Воскресение – испытание разума
Тот факт, что проповедь Воскресения Христова вызывает у многих наибольшее количество сомнений и вопросов, вовсе не абсурден. Противоречия по этому поводу появились сразу, как только произошло это сверхъестественное событие, которое легло в основу Христианской Церкви. “Для евреев Библейского Иерусалима было кощунственным утверждение христиан-отступников, что какой-то распятый преступник мог быть Мессией. Для просвещенных греков, которые уже тогда верили в бессмертие души, одна мысль о воскресшей человеческой плоти была отталкивающей. Даже для христиан-гностиков II века было предпочтительнее богопонимание Иисуса как бессмертного Духа, освободившегося от уз Своего тленного тела”.
Воскресение Иисуса есть настоящее испытание для человеческого разума. Не нужно далеко ходить, достаточно посмотреть на окружение Господа, чтобы заметить вкравшиеся даже в души Его учеников недоверие и сомнения, связанные с этим потрясающим событием. Двенадцать спрятавшихся на чердаке учеников не верят словам жен-мироносиц, возвестивших о воскресении Господа Иисуса, приписав все женскому стремлению к преувеличению и избытку чувств. На пути в Эммаус воскресший Иисус внезапно появляется перед двумя учениками, но они не в состоянии признать в Его лице любимого Учителя. Фома, доверявший лишь узкой человеческой логике, упрямо отказывается воспринять весть о Воскресении Христа.
В наше с вами время проповедь Воскресения кажется еще более нереальной. Так происходит потому, что в современном, материалистически настроенном обществе обожествляется логика, восхваляются достижения цивилизации и материальные приобретения, что постепенно приводит к формированию в сознании честолюбивого человека чувства абсолютной независимости и всемогущества. Однако это всемогущество в то же время порождает полное недоразумение, ибо многие сегодня называют себя христианами, отрицая факт Воскресения Иисуса, будучи не в состоянии постичь его. Если это так, о каком Христианстве идет речь?
Сама Церковь объясняет нам, что мы не можем подходить к этому событию с обычными человеческими мерками. Оно не является ни природным, ни тем более неестественным явлением, это не логика, ни тем более абсурдная правда. Это надприродное событие, отрицающее и игнорирующее логику, побеждающее удушающие узы бытия и освобождающее нас силой Божественной воли. Воскресение требует веры, с тем чтобы понять и принять его, веры безграничной и беспредельной, такой веры, которая дает смысл нынешней и последующей жизни, веры, не нуждающейся в обсуждении истин, потому что они не поддаются какому-либо обсуждению, не могут быть поняты, не выдерживают несостоятельных светских суждений, ограничивающих человека и держащих его в плену и без того жалкого бытия. И Воскресение требует простоты разума, простоты мышления, младенческой, стало быть, чистой и настоящей веры.
Воскресение Христово знаменует торжество над смертью и укрепление надежды на бессмертие. Эта надежда может наделить мужеством, уверенностью и силой духа, с тем чтобы претерпеть всякие трудности и страдания этой жизни. Воскресение является завершением Страстей, правдиво отображающим трагедию Креста. Это и есть истинная Надежда. Тот факт, что за крестом, который безропотно несет каждый человек, для всех в этой жизни без исключения находится Воскресший Христос, сочувствующий нам, находится Воскресший Бог, дающий нам искупление, оправдание, Воскресение жизни и сознания, исход боли и страданий.
Преподобный Иустин Попович мудро писал: “Вне Воскресения нет ни на небесах, ни под небесами ничего более тщетного, чем мир сей; нет и большего отчаяния от жизни вне бессмертия”.
Так давайте поверим в то, чего не увидели мы и что трудно нам уразуметь. Наградой таковой веры будет встреча с Тем, в Кого мы когда-то уверовали.
Христос Воскресе!
Архимандрит Епифаний Иконому, “От несовершенства к святости”
Перевод с новогреческого: редакция издания «Пемптусия»
Просмотрено (311) раз