Почитание мощей – древнейшая христианская традиция
Издревле мощи святых особо почитались христианами. В первую очередь следует упомянуть крайне бережное и трепетное отношение к телам усопших святых людей – в первую очередь к Иоанну Крестителю. После обезглавливания пророка его ученики забрали тело, которое и погребли со всяким тщанием. Апостол Фома открывает традицию поклонения останкам святых, попросив апостолов открыть гробницу Пресвятой Богородицы после Ее Успения. Наконец, некоторые материальные вещи, имевшие непосредственное отношение к жизни святого, также оказывались объектом внимательного к себе отношения по чудесам, творящимся от них – это и риза Пресвятой Богородицы, и Крест Христов, и Святая Плащаница.
Но все же особым образом Господь прославляет именно телесные останки святых, не подвергая их тлению. Лишь частично после упокоения святого его тело разрушалось, до определенного состояния. Именно неразрушимые останки тел святых людей мы и называем сегодня мощами. Редкий храм обходиться без даже самой маленькой раки – особого сосуда или ковчежца для хранения – с мощами. Часто можно услышать истории благочестивых христиан о чудесах, происходящих по молитвам верующих, прикладывающихся к святым мощам, а иногда даже стать свидетелем этих чудес.
Особое почитание заслужили монастыри и храмы с большим количеством мощей – обычно в такие места организуются паломничества. Одним из благодатных для всякого христианина мест является Киево-Печерская Лавра, в подземных пещерах которой сохранились нетленные останки целого сонма святых, подвизавшихся в стенах монастыря. Они несли особый подвиг, живя в этих пещерах. Даже сегодня передвижение по пещерам в Лавре составляет достаточно большую трудность, хотя хода были значительно расширены по сравнению с их изначальным размером.
Киево-Печерская Лавра – невероятно запоминающийся своей благодатной атмосферой монастырь. Свежий киевский воздух из-за близости Днепра после входа в Лавру кажется еще свежее, еще чище. Удивительная тишина сопровождает паломника в каждом храме, как подземном, так и надземном. Спокойствие и размеренность при посещении пещер являются самим собой разумеющимся делом.
Пещеры в Лавре делятся на две части: Ближние Пещеры и Дальние, согласно их основателям: Антонии и Феодосии Печерским. В самих пещерах в стенах проходов выдолблены дополнительные ниши для расположения в них гробниц с мощами святых. Почти с каждым из почивающих под землей святых связана прижизненная чудесная история. Мне особенно запомнился пасхальный случай, когда один из монахов спустился на Пасху окадить место упокоения братии и поделиться с ними пасхальной радостью. В ответ на возглас монаха «Христос Воскресе!» почившие святые прямо из гробов ответили «Воистину Воскресе!», засвидетельствовав тем самым единство Церкви Земной и Небесной.
Очень ярким впечатлением от посещения Лаврских пещер остается удивительное благоухание, исходящее от святых мощей. Каждый раз, прикладываясь к гробу святого, можно почувствовать этот удивительный, ни с чем не сравнимый аромат благодати Божьей. Все в совокупности дарит удивительные впечатления на всю оставшуюся жизнь – даже единственный визит в Лавру не оставит равнодушным никого и станет незабываемым впечатлением от прикосновения ко святыне.
Как в надземных, так и в подземных храмах совершаются ежедневные богослужения и требы, поэтому всякий желающий сугубо помолиться в пещерах может это сделать не только лично, но и за общей церковной молитвой. Пещеры открыты довольно продолжительное время суток, поэтому попасть в них не составляет труда и почти никогда не бывает большого скопления паломников внутри пещер. Очень важно не забывать, что под землей нет света и взять с собой свечу – света от лампадок над гробницами, безусловно, недостаточно чтобы разглядеть имя усопшего святого.
Усердие паломника каждый раз щедро награждается – посещение Лавры дарит удивительный подъем духовных сил, молитвенное настроение, помогает в покаянии, укрепляет в вере. Стоит хотя бы на секунду задуматься – целый сонм величайших святых, подвизавшихся в столь трудных условиях, ущемлявших сознательно свою жизнь ради Господа – по нашим просьбам молиться за нас, многогрешных, у Престола Божия. Трудно представить себе более благое начинание праведной, истинно христианской жизни, чем искреннее раскаяние и прошение молитв у святых, заступничества перед Господом. И если у кого-то есть возможность совершить паломничество в Киево-Печерскую Лавру хотя бы на один день, чтобы помолиться в пещерах и приложиться к мощам святых, ею не следует пренебрегать, но умиленным сердцем и кроткою душой посетить пещеры и помолиться у святых мощей.
Доктор богословия протоиерей Александр Федосеев
Источник: Информационно-аналитический портал — «СОЗИДАТЕЛЬ»
Ссылка по теме:
Просмотрено (213) раз