжением потенциального барьера при туннельном переходе. В общем, основная идея представляется понятной: искажение более глубинного закона немедленно приводит к изменению нижестоящей иерархии мира. Слабое искажение меняет мир, сильное искажение может привести к более печальным последствиям.
Теперь довольно легко можно будет сделать следующий шаг. Если мир (космос, вселенная) конечен, то можно справедливо предположить, что иерархия управляющих им законом так же ограничена, и имеется некий самый главный-преглавный закон, лежащий в основе всего бытия. Это духовный закон, который прародители нарушили в момент своего грехопадения, совершив т.н. первородный грех. Результатом искажения основного бытийного закона стало искажение всего тварного мира, причем, видимо, одновременно по всему его объему. Появилось время как мера энтропии, пищевая цепочка, смерть. Мир вроде бы и прекрасен, и поразительно гармоничен, функционирует кажется исправно, но все в нем и сам он стали искаженными, подверженными тлению и распаду. Христианство называет это повреждением первозданной природы мира. Не природы в смысле экосферы, а самой природы вещей мира и природы человека, который стал смертен, подвержен усталости, голоду и холоду.
Поставим практический вопрос: как исправить мир, вернуть его в прежнее состояние? Ответ очевиден: починить сломанную человеками основу бытия, то есть восстановить духовный закон мира.
Почему было необходимо действие Бога?
Для начала хорошо бы восстановить этот закон в самом себе, в идеале в каждом из людей. По крайней мере, исправление человеческой природы в самом себе, по логике предыдущих рассуждений, необходимо приводит к восстановлению первозданного состояния исправляющего: независимость от времени и пространства, отсутствие потребности в пище, старения и умирания. Видимо, мера восстановления поврежденной человеческой природы в себе будет являться мерой выхода из-под зависимости законам поврежденного мироздания (например, мощи святых локально нарушают закон неубывания термодинамической энтропии, — но мы забегаем вперед).
Наука насчитывает возраст цивилизованного (т.е. городского) человечества в пределах 300 тыс. лет. И за все это время человек не справился с задачей не то что в отношении вселенной, но и в отношении себя самого. Почему? Неужто человек настолько нерадив? Инструмент исправления духа известен издревле — это покаяние. Покаяние немедленно принимается Богом, как только оно принесено. Но очищает покаяние только от личных грехов, и не выводит человека из ставшего естественным ему поврежденного состояния природы.
Повреждение природы бытия оказалось настолько серьезным, что по запущенности и развитию заболевания понадобилось пришествие Самого Бога, Его соединение с материей тварного мира, с плотью и душой человека, со Своим творением. Такое соединение, т.е. со-единение, или попросту говоря, единение, которое позволило бы исправить поврежденную человеческую природу.
Халкидонское единение.
Господь Иисус Христос обладает двумя природами: истинно божественной и истинно человеческой. И соединены обе природы в Нем неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно. Такое единение природ называется халкидонским, по имени вселенского собора, давшего формулировку соединения божественного и человеческого (материального и духовного, твари и Творца). Халкидонское единение означает, что в результате соединения двух природ:
• не образовалось чего-то третьего, какой-то третьей природы или сущности;
• ни одна из природ не изменилась сама в себе, божественное осталось неизменно божественным, а человеческое — неизменно человеческим (именно поэтому Христос — истинный Бог и истинный Человек, Сын Божий и Сын Человеческий);
• после соединения разделить эти природы невозможно;
• и так будет всегда.
Неслитно, неизменно, нераздельно и неразлучно Христос соединился с поврежденной человеческой природой для того, чтобы исправить нами поврежденное и восстановить Свое павшее творение. Нас ради человек и нашего ради спасения. Нераздельное соединение Бога со своей тварью навсегда — такова цена возможности нашего спасения.
Страдания и крестная смерть — зачем они? (частное богословское мнение доктора богословия, засл. профессора А.И. Осипова)
Итак, Господь Бог соединился с поврежденной человеческой природой, чтобы исправить и восстановить ее в первозданное состояние (когда все было «добра зело»). Но почему для этого исправления надо было пострадать Невинному и принять мучительную смерть? Да неужто, коль скоро соединение совершилось, нельзя было исправить поврежденное естество прямым и непосредственным действием Божественной воли? Неужели Господу недостаточно было просто пожелать — и все исправилось бы?
Для ответа на этот вопрос нам надо вспомнить, что Бог не всемогущ. Да-да. Бог не может перестать быть Богом. Бог не может «сделать» другого Бога. Бог не может нарушить свободу воли человека. Не может спасти нас против нашей воли. Даже согрешить Бог не может (и в этом смысле мы с тобой куда более «свободны»). Будучи абсолютным совершенством, Бог не может поступить несовершенно или ошибиться. Вообще говоря, Бог не может нарушить Собственные законы, ибо они совершенны, а Бог не может перестать быть Богом.
