Что такое православная вежливость?
Многие люди, прийдя к вере, начинают проявлять крайнее нетерпение к ближним, особенно к тем, кто не разделяет их взглядов и идей. Такие обличители не стeсняются «выводить на чистую воду» грешников, указывая несчастным на их несовершенство и поучая как жить дальше. О том, что словом можно серьезно ранить человека, такие активисты даже не задумываются, выстраивая свои взаимоотношения со многими людьми на уровне «учитель-ученик». Причем «учительство» совершается чаще всего в оскорбительной для «ученика» форме, вызывая обиду и непонимание. Результат такой «педагогики» — потеря доверия между людьми, отчуждение и ссоры.
Вдохновленные мыслью, что корректность и обходительность при общении с людьми – это «человекоугодие», такие «учителя» в пух прах критикуют других. Если кто-то обижается на слова «обличителя», то ответ можно услышать «проповедь» о гордыни и необходимости смирения. Вежливость и такт отвергается как что-то ненужное.
Но не стоит забывать о том, что правду надо говорить таким образом, чтобы не оскорбить чувства человека, иначе мы можем оттолкнуть его от себя своим хамством. Ближние перестанут доверять нам и прислушиваться к нашему мнению, ожидая новых словесных ударов.
Обличителям кажется, что они следуют словам Господа: «Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его …» (Мф 18:15). Но необходимо помнить, что Бог говорит о грехе, направленном лично на тебя. Он учил нас сначала говорить с человеком наедине, без свидетелей его грехопадения: «…пойди и обличи его между тобою и им одним…» (Мф 18:15).
Даже если есть необходимость откровенного разговора с согрешившим человеком, то необходимо помнить о том, что излишняя прямолинейность и грубость могут принести боль и озлобить его. Беспардонное обращение с другими недопустимо еще по той простой причине, что оно может настроить человека на еще большее предавание тем грехам, в которых его обличают. А и сама привычка поучать всех и вся может быть истолкована как признак высокомерия и гордости.
Прп. Иоанн Лествичник пишет: «Желающий научить другого или подать ему совет должен сперва сам очиститься от страстей, чтобы не ошибаться в познании воли Божией и хорошо понять душевное устроение того, кому он говорит слово. Так как не всем полезно одно и то же лекарство, хотя болезнь может быть одна и та же».
Необходимо помнить слова Господа: «Что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего, а бревна в твоем глазе не чувствуешь? Или как скажешь брату твоему: “дай, я выну сучок из глаза твоего”, а вот в твоем глазе бревно? Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата твоего» (Мф. 7, 3-5).
Свт.Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Без собственного вопрошения человека я никак не дерзну преподать совета: это воспрещено святыми отцами».
Архиепископ Иоанн отмечает: «Старцы Оптинские по большей части обличали прикровенно (под видом какого-нибудь рассказа или события из их личной жизни). Таинственное вразумление — самое острое… Мы ищем убеждения, не насилующего нашей свободы».
Митрополит Московский Филарет советует проявлять крайнюю осторожность при даче советов: «Можно стучать в запертую дверь с молитвою, но с советами можно войти только в отверстую».
Давая наставления ближнему, надо учитывать душевное состояние человека, степень его духовного развития и желание выслушать нас.
«Кто толкует, — пишет прп. Симеон Новый Богослов, — о последних степенях совершенства для новоначальных и особенно более ленивых из них, тот не только не принесет им пользы, но еще сделает, что они возвратятся вспять».
Стоит помнить о том, что самый эффективный способ поучения ближних — это пример собственной жизни.
«Поражать своей жизнью, — говорит св. Иоанн Златоуст, — значит поражать решительно и доказать своими делами значит доказать неопровержимо».
О. Александр Ельчанинов указывает, что «всякое принуждение, даже к добру, вызывает всегда только отпор и раздражение. Единственный путь привести человека к чему-либо — это действовать собственным примером и привести его к желанию стать на тот же путь, тогда только — как самостоятельный, свободный акт — поворот этот будет прочен и плодотворен».
Прп. Исаак Сириянин дает по этому поводу наставление: «Не сообщай другому, чего сам не постиг, чтобы не было тебе стыдно себя самого и по сличении жизни твоей не открылась ложь твоя».
Господь сказал: “Потому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою” (Иоан. 13:35). Многие могут сорваться, выйти из себя, оскорбить другого. Но, если привычка вести себя подчеркнуто неуважительно и грубо по отношению к другим — это не минутная слабость, а хроническое поведение человека, то пора бить тревогу и заниматься уже исправлением себя, а не других!
Святые отцы советовали для исправления недостатков ближних усердно молиться за них и заказывать церковные требы.
Просмотрено (495) раз