Выбрать страницу

Малая четыредесятница

Малая четыредесятница

Этот пост, каков он есть сейчас в православной Церкви, вошел в её традицию сравнительно поздно. Впервые упоминания о посте перед праздником Рождества Христова появляются не ранее конца IV в. по Р.Х., и продолжительность его была в разных местах христианского мира неодинаковой (Армянская церковь до сих пор сохранила семидневный пост перед Рождеством и Богоявлением, которые объединены в одно празднование). Только на соборе в Константинополе в 1166 году было постановлено поститься перед праздником Рождества Христова сорок дней, с 15 ноября по 24 декабря включительно (по современному календарю это с 28 ноября по 6 января, соответственно).

По аналогии с предпасхальным постом, называемым «великой четыредесятницей», пост перед Рождеством иногда тоже назывался четыредесятницей, но «малой». Вообще, число 40 в Библии встречается неоднократно и означает некий испытательный или подготовительный период, число испытания.

Предвкушение праздника и его ожидание с некоторым испытанием самого себя может быть не менее наполнено духовно, чем сам праздник. И потому церковный календарь настраивает на него задолго, постепенно и по нарастающей.

Более чем за месяц до праздника в православных храмах начинают звучать рождественские песнопения. Первый раз – на Всенощной под праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы, о Которой поется, что «Дева в храме ясно является и Христа всем предвозвещает».

«Христос раждается – славите! Христос с небес – срящите! Христос на земли – возноситеся! Пойте Господеви, вся земля; и веселием воспойте,  людие,  яко прославися».

Сами эти слова взяты из первых строк «Слова 38, на Богоявление или на Рождество Спасителя» свят. Григория Богослова («Христос рождается: славьте! Христос с небес; выходите в сретение! Христос на земле – возноситесь! Воспойте Господеви вся земля (Пс. 95, 1)! И скажу обоим в совокупности: да возвеселятся небеса, и радуется земля ради Небесного, потом Земного! Христос во плоти; с трепетом и радостию возвеселитесь, — с трепетом по причине греха, с радостию по причине надежды…»).

С этого момента (3 декабря, вечер) на всех праздничных богослужениях, а также в субботу вечером под воскресные дни, мы слышим эти ирмосы Рождественского канона.

А в службах св. апостолу Андрею Первозванному (13 декабря) и свят. Николаю Чудотворцу (19 декабря) добавляются еще рождественские стихиры Предпразднства, как, например, эта из Всенощной под память свят. Николая:

«Вертепе благоукрасися, Агница бо грядет чревоносящи Христа: ясли же подимите словом разрешившаго от безсловеснаго деяния нас земнородных. Пастырие свиряюще свидетельствуйте чудеси страшному: и волсви от Персиды, злато и ливан и смирну царю принесите, яко явися Господь из Девы Матере. Емуже и приникши рабски Мати поклонися, и привещаше к держимому на объятиих Ея: како всеялся еси во Мне, или како прозябл еси во Мне, избавителю Мой и Боже?»

Русский перевод:

«Благоукрашайся, пещера; ибо Агница грядет, нося во утробе Христа. Ясли же, поднимите словом освободившего от бессмысленных деяний нас, земнородных. Пастухи, на свирелях играющие, свидетельствуйте о чуде устрашающем; и волхвы из Персии, золото, ладан и смирну царю принесите, ибо явился Господь от Девы-матери. И пред Ним, смиренно припав, сама Мать поклонилась, обращаясь к Тому, кто был в Ее объятьях: «Как Ты был зачат во Мне? Или как возрос во Мне, избавитель Мой и Боже?»

Особое место в течение этой «малой четыредесятницы» занимают памяти ветхозаветных пророков и праведников – Авдия (2 декабря), Наума, Аввакума, Софонии, Аггея (14, 15, 16 и 29 декабря, соответственно). Судя по всему, собраны они на этот постный период преднамеренно. Службы этим пророкам носят совсем не праздничный, но покаянный характер. Этим показывается, что до пришествия Христа над человечеством тяготело бремя как падения Адама, так и собственных беззаконий. Но даже это не мешало верным Богу и в те времена смотреть в будущее с надеждой и верой в спасение:

«Господи! Соверши дело Твое среди лет, среди лет яви его; во гневе вспомни о милости!.. Покрыло небеса величие Его, и славою Его наполнилась земля… Ты выступаешь для спасения народа Твоего, для спасения помазанного твоего. Ты сокрушаешь главу нечестивого дома, обнажая основания его до верха…» (песнь Аввакума – Авв. 3, 1-19).

30 декабря Церковь совершает память пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила. На вечерней службе накануне также звучат рождественские песнопения, хотя она и вовсе не праздничная по своему характеру.

«Даниил, муж желаний, камень без руки отсечен видев Тя Господи (см. Дан. 2, 31-45), младенца без Семене рождена пронарече (предрек) Тя, из Девы воплощена Слова, непременнаго (неизменного) Бога, и Спаса душ наших».

Благодатная роса от ангела, сохранившая трех отроков, брошенных в разожженную печь по приказу царя Навуходоносора, прообразует Божье снисхождение при зачатии Девой вочеловечившегося Бога… А сами отроки являют собой торжество жизни и воскресения (эпизод с тремя отроками вспоминается особенно в Великую Субботу накануне Пасхи — см. Дан. 3, 24-90).

Песнь трёх отроков не включена в еврейский Масоретский текст Библии, но включена в греческий текст Септуагинты, который и используется в богослужении. Да и в каждой службе в 7-й и 8-й песне любого канона так или иначе круглый год воспевается это чудо сохранения жизни трем отрокам в печи Вавилонской. В Рождественском каноне начало 7-й и 8-й песни можно передать на современном русском языке так:

Отроки, воспитанные в благочестии, повелением нечестивым пренебрегши, угрожавшего огня не устрашились, но, стоя посреди пламени, пели: «Боже Отцов, благословен Ты!»

Окропляющая росою печь представила образ сверхъестественного чуда: ибо она не опаляет юношей, которых приняла в себя, как и огонь Божества утробы Девы, в которую нисшел. Поэтому воспоем песнь: «Да благословляет все творение Господа и превозносит во все века!» (перевод иером. Амвросия Тимрота)

Малая четыредесятница

Кроме того, два последних воскресных дня перед Рождеством Христовым посвящены вообще всем ветхозаветных пророкам и праведникам и названы в церковном уставе Неделей святых праотец и Неделей святых отец.

И, наконец, 2 января наступают заключительные пять дней предпразднства Рождества Христова, последний из которых – сочельник

Таким образом, богослужебное, молитвенное содержание предрождественского поста весьма богато и насыщенно. Именно на него, а не на диетическую сторону, не самую важную, однако зачастую самую волнующую многих современных православных, лучше бы обратить наше внимание! Тем не менее, и без последней никак не обойтись, а потому перейдем от более возвышенной и поэтической части к более прозаической и будничной.

Священник Филипп Парфенов

Просмотрено (215) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

27 ноября - Апостола Филиппа

Апостол Филипп - один из 12-ти апостолов. Был третьим из апостолов, призванным Иисусом Христом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии... далее

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, часто именуется отцом (особенно в греческих церквах) и учителем Церкви... далее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »