Выбрать страницу

Преподобный Амвросий о борьбе со страстями

Преподобный Амвросий ОптинскийПреподобный Амвросий Оптинский много писал о борьбе со страстями. Старец указывал на первоочередную борьбу с главными страстями, после победы над которыми отсекутся и другие страсти, от них происходящие:

«…для очищения нив душевных удобнее делить оные на три поля, начиная сперва очищать часть поля сугубого славолюбия, то есть искания человеческой славы и похвалы, или превозношения и презрения других и наконец третье поле сугубого сребролюбия, то есть любоимения и любостяжания.

Когда эти три поля очистятся, то с ними незаметно отсекутся и другие страсти, от них происходящие, то есть гнев и памятозлобие, печаль земная, зависть, ненависть, охлаждение и леность относительно молитвы и дел благочестия».

Одной из главных страстей – корнем всего зла, началом всех страстей – старец называл самолюбие. Он учил быть благоразумно строгим к самому себе и снисходительным к окружающим:

«Где-то написано, что тщеславие, если дотронуться до него пальцем, кричит: кожу дерут. Хотя и не всегда так, а бывает, не по малой части, только в различных видоизменениях. Самолюбие наше – корень всему злу. Оно есть начало всех страстей, оно есть причина всех наших бедствий и страданий, иногда в настоящее время, а иногда как последствие прежних ошибок…

Стараясь жить благочестиво, должно помнить и никогда не забывать, что всё читаемое и разумеваемое должно относить к себе, а не к другим, к себе быть благоразумно строгим, а к другим снисходительным».

Преподобный Амвросий наставлял, что страсти действуют во всех христианах, не достигших совершенства, а Господь промыслительно оставляет эти страсти для смирения:

«На самом же деле придется многое перечувствовать, потому что человек не вдруг стяжавает бесстрастие. А где страсти, там и скорби со многими недоумениями и недоразумениями».

«Господь оставляет страсти в человеке к пользе его душевной, чтобы не возносился, а смирялся».

Старец учил, что Господь более всего ценит сопротивление страстям, хотя бы человек иногда по немощи и побеждался ими:

«Пред судом Божиим имеют значение не характеры, а направление воли. Знайте, что характеры имеют значение только на суде человеческом и потому или похваляются, или порицаются; но на суде Божием характеры, как природные свойства, ни одобряются, ни порицаются. Господь взирает на благое намерение и понуждение к добру и ценит сопротивление страстям, хотя бы человек иногда от немощи и побеждался чем. И опять судит нерадение о сем Един, ведый тайная сердца и совесть человека, и естественную его силу к добру, и окружающие его обстоятельства».

Преподобный Амвросий неоднократно повторял, что невозможно человеку исправить себя мгновенно, это долгий труд, который он сравнивал с тем, как тянут барку:

«Кто имеет дурное сердце, не должен отчаиваться; потому что с помощию Божиею человек может исправить свое сердце. Нужно только внимательно следить за собою и не упускать случая быть полезным ближним, часто открываться старцу и творить посильную милостыню. Этого, конечно, нельзя сделать вдруг, но Господь долготерпит».

«Бесстрастными ведь не сейчас можно сделаться, а всякий раз, чувствуя свою греховность, говори: “Господи, прости мне!Господь Один силен вложить в сердце человека любовь».

«Не должно думать, что вдруг можно исправиться от злых навыков, но постепенно, с Божией помощью».

«Чтобы человеку исправить себя, не надо вдруг налегать, а как тянут барку: тяни-тяни-тяни, отдай-отдай! Не всё вдруг, а понемногу. Знаешь рожон на корабле? Это такой шест, к которому привязаны все веревки корабля; и если тянуть за него, то потихоньку и всё тянется; а если взять сразу, то все испортишь от потрясения».

Если страсти притихли, то старец учил не радоваться преждевременно:

«Спокойного духа враг не дает, а только может примолчать на время и притихнуть ради подсады, чтоб внушить тщеславные и самомнительные помыслы, что будто бы человек начал уже приобретать духовный успех или духовные чувства; тут-то и нужно поминать грехи свои».

ССЫЛКА ПО ТЕМЕ:

Просмотрено (363) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

1 комментарий

  1. Тамара

    Святой Амвросий, моли Бога о грешной р.Божией Тамаре, помоги исправлению моих страстей и немощей духовных…

    Ответить

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Вознесение Господне


Вознесение Господне — христианский праздник, отмечаемый в 40-й день по Пасхе, в честь вознесения плоти Иисуса Христа на небо и обетования о Его втором пришествии... далее

Скоро праздник

30 мая - Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, кн. Московской

Преподобная Евфросиния, в миру Евдокия, была супругой Великого князя Московского Димитрия Донского и несла вместе с ним тяжелый крест управления страной в тяжкое время татаро-монгольского ига. После смерти мужа, фактически стала во главе Московского княжества. Под её руководством собиралось ополчение, чтобы защитить Москву от нашествия Тамерлана в 1395 г. Именно по ее совету, была принесена в Москву Владимирская икона Божией Матери, чудесно защитившая Русскую землю. Преподобную Евфросинию Московскую считают покровительницей Москвы... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

28 мая — Отдание праздника Пасхи далее » Блгв. царевича Димитрия, Угличского и Московского далее »

29 маяВознесение Господне далее »

30 мая — Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, кн. Московской далее »

1 июня — Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора далее » Блгв. вел. кн. Димитрия Донского далее »