Кто ропщет на погоду, тот ропщет на Бога
Священник Сергий Карамышев о православном отношении к осеннему ненастью …
С великою радостью принимайте, братия мои, когда впадаете в различные искушения,
зная, что испытание вашей веры производит терпение… (Иак. 1, 2-3).
Кого любит Господь, того наказывает, и благоволит к тому, как отец к сыну своему. (Притч. 3, 12).
Если момент сотворения этого мiра принять за начало весны, то мы живем во времена поздней осени. Чтобы мы об этом не забывали, Господь все чаще омрачает наши маленькие чувственные удовольствия то засухой, то безвременными дождями, то бурями. Он делает это не потому, что хочет видеть нас мрачными, а потому что хочет видеть нас людьми, не столь привязанными к вещественным началам мiра; людьми, умеющими подчинять свои чувства разуму, велению долга.
Церковь постоянно молится, как о милости Божией, «о благорастворении воздухов», «о изобилии плодов земных», «о мире всего мiра» и тому подобном. Если наши прошения не вполне исполняются, значит полное их исполнение не послужило бы нам на пользу. Об этом так говорит апостол Иаков: «Просите и не получаете, потому что просите не на добро, а чтобы употребить для ваших вожделений» (Иак. 4, 3).
Поэтому, если погода нас не особенно радует, нужно говорить: еще мало нам по грехам нашим, после чего спешить делать добро ближним, потому что это кратчайший путь умилостивить Господа. Особенно важно помогать пострадавшим от стихийных бедствий. Ведь Господь попускает их, чтобы испытать, насколько мы сострадательны. Бедствия воспитывают, закаляют целые общества, ослабляют голос ненасытных страстей, выдвигают на первое место людей долга и чести, которые, по своей скромности, в обыденности бывают чаще всего незаметны. Может быть, так Господь понемногу готовит нас к каким-то нелегким испытаниям.
Достойно ли высокого звания христианина впадать в уныние от осеннего ненастья? Напротив — чем хуже погода, тем бодрее должен быть христианин. Если Господь заповедал не омрачать лиц, когда постимся, — напротив, даже делать их более светлыми, чем в обычное время; точно также подобает вести себя в непогоду — ведь она чем-то сродни посту. Этим мы и ближних, и Самого Господа Бога порадуем.
Некоторые утверждают, что нынешние непогоды — результат воздействия американского климатического оружия. Не стану спорить. Но даже если это так, все равно ничего не меняется. Значит, Господь попустил использование этого оружия опять-таки для нашей пользы, — хотя бы даже для того, чтобы побыстрей шевелили мозгами и не отставали при разработке новых вооружений от американцев.
Господь не то что через американцев — через самих бесов — позволяет наносить ущерб Своим рабам ради их духовного преуспеяния. Вспомним книгу Иова. «И сказал Господь сатане: откуда ты пришел? И отвечал сатана Господу, и сказал: я ходил по земле, и обошел ее. И сказал Господь сатане: обратил ли ты внимание твое на раба Моего Иова? Ибо нет такого, как он, на земле: человек непорочный, справедливый, богобоязненный и удаляющийся от зла. И отвечал сатана Господу, и сказал: разве даром богобоязнен Иов? Не Ты ли кругом оградил его, и дом его, и все, что у него? Дело рук его Ты благословил, и стада его распространяются по земле. Но простри руку Твою, и коснись всего, что у него, — благословит ли он Тебя? И сказал Господь сатане: вот, все, что у него, в руке твоей; только на него не простирай руки твоей». (Иов. 1, 7-12).
Даже если нынешние непогоды — дело рук Пентагона, что с того? Значит Пентагон стал на некоторое время орудием в руке Божией, которым Господь сокрушает нашу превознесенную гордыню. Ответом на стихийные бедствия и одновременно ответом нашим видимым и невидимы врагам должны быть: взаимовыручка, укрепление дружбы между отдельными людьми и целыми регионами, навык стремительной мобилизации технических и людских ресурсов. Господь послал испытание, чтобы, успешно его преодолев, мы делались лучше. Таким образом, аскеза (т.е. упражнения, способствующие духовному возрастанию) становится важным фактором государственной стабильности. Она призвана сделать общество дисциплинированным, готовым к самым неожиданным вызовам современности, вплоть до войны. Как знать: может быть, через несколько лет мы будем с великой благодарностью к Создателю вспоминать нынешние непогоды, как обстоятельства, понудившие нас к спасительным делам и размышлениям; как обстоятельства, прогнавшие от общества сон уныния и служения чувственным удовольствиям; как обстоятельства, которые помогли дать людям сосредоточиться на взаимовыручке.
Ужасное бедствие на Дальнем Востоке, помимо прочего, сделало для всех явной одну важную вещь: без энергичных усилий со стороны государства последствия от стихии были бы несоизмеримо больше. Частный капитал, который определенные лица третье десятилетие подряд тупо выставляют единственным спасителем России и требуют для него больше свободы, не показал и сотой доли энергии в преодолении стихийного бедствия в сравнении с государством. Надеемся, соответствующие выводы в пользу преобладания государственного капитала над частным будут сделаны.
Пусть после этого американцы кусают локти от осознания того, что оказали русским неоценимую услугу. Через несколько лет они, быть может, скажут: какие мы безтолковые! Следовало развращать русских необыкновенно хорошей погодой, чтобы они забыли всякий страх Божий, чтобы раздали все государственные активы в частные руки, чтобы они круглый год только и делали бы, что развлекались. Но будет поздно.
Так что перестанем роптать на погоду. Пусть осенний дождь напомнит нам о необходимости пролить покаянные слезы. Пусть наступающие холода бодрят тело и душу. Пусть духовная радость согревает наши сердца, разливаясь во внешний мiр. Пусть, вопреки дождю и холоду, над Россией сияет вечное Солнце Правды — Христос Бог!
Священник Сергий Карамышев, публицист
Просмотрено (271) раз