Выбрать страницу

Церковное поминовение усопших

Христианская Церковь уже с самого начала своего существования ввела особые молитвы об упокоении душ преставившихся отцов и братьев наших. Это является логическим следствием ее веры и учения о том, что усопшие верующие живут во Христе и после смерти и что общество любви между живыми и мертвыми не перестает существовать, проявляясь во взаимных молитвах. Живые молятся за усопших, а усопшие – в том числе и святые, имеющие к Богу дерзновение, – о живых. Так, были установлены особые молитвы и службы о преставившихся в память о них, то есть поминальные службы. Таким образом, Церковь продолжает общечеловеческие традиции и обычаи. Иными словами, похоронные обряды, существовавшие в эпоху пришествия Христа и в эпоху зарождения и распространения Церкви, христианизированные и очищенные от суеверий и предрассудков, приобретают новый смысл и содержание и продолжаются Церковью.

В Ветхом Завете содержатся сведения об иудейских обрядах, существовавших до Рождества Христова. В Книге Товита 4:17 есть указание: «Раздавай хлебы твои при гробе праведных», которое подразумевает совершение поминальных трапез на могилах или раздачу милостыни бедным, очевидно, в качестве поминального обряда по умершим.

Жертвы и приношения мертвым совершали и язычники. Уже с гомеровской эпохи были известны так называемые «заупокойные пиры», на которых, согласно повериям, умерший пировал вместе со всеми присутствующими. Эти заупокойные трапезы проводились в определенные дни после дня смерти: в третий, в девятый, в тридцатый и каждый год в день рождения умершего. И здесь родство с христианским обрядом очевидно.

Христиане продолжают, как и следовало ожидать, предшествующую традицию в двух направлениях: во-первых, раздача милостыни за умерших как выражение любви к ним и к бедным, а во-вторых, молитвы. Уже «Апостольские Постановления» (конец IV века) рекомендуют раздавать «из имения» умершего и «в поминовение его» милостыню нищим (Кн. 8:42). То же самое советуют Иоанн Златоуст, Иероним, Тертуллиан, Псевдо-Афанасий и другие древние отцы Церкви и христианские писатели.

Однако уже в «Апостольских Постановлениях» мы находим не только сформировавшиеся тексты молитв и диаконских возглашений «за почивших во Христе братьев наших», которые, в основном, содержат просьбы и даже формулировки, знакомые нам из употребляющихся ныне молитв («простил ему всякое согрешение, вольное и невольное, и … привел его в страну благочестивых, покоящихся в недре Авраама и Исаака и Иакова… откуда отбежали болезнь и печаль и воздыхание» (Кн. 8, 41)), но и сведения о том, что уже существуют в виде апостольских установлений трехдневные, девятидневные, сорокадневные и годовые поминки. По поводу каждых приводится библейское, либо поверхностное богословское обоснование: «Совершайте же третины почивших в псалмах, чтениях и молитвах, ради Воскресшего в третий день, и десятины, в воспоминание сущих здесь почивших, и сороковницы – по древнему образцу, – ибо так народ израильский оплакивал Моисея, – и годовщины, о памяти почившего» (Кн. 8, 42).

Важно, что Церковь сохранила дохристианские обряды, не противоречащие ее учению, придала им новый христианский смысл, видоизменив некоторые из них по богословским причинам. Так, она переставила тридцатый день на сороковой, очевидно, под влиянием иудаизма, а также связав это событие с Вознесением Христовым. Подобным образом совершаются и ежегодные поминовения – не по дню плотского рождения человека, но по дню его во Христе рождения, то есть дню окончания жизни и вступления его в истинную жизнь, по дню «успения» верующих, по «дню рождения» их в вечной жизни. И здесь Церковь не занимается бессмысленными и бесполезными войнами и борьбой с призраками, но преображает мир во Христе. Это очень мудрая тактика.

