О посте. «Подпора крепка!»
28 ноября начался 40-дневный Рождественский пост. Он установлен в древнехристианские времена с тем, чтобы мы, очистив сердце покаянием и молитвой, достойно приготовились к светлому празднику Рождества Христова. Меж тем сегодня со всех сторон участились нападки на пост.
Нередко можно услышать, например, такое: «Я же не монах! Зачем мне строго поститься и постоянно молиться?» Но когда Господь давал людям заповеди, Он не сказал: «Монахи, вы строго поститесь, а вы, миряне, – изредка и чуть-чуть». Он ДЛЯ ВСЕХ ОДИНАКОВО заповедал и пост, и непрестанную молитву. И хотя заповедь эта закреплена в Священном Писании, находится все больше желающих подвергнуть ее пересмотру, ослабить и даже полностью отменить православные посты.
Какие же доводы при этом приводятся? Современный человек-де настолько изнежен, настолько ослаб духовно и привык к вкусной пище, что всякие ограничения для него уже непосильны, и строгости эти надо отменить. Даже малый 3-дневный пост перед Таинством Причастия сокращают до 1-2 дней, а то и вовсе им пренебрегают. Главное, говорят, чтобы в душе было покаяние…
«Мать наша церковь — разве мачеха нам?»
Нападки эти не новы. Еще в XIX веке святитель Феофан Затворник писал: «Бедный пост! Сколько он терпит укоров, наветов, гонений! Но вот все, по милости Божией, стоит. Да и как иначе? Подпора крепка! Господь постился, Апостолы постились… и все святые Божии держали строгий пост, так что если б дано было нам обозреть обители райские, мы не нашли бы там ни одного, кто бы чуждался поста. Так и следует. Мать наша сердобольная – Святая Церковь – разве мачеха нам? Стала бы она налагать на нас такое бремя тяжкое и ненужное? А вот налагает! Верно, нельзя иначе. Покоримся же… Да и все, хотящие спастись, покоряются…
Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему.
Преподобный Серафим Саровский
* * *
Посмотрите вокруг. Мало-мальски у кого западет забота о душе – сейчас начинает поститься, и чем сильнее у него забота, тем строже он постится. Отчего бы это? Оттого, что при посте успешнее идет дело и легче совладать с душою. Кто же отговаривается от поста, верно, тому недорого спасение. Уж где чрево пишет законы, там бог – чрево. Кому бог – чрево, тот враг Креста Христова. Вы вот как вперед поступайте. Например, спросите того, кто пост отвергает: ну а в Церковь нужно ходить? Нужно ли держать домашнее молитвенное правило? Нужно ли исповедоваться?
И уж наверно найдете, что он откажется от всего. И ясно будет вам, что не о посте у него толк, а вообще о всякой тесноте. Ему хочется жить широко… Ну и пусть живет! Только уж непременно прочитайте ему определение суда Божия на широкий путь. И скажите: «У тебя, брат, другой бог, другие законы, другие надежды!.. А у нас Бог – Господь Иисус Христос, постившийся. Мать у нас – Святая Церковь, уставами требующая поста. Споручники наши – святые Апостолы, Пастыри и Учители вселенныя! И нам иначе нельзя».
Не думаете ли вы убедить таких? Куда нам! Не думайте, что у них есть резоны основательные. Нет. У них только упорство сильно. Хитрецы мирские сплетают ложь, чтоб как-нибудь прикрыть себя благовидностию. Не будем их осуждать. Пусть всякий себе как знает. А за закон поста стоять надо и не давать вольникам коварно сплетать ложь. Спросить бы их, хранят ли они свое сердце чистым? Дело невероятное! Если при посте едва-едва можно управляться с нашим любезным сердцем, то без поста – уж и говорить нечего. Помните, как один старец встретил молодого монаха, выходившего из харчевни, и сказал ему:
— Э, брат! Не доброе дело сюда ходить!
Тот отвечал ему:
— Поди! Лишь бы сердце было чисто…
Тогда старец с изумлением сказал:
— Сколько лет живу я в пустыне и пощусь, и молюсь, и редко куда выхожу, но еще не приобрел чистого сердца. А ты, юный, ходя по харчевням, успел приобресть чистое сердце. Диво!
