Выбрать страницу

15 различий между обличением и осуждением

обличение и осуждениеНесмотря на то, что внешне практика обличения и осуждения очень близка, их суть на самом деле очень различна.

Этимологии слов:

«Обличать» – значит, показать истинный облик поступка.
«Осуждать» – значит вершить суд над человеком.

Обличение по своей сути является добродетелью и поэтому поощряется Богом – Лев. 19:17, Иез. 33:8.

Осуждение же является грехом и запрещается Спасителем, сказавшим «не судите, да не судимы будете» — Мф. 7:1.

Обличение совершается в осознании собственной несостоятельности в свете святости Бога – Ин. 8:7. Осуждение совершается с позиции собственной непогрешимости и, поэтому, права судить.

Обличать всегда эмоционально тяжело. Осуждать всегда естественно легко.

Обличение требует собственной чистоты. Осуждение часто совершается и не менее виновным человеком.

Обличение духовно-сдержанно. Осуждение душевно-эмоционально.

Объект суждения:

Обличение – это объективное осуждение пагубного поступка [Фил. 3:18] человека, имеющее под собой законное основание и доказательную базу – Титу 2:14-15. Осуждение же – это субъективное осуждение самого человека и мотивов его поступков.

Обличение возможно только по отношению к каждому из конкретных, определённых поступков и должно быть аргументировано «полезным для обличения» Писанием – 2 Тим. 3:16. Осуждение же почти всегда выражается «общими фразами» и часто аргументируется домыслами и мнениями.

Мотивы:

Обличение стремиться восстановить согрешившего, являясь проявлением «чистосердечной любви» к человеку, «нелицемерно верующим» ближним – 1 Тим.1:5. Осуждение же является проявлением личной внутренней неприязни к человеку и стремится разрушить жизнь обвиняемого.

Обличение всегда подкрепляется искренней молитвой о милости Бога к согрешившему. Осуждение же чаще всего выражается в, завуалированном под праведность, эгоистичном прошении о суде Божьем на осуждаемого.

Обличение стремиться исправить и сохранить авторитет согрешившего человека и поэтому, прежде всего, совершается «в глаза» один-на-один – Мтф. 18:15. Осуждение же стремиться всячески унизить осуждаемого и поэтому чаще всего совершается публично и «за спиной» самого человека.

Обличение совершается публично только после того, как все попытки личного увещевания оказались безуспешными – Мтф. 18:15-17. Осуждение же стремиться поскорее вынести «ссор из избы».

Обличение считается успешно завершенным сразу после признания человека в соделанном грехе. Осуждение использует исповеданный проступок, как аргумент для дальнейшего развития последующего унижения.

Обличение происходит из чувства сострадания и поэтому изначально совершается мягко, позитивно и с верой в скорое исправление. Осуждение является проявлением внутреннего желания вырасти в собственных глазах за счёт унижения другого и поэтому изначально жёстко, скептически настроено и без надежды на перемены.

Обличение лаконично указывает на проступок, стремясь примириться – Пр. 17:9. Осуждение драматизирует проступок, стремясь отдалиться.

Примеры:

Обличение: пророк Нафан обличает блуд царя Давида — 2 Цар. 12:1-7.

Осуждение: родственник Саула Семей осуждает царя Давида — 2 Цар. 16:5-12.

Библейские запреты:

«Ибо что мне судить и внешних? Внешних же судит Бог» — 1 Кор. 5:13

«Кто ты, осуждающий чужого раба? Перед своим Господом стоит он, или падает. И будет восставлен, ибо силен Бог восставить его» — Рим. 14:4

«Не судите, да не судимы будете, 2 ибо каким судом судите, [таким] будете судимы; и какою мерою мерите, [такою] и вам будут мерить» — Мтф. 7:1.

Привалов И.С. – богослов, проповедник, публицист
Источник: http://tvspas.ru/publ/14/15_razlichij/16-1-0-276

Ссылка по теме: 

Просмотрено (2068) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном


В исцелении расслабленного, человека, который был болен в течение тридцати восьми лет, нам показано, как велика сила и любовь Господня, которая воистину побеждает всякое зло, всякий грех и дает радость там, где безысходная скорбь... далее

Скоро праздник

13 мая - Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского

Святитель Игнатий Брянчанинов - богослов, ученый и проповедник. Несмотря на сословную принадлежность дворянству, принял монашеский постриг. Пробыв послушником в нескольких монастырях, стал настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. Написал несколько сочинений о христианской жизни, примененное к требованиям современности: «Аскетические опыты», «Аскетическая проповедь», «Приношение современному монашеству», «Отечник». В его писаниях ясно раскрывается сущность правильного духовного пути, а также разъясняются те тонкости духовного делания, которые могут быть неверно истолкованы при чтении древних аскетических трактатов... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

10 мая — Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном далее »

13 мая — Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского далее »

14 мая — Преполовение Пятидесятницы далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее » Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» далее »

15 мая — Перенесение мощей блгвв. кнн. Бориса и Глеба далее »

16 мая — Прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского далее »