Из дошедших до нас уставов различных монастырей мы узнаем о заупокойных обрядах, совершавшихся в монастырях и, очевидно, и в церквях в миру. В течение сорока дней ежедневно во время вечернего и утреннего богослужения совершалось особое моление за усопших и приносилась за них бескровная жертва. Для преставившихся в период Великого Поста или в том случае, если период сорока литургий частично пересекается с ним, осуществляется особая благочестивое практика поминовения. Трехдневное поминовение совершается в первую субботу, девятидневное во вторую, а сорокоуст начинает служиться с понедельника Фоминой недели. Это установление важно во многих аспектах. Запомним основной его смысл, состоящий в том, что главное поминовение усопшего происходит на Божественной литургии или, другими словами, что истинное совершение поминовения неразрывно связано с совершением таинства Святого Причащения, как мы уже отмечали это ранее для таинств Крещения, Брака, Миропомазания и т. д.

Усопшим и молению за них посвящены все субботние дни года. В эти дни поются заупокойные тропари на каждой песне канона октоиха, и, как правило, совершаются заупокойные службы. Исключение составляют две субботы в год: Вселенские Родительские субботы мясопустной недели и Пятидесятницы, ибо это дни нарочитых и всеобщих поминовений, поскольку во время их «память совершаем всех от века усопших благочестивых христиан, отец и братий наших». Выбор субботы как дня поминовения объясняется, во-первых, тем, что в Книге Бытия она упоминается как день, в который «почил» Бог от всех дел Своих творения мира (Быт. 2:2), а во-вторых, тем, что именно в субботу Великой Страстной седмицы Господь наш Иисус Христос пребывал во гробе. Сходные ежегодные поминальные праздники, в дальнейшем замененные на общие поминовения двух Вселенских Родительских суббот, существовали и в дохристианском мире.

Источник на новогреческом: Иоаннис М. Фундулис. Вопросы литургики. Т. III. Стр. 29-36. Изд-во: Апостолики Диакониа, Афины, 2007.
Перевод с новогреческого: редакция интернет-издания «Пемптусия».

Просмотрено (442) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

7 апреля - Благовещение Пресвятой Богородицы

Благовещение означает «благая» или «добрая» весть. В этот день Деве Марии явился архангел Гавриил и возвестил Ей о грядущем рождении Иисуса Христа — Сына Божьего и Спасителя мира... далее Преставление свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси

Патриарх Тихон (в миру Василий Иванович Белавин) — епископ Православной Российской Церкви; с 21 ноября (4 декабря) 1917 года Патриарх Московский и всея России, первый после восстановления патриаршества в России. Канонизирован Русской Церковью в лике святителей Архиерейским собором Русской Православной Церкви 9 октября 1989 года... далее

Неделя преподобной Марии Египетской


Если быть повнимательнее, то можно заметить, как много среди людей, пришедших в храм тех, кто не решается подойти к исповеди из-за множества своих грехов, из-за глубины своего греховного падения. Мы помним из Жития преподобной Марии Египетской, как она не смогла войти в храм из-за нечистоты: какая-то непонятная сила препятствовала ей сделать это. Ныне человек уверенно входит в храм, и ничто не останавливает его, несмотря на все его, не менее ужасные, грехи. Однако оттого, что входит он без покаяния, ему... далее »

ОБЩЕЕ СОБОРОВАНИЕ

СОБОРОВАНИЕ
Совершается оно несколько раз за Великий Пост для того, чтобы все желающие могли принять это Таинство. Когда и как совершается Соборование? Практические советы: как подготовиться к Соборованию?... далее »

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

6 апреля — Неделя 5-я Великого поста. Прп. Марии Египетской далее »

7 апреляБлаговещение Пресвятой Богородицы далее » Преставление свт. Тихона, Патриарха Московского и всея Руси далее »

12 апреля — Лазарева суббота далее »

13 апреля — Неделя 6-я ваий (цветоносная, Вербное воскресенье) Вход Господень в Иерусалим далее »