Вот то же надо сказать и всякому, отказывающемуся от поста».
(«Поучение святителя Феофана Затворника о посте»)
* * *
«Грех — не в пище,а в преслушании»
Святые отцы (все как один!) выступали за строжайшее хранение поста. «Не пища имеет значение, а заповедь. Адам изгнан из рая не за объедение, а за вкушение только запрещенного, – писал преподобный Амвросий Оптинский. – Особенно важно тут, что через послушание вырабатывается покорность. Грех — не в пище, а в преслушании правил Церкви».
Эти строки написал человек крайне болезненный, на целых 30 лет прикованный к своему страдальческому ложу. Однако, несмотря на слабое здоровье и постоянную телесную немощь, батюшка Амвросий неуклонно соблюдал посты, установленные Церковью. Снисходя к другим тяжелобольным людям, он не возбранял им вкушать неположенную пищу, но всегда говорил, что в таком случае необходимо приносить покаяние.
(Преподобный Амвросий Оптинский. «Письма к духовным чадам»)
* * *
Пост хранить — даже в голодное время
В начале 20-х годов в Москве свирепствовал голод. Вокруг святого праведного отца Алексия Мечева крепко сплотились духовные чада. Однажды кто-то спросил: «Батюшка, сейчас такое голодное время! Что пост, что не пост, все одно, нет никакой разницы. Как можно что-то почувствовать?» Он ответил: «Усилить пост духовный». Никого не осуждать, не роптать, не завидовать. Эти слова да послужат нам уроком. Даже в тяжелейших условиях отец Алексий требовал от чад хранения поста!
(«Советы девушке-христианке московского старца Алексия Мечева».
СПб., «Возрождение», 2012).
* * *
Кто быстрее огня и выше земли?
Вдохновенный гимн посту оставил в своих сочинениях великий учитель веры, святитель Иоанн Златоуст. Перечитаем его замечательные строки:
«Бог, лишь только создал человека, ТОТЧАС отдал его на руки посту, ему поручил спасение, как нежной матери и наилучшему наставнику. Ибо заповедь от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла не ешь от него (Быт. 2, 16-17) есть род поста. Если же пост необходим в раю, то гораздо более вне рая; если лекарство полезно прежде раны, то гораздо более — после раны; если оружие было нужно нам еще до начала войны со страстями, то гораздо более необходимо по открытии такой брани со стороны страстей и демонов.
Как пища утучняет тело, так пост укрепляет душу, сообщает ей легкий полет, делает ее способною подниматься на высоту и помышлять о горнем. Кто постится, тот становится легким, и окрыляется, и с бодрым духом молится, угашает злые пожелания, умилостивляет Бога и смиряет надменный свой дух. Посему-то апостолы всегда почти постились.
Кто молится с постом, тот имеет два крыла, легчайшие самого ветра. Ибо таковой не дремлет, не говорит много, не зевает и не расслабевает на молитве, но он бывает быстрее огня и выше земли; потому-то он особенно является ратоборцем против демонов. Нет сильнее человека, искренне молящегося! Но если постимся напоказ, то не только не получим никакой пользы, но еще потерпим вред.
…Пост есть мать и здоровья телесного. Если не веришь моим словам, спроси об этом у врачей. Воздержание они называют матерью здоровья, а о болезнях в ногах, о головных болях, о воспалениях, опухолях и множестве других недугов говорят, что они происходят от лакомства и пресыщения. Итак, не будем бояться поста, который избавляет нас от столь великих зол.
Всякий христианин, который не славит Бога хранением заповедей Его, хуже неверного.
Преподобный Симеон Новый Богослов
* * *
…Честь поста составляет не только воздержание от пищи, но удаление от грехов. Ты постишься? Докажи мне это своими делами. Какими? Если увидишь нищего, подай милостыню; если увидишь врага, примирись; если увидишь своего друга счастливым, не завидуй; если увидишь красивую женщину, пройди мимо. Пусть постятся не одни уста, но и зрение, и слух, и ноги, и руки. Пусть руки пребывают чистыми от хищения. Пусть ноги перестанут ходить на беззаконные зрелища. Пусть глаза… не засматриваются на чужую красоту. Пусть постится слух, не принимая злословия и клеветы. Пусть постится язык от сквернословия и ругательства.
