![Для спасения нам нужны не мысли о Боге, а сам Бог](http://vichuga-voskr.cerkov.ru/files/2024/12/46_main-v1734793963-150x150.jpg)
Исповедь обиженного
Не надо учиться прощать – другой это уровень. А вот попробовать не обижаться – стоит начать. Не видеть, не воспринимать как обиду все то, что нам не нравится, что задевает наше самолюбие.
Расшифровывала я рассказ отца Федора Бородина «А я его простил» и думала: «Вот у героя рассказа надо учиться прощать обиды. Вроде ж человек из нашего грешного мира, а какой пример!» И собралась было уже учиться.
А потом подумала: «Стоп! Знакомый отца Федора простил в ситуации предательства. Простил, хотя это предательство лишило его друга (который и предал), лишило всего, что было, материального, а главное – подвергло его жизнь и, возможно, жизнь близких, опасности. А ты-то собралась кого и за что прощать?»
«А я его простил»
Когда мы открыли храм в 1992 году, у нас появился прихожанин – крупный бизнесмен, который через некоторое время столкнулся с тем, что его друг юности забрал у него обманным путем практически все активы. Оставив нашего прихожанина со всеми долгами, проблемами, которые исходили, в том числе, от бандитов и от следственных органов. Ему пришлось и скрываться, и продать почти все, что у него было. Жил тогда он очень скудно.
Через год самых тяжелых испытаний я с ним разговаривал. Ситуация тогда стала чуть-чуть выравниваться. «А я его простил», – сказал мне этот человек про своего бывшего друга, который поставил под удар не только его благополучие, но и жизнь. Я