Выбрать страницу

Учитель во Христе: роль крестного в Таинстве Крещения

Крещение является первой встречей человека с Церковью Христовой. Согласно мнению покойного Х. Андруцоса, «Крещение – это дверь, через которую человек входит в Церковь и приобщается к другим Таинствам, это установленный Христом обряд, когда человек, погружаясь в воду, духовно возрождается». Действительно, этот обряд был установлен самим Христом, а пример Его Крещения в Иордане от Иоанна Крестителя был унаследован Церковью. Как пишет святой Симеон, архиепископ Фессалоникийский, «Спаситель собственноручно установил Таинства». Одним из них является Крещение, которое Христос принял не с тем, чтобы очиститься, ибо как Бог Он не имел в этом необходимости, но чтобы спасти Свое творение.

Крещение – это поистине Таинство, обновляющее человека благодатью Святого Духа. Первоначально человек был очернен первородным грехом, который сделал страсти неотъемлемой частью человеческой природы. Таким образом, зачатие и рождение человека осуществляется вод воздействием первородного греха, как пишет об этом в 50-м псалме царь и пророк Давид (Пс. 50:7). Крещение становится вторым рождением и, скорее, возрождением человека, разлучающим человека с жизнью после грехопадения и вводящим его в круг Христа.

Руководство и поддержку в этом стремлении человека к возрождению призван оказать восприемник, или крестный, как его принято называть. Название «восприемник» связано с принятием крещаемого крестным после третьего погружения в купель во имя Святой Троицы. Святой Иустин Философ говорит о восприемнике как о человеке, «приводящем крещаемого к купели». Первое упоминание об участии восприемника в Таинстве Крещения мы находим в произведении церковного писателя II века Тертуллиана. Последующие упоминания мы встречаем в творениях Иоанна Златоуста, Аврелия Августина и др.

Восприемник появляется в Таинстве Крещения как свидетель, гарантирующий веру в него крещаемого. Здесь необходимо отметить, что до VI века это Таинство принимали только взрослые, полностью осознающие значение этого обряда и свое решение стать членом Церкви. Но это не исключает Крещение младенцев, особенно в тех случаях, когда Крещение принимает вся семья или целая община. Роль восприемника включала в себя, с одной стороны, подтверждение веры крещаемого, и с другой – поддержку и укрепление человека в его решении принять Крещение.

После возобладания в VI веке практики Крещения младенцев восприемник становится представителем крещаемого и ответственным учителем веры новообращенного, не ознакомленного с христианской верой в силу своего возраста. Святой Симеон Фессалоникийский пишет, что «восприемникам необходимо быть благочестивыми учителями веры», призванными обеспечить православное воспитание крещаемого. Следовательно, восприемник не может отрицать христианскую веру (то есть быть другого вероисповедания или атеистом), искажать ее (являться еретиком, раскольником), не участвовать в Евхаристии. Напротив, это должен быть человек, исповедующий христианскую веру и живущий благочестиво. Восприемник в таинстве Крещения восполняет веру и покаяние, отсутствующие у младенца.

Восприемником может стать любой благочестивый верующий, сознательный член Христовой Церкви. В первые века, по крайней мере до возобладания Крещения в младенчестве, восприемниками становились лица одного с крещаемым пола. Однако эта практика постепенно сошла на нет. Восприемниками не могут стать родители крещаемого, несмотря на то, что в период между V и IX веками подобная практика существовала на Западе. Однако эта традиция была упразднена, с целью более правильного и полноценного воспитания ребенка, а также отсутствия смешения духовного и телесного родства. Кроме того, восприемниками не могут стать супруг или супруга, клирик и монах (за исключением безвыходных ситуаций), еретик и раскольник в силу своих неверных позиций в отношении Церкви, лица, не являющиеся христианами, а также люди, не осознающие своих действий, такие как дети и психически больные.

При отсутствии у клириков и родителей возможности стать восприемниками, священник может беспрепятственно окрестить их ребенка при наличии иного восприемника. Кроме того, согласно 53-му постановлению Пято-шестого (Трулльского) Вселенского Собора, духовное родство налагает запрет на брак между восприемником и крестником, равно как и его близкими родственниками.

