Выбрать страницу

Как причаститься не в осуждение?

Часто задается вопрос о подготовке к причащению Святых Тайн – что надо исполнить, прочитать, что можно и чего нельзя есть. Гораздо реже задается вопрос – а каким надо быть, чтобы причаститься Святых Тайн «во оставление грехов и жизнь вечную»?

Посмотрим, что об этом говорится в чине богослужения. «Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы» – возглашает диакон в начале литургии верных.

И далее служащий священник кланяется перед трапезой (т.е. престолом), на котором поставлены покровенные Святые Дары, прикладывается к ним и к краю престола со словами «Возлюблю Тя, Господи, Крепосте моя, Господь Утверждение мое и Прибежище мое» и потом происходит «целование мира» между служащими со словами «Христос посреде нас» – «И есть, и будет».

«Оно символически должно обозначать полное внутреннее примирение между христианами, намеревающимися участвовать в таинственном жертвоприношении. Заповедь Спасителя (Мф. 5,23–24) прямо предписывает примириться сначала с братом, a потом уже приносить жертву к алтарю.

Но это примирение и единодушие не есть только чисто моральное, оно означает не только наличие любви и примиренности между приносящими жертву, но должно быть в такой же мере и единомыслие, полное духовное единение. Поэтому-тο непосредственно после целования мира возглашается Символ веры, как мерило догматического единомыслия всех христиан». (Архимандрит Киприан Керн. «Евхаристия»)

Когда-то целование мира совершалось всеми христианами, молившимися в храме.

Итак, от самого начала христианства, Евангелием, апостолами и святыми отцами первых веков необходимыми условиями служения божественной литургии (а все причастники суть ее служители) утверждены единая вера и нелицемерная любовь друг ко другу, примирение со всеми.

Если человек отпадал от церковного общения и затем покаялся, то его присоединение, свидетельство о его единстве с братьями в вере и любви, также совершалось совместным служением литургии и причащением.

Что же происходит сейчас? Христиане очень часто отличаются не любовью друг к другу, но высокомерием, унижением и осуждением друг друга – будь то по политическим, национальным, культурным, церковно-бытовым, семейным или каким-либо еще мотивам.

Несогласный брат выставляется публично либо злонамеренным лжецом, либо недоученным недоумком и вообще низким человеком. Судя по многочисленным дискуссиям и письмам в интернете, от критики мнений (а в вещах не вероисповедальных мнения в Церкви вполне могут быть разными) люди – в сане или без – очень быстро переходят к личному унижению собратьев, а порой и пастырей, и сослужителей, и архипастырей.

Один мой приятель, давно служащий священник, писал, что ему как-то пришлось совершать литургию со священником, открыто его ненавидящим. А что делать? «Отказаться служить? Мол, с этим не буду? Но епископ-то с ним служит. Значит, получится, что мне не угоден и епископ? Как поступить?»

В этом горьком случае, получается, что слова о взаимной любви и о живом единстве во Христе становятся некой формальностью. Выходит, что они произносятся языком на службе, но не значат ровным счетом ничего в отношении с ближними. Но Господь-то хочет не наших слов, а ума и сердца.

То же относится и к случаям, когда миряне начинают унижать священника или поддерживать такое унижение. Речь идет не о критике взглядов (у нас никто не безошибочен, да и взгляды могут быть разными), а именно о надмении и личном осуждении. Как те миряне потом будут причащаться из рук осужденного ими священника?

Наконец, то же относится и вообще к осуждению одними христианами других – издевкам, высокомерию, унизительным штампам и т.д. Если мы считаем себя христианами – значит любое слово должно быть произнесено так, словно мы стоим перед Чашей Христовой – она и есть мерило наших слов и дел. Как захотим сказать на кого-то – подумаем – а если завтра нам вместе быть на литургии? Или так – а если завтра Господь меня призовет к Себе на суд и спросит об отношении с ближним – какая судьба мне уготовится, если так к нему отношусь?

Так и можно найти ответ, каким быть, чтобы причаститься не во осуждение…

Виктор Судариков
Источник: http://www.pravmir.ru/

Просмотрено (231) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Вселенскую родительскую субботу
22 февраля — Вселенская родительская суббота. Поминовение усопших.  Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу...... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Неделя о блудном сыне

Вторая подготовительная неделя к Великому посту
Неделя о блудном сыне

За две седмицы (недели) до начала Великого поста Православная Церковь воспоминает евангельскую притчу о блудном сыне, изложенную в «Евангелии от Луки» (глава 15, стихи 11-32). Она учит добродетелям покаяния и прощения... далее Рубрики:

Подать записку на Великий пост

Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Скоро праздник

16 февраля - Равноап. Николая, архиеп. Японского

Архиепископ Николай Японский - миссионер, основатель Православной Церкви в Японии. По собственному желанию вызвался ехать в Японию, где требовался клирик для русской посольской церкви. Проповедь христианства среди японцев была исключительно трудным делом из-за подозрительного, а порой и враждебного отношения в Японии к иностранцам. В течение 8 лет святитель Николай изучал язык, культуру и быт страны. Первым, кого он обратил в Православие был японский жрец, бывший самурай, пришедший в дом к о. Николаю, чтобы убить его... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

18 февраля — Иконы Божией Матери «Взыскание погибших» далее »

22 февраляВселенская родительская (мясопустная) суббота далее » Обретение мощей свт. Тихона, патриарха Московского и всея России далее »

23 февраляНеделя мясопустная, о Страшном Суде далее »

24 февраля — Сщмч. Власия, еп. Севастийского далее