Что за польза, когда мы воздерживаемся от птицы и рыбы, а братьев своих угрызаем?» Задумаемся на миг, какая стойкость в этих словах Иоанна Златоуста! Какая убежденность в истинности всех церковных установлений! И как не хватает нам сегодня таких примеров пламенной веры…
(«Алфавит духовный». Святитель Иоанн Златоуст. М., 2007)
* * *
Единственный из всех
Во многих духовных семинариях и академиях ныне процветает нарушение поста. Под предлогом, что большинство учащихся — люди молодого возраста, коим требуется усиленное питание, их часто благословляют вкушать скоромное даже в самые строгие дни. Безусловно, растущий организм и умственный труд требуют дополнительных затрат. Однако почему же православная молодежь, которая учится в других вузах и техникумах, постится, как положено, и должна каяться, если нарушит Устав Церкви, а семинаристы — будущие священники — легко идут на нарушения? Не намеренная ли это уловка врагов Православия, дабы, воспитывая теплохладных батюшек – нарушителей канонов, изнутри разложить нашу Церковь?..
Нам нужно брать на вооружение примеры иного свойства. Будучи семинаристом, Иван ПАВЛОВ (ныне известный старец, архимандрит Кирилл Павлов) всегда строго соблюдал пост, несмотря на то, что отступление от него благословил сам Патриарх Алексий I (Симанский). 28 марта 1948г. в вахтенном журнале семинарии, где отмечалось все происходящее в течение дня, один из воспитателей записал: «Следует сказать о Павлове: он едва ли не единственный пожалел, что на второй, третьей, пятой и шестой седмицах (Великого Поста) разрешена рыба. По его мнению, трапеза в семинарии и без того чересчур обильна. В посещении богослужений Павлов тоже может служить примером».
…Что бы ни происходило вокруг, никто не заставит глубоко верующего человека поступать против совести.
«Великая школа воздержания»
«Знаете, что творится в государстве нашем, — со скорбью говорил на проповеди святитель Лука, архиепископ Крымский и Симферопольский, — весь народ почти поголовно забыл о посте; лишь ничтожное количество людей помнят и соблюдают пост. Это значит — проявлять неуважение ко Кресту Христову. Так ли было всегда в стране нашей? В древние времена было совершенно не так: весь народ постился, начиная от благочестивых царей, которые не пропускали ни одной церковной службы. Тогда и детей воспитывали во всех правилах, установленных Церковью, с пеленок внушали им о посте, о святости его, о необходимости, и малые дети постились наряду со взрослыми.
А теперь есть ли что подобное? Выросло поколение молодое — безбожное, которое не хочет и знать о посте, не хочет слышать о Боге. А ваши дети, христианские дети, неужели тоже вырастут такими?! Разве не надо, чтобы выросло новое поколение, воспитанное в страхе Божием и вере во Христа? Разве не надо, чтобы наши дети сияли во тьме, как яркие звезды? Если не воспитаете так детей, тяжкий ответ дадите пред Богом.
Пост — великая школа всякого воздержания, одно из труднейших дел человеческих. Всякому трудному делу мы научаемся постепенно, неустанными упражнениями. Вот и нужно обуздывать плоть нашу, начиная с обуздания чрева. Если мы выполним пост, получим великие блага. Надо знать, что все чистые люди, глубоко возлюбившие Господа, никогда не относились к посту с отрицанием — все святые подвизались в посте. Начиная поститься, они не горевали, не печалились, а радовались. И когда появлялась в их сердце такая радость, то прилеплялись они к посту и хранили его всю жизнь, ибо чувствовали, какую силу благодати дает он. Этой радости да сподобит всех нас Господь!»
(Из проповеди Луки Крымского 23.2.1947г.)
Просмотрено (252) раз