Присутствие восприемника на Таинстве Крещения может быть охарактеризовано как гарантия, поскольку указывает на добровольный и сознательный приход крещаемого на Таинство. Во время оглашения, которое предшествует Крещению, восприемник от лица оглашаемого младенца отрекается от темных сил, подтверждает сочетание с Христом и исповедует истинность веры, читая Символ Веры.

После Крещения восприемник берет на руки младенца (взрослого новообращенного берет за руку) из рук священника. Согласно Симеону Фессалоникийскому, это действие символизирует, что восприемник принимает крестившегося у Христа и становится его духовным отцом. Вместе с этим, это символически отражает передачу крестившегося под защиту Ангела хранителя. Зажженная после Крещения свеча – символ Божественного света, дарованного новообращенному и, одновременно, славословие Троичному Богу.

Но восприемник – это не только залог веры своего духовного дитя. Он вместе с другими церковными прихожанами свидетельствует о достоверности этого Таинства. Ответственность восприемника не прекращается после завершения Таинства и ухода из храма. С момента Крещения между восприемником и крестником создается определенная связь, носящая педагогический и воспитательный характер. Жизнь крестника отныне отмечена присутствием в ней восприемника.

Восприемник – это человек, который должен учить духовное дитя христианской вере и предпринять все возможное для его воспитания во Христе. Это духовное воспитание является не просто преподаванием христианских истин, но также воспитанием посредством личного примера восприемника. По этой причине восприемниками должны становится люди благочестивые и исповедующие христианскую веру, пронизывающую их слова и всю их жизнь. Таким образом, восприемник становится не просто свидетелем Таинства Крещения и залогом веры новообращенного, но отцом, наставником, учителем во Христе.

Георгиос Заравелас, богослов
Перевод с новогреческого: редакция издания «Пемптусия»

Просмотрено (201) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

21 сентября - Рождество Пресвятой Богородицы

21 сентября православные христиане вспоминают Рождество Пресвятой Богородицы. Событие это не описано в Новом Завете. Знания о нем пришли к нам из Церковного Предания. Однажды святой праведной Анне явился Ангел Господень и сказал: «Твоя молитва услышана Богом, и ты зачнешь и родишь дочь благословенную, выше всех земных дочерей. Нареки Ее Мария»... Праздник Рождества Пресвятой Богородицы занимает особое место в истории России – ему посвящены множество храмов, написаны удивительной красоты иконы, на этот день назначались решающие для судьбы нашего Отечества сражения. Так, именно в праздник Рождества Божией Матери в 1380 году была одержана историческая победа на поле Куликовом... далее Иконы Софии, Премудрости Божией (Киевской)

Икона Софии, Премудрости Божией занимает особое место в Русской Православной Церкви. Впервые этот образ появился в Византии. Есть много списков с изображением Софии, Премудрости Божией в России, но все они сводятся, в основном, к двум типам: Киевскому и Новгородскому. Все списки с изображением Софии, Премудрости Божи­ей, изображают Божию Матерь и воплотившуюся от Нее Ипостасную Премудрость — Сына Божия, выражая одну главную мысль. Воплощении Сына Божия неотделимо от мысли о Богоматери, которую величают Домом Божественной Премудрости, истинным Храмом Живого Бога на земле. Это послужило одним из оснований для механического перенесения на образ Девы Марии содержания и символики Софии Премудрости Божией... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

19 сентября — Воспоминание чуда Архистратига Михаила в Хонех далее »

21 сентябряРождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии далее »

22 сентября — Праведных Богоотец Иоакима и Анны далее » прп. Иосифа, игум. Волоцкого, чудотворца далее »

24 сентября — Прп. Силуана Афонского далее » перенесение мощей прпп. Сергия и Германа, Валаамских чудотворцев далее »

25 сентября — Перенесение мощей прав. Симеона Верхотурского далее »

Свежие комментарии

Полезные ссылки

Ссылки на православные ресурсы