Каждый творец (с маленькой буквы) самовыражается в своем творении. Мы смотрим на великолепные произведения живописи и видим в них выражение внутреннего мира художника. Мы слушаем прекрасную музыку и ощущаем душу композитора. Мы читаем удивительные по своей внутренней красоте, силе и гармонии книги, и видим за ними образ их создателя.
Вселенная является ни чем иным, как «произведением искусства» Господа. Отпечаток Личности Творца естественно и органично присутствует в Его творении, в гармонии мира, в присущих ему законах существования, развития и совершенствования. И сам мир, и его законы являются образом своего Творца и Законодателя. Одним из этих законов является хорошо знакомое нам правило «ломать — не строить». По этому закону для того, чтобы исправить нечто поврежденное, испорченное, необходимо приложить много труда и пота, а иногда пота кровавого. И чем серьезнее повреждение (нанести которое легко), тем больших усилий требует восстановление. Подчас усилий чрезвычайных, подчас подвига, жертвы и даже самопожертвования.
И как законы мира являются образом Божественного Законодателя, так Творец, соединившись со Своим творением, не может их нарушить, поскольку не может перестать быть Совершенным. Повреждение природы и естества мира и человека, оказывается, носит настолько тяжелый и фундаментальный характер, что поправить дело может только Сам Бог, пойдя ради этого на подвиг страданий и самопожертвования до смерти, и смерти крестной.
Господь Иисус Христос, не снимая с Себя ответственности за падение своего творения, приносит Себя в жертву ради нас, окаянных и неблагодарных. Лютые муки и смерть, страдания, которые претерпевает Христос, делают Его совершенным по человечеству (завершают совершенствование Его поврежденной человеческой природы вплоть до полного восстановления), и Своей Крестной Жертвой исправляет падшее естество.
Трудно удержаться и не отметить хотя бы вскользь, что делает Он это за нас и вместо нас, ибо прилично было бы исправлять тем, кто испортил.
Какая польза нам в том, что Христос исправил человеческую природу в Самом Себе? (Церковь как Тело Христово. Соединение верующих в Церковь).
И вот, человеческое естество исправлено, поврежденная природа восстановлена. А что в связи с этим изменилось в мире? Ну да, Сам-то Христос, по причине сущей в Нем жизни, воскрес. Его человеческое тело после воскресения приобрело, оставаясь материальным, невиданные ранее свойства. В Евангелии зафиксировано исчезновение зависимости от пространства и материальных препятствий, по желанию Сына Человеческого ученики узнавали или не узнавали Его, восстановлена независимость от стихий природы, побеждена усталость и смерть. А остальные человеки? Может быть, мы стали бессмертными? Вроде нет. Может быть, произошло нравственное перерождение в масштабах человечества? Тоже нет: как и во времена земной жизни Христа люди изводили друг друга со света самыми разнообразными способами, так продолжает происходить и сто лет спустя, и тысячу, и теперь уже и две тысячи. Единственно, усовершенствовались и стали более изощренными и эффективными приемы убийства ближнего, убийства как телесного так и духовного.
В чем же дело? Оказывается, в том, что Христос, приняв на себя поврежденную человеческую природу, исправил и восстановил ее только в Самом Себе.
Ну хорошо, кажется все логично, а нам-то от этого какая польза? Ну да, Христос сделал то, что до Него никто сделать не мог, и как мы сейчас понимаем, и не смог бы никогда в принципе. Но какова сотериологическая ценность подвига Христа, Его страданий и крестной смерти для нас с тобой?
В принципе, внимательному читателю уже подзаголовок объясняет многое. Но порядка ради добавим несколько строк.
Совершив принципиальное исправление человеческой природы как таковой в Самом Себе, Христос Духом Святым учредил Церковь, Тело Свое. А вот уже в Церковь нам с тобой войти можно — Святым Крещением. Войти и присоединиться к Тому, в Ком человеческая природа уже восстановлена. И этим спастись. Поскольку человек — существо сложносоставное, духовно-телесное, постольку и в Церковь входят и духом (св. Крещением) и телом — принятием великого и страшного таинства Евхаристии.
Как воскрес Христос не Духом только, а в теле, так и мы, пройдя через страдания при жизни и последующую смерть, необходимые для завершения восстановления человеческой природы в нас самих, воскреснем вслед за Христом, Первенцем среди человеков, проложившим через смерть дорогу к вечной жизни и протягивающим нам руку помощи на узком пути спасения.
Для спасения мало только войти в Церковь, надо в ней еще и остаться. Но это, как говорится, совсем другая история.
Понятной особенностью Тела Христова является отсутствие в Нем греха, а мы согрешаем. Согрешая, мы отпадаем от Церкви, а принося покаяние и исповедуясь, воссоединяемся с ней. Вновь соединившись, мы можем причаститься Божественного Тела и Крови. Причащаться не покаявшись (церковь говорит: причащаться недостойно) нельзя, от этого болеют и умирают (1Кор: 26-30).
Незнакомое Православие
Просмотрено (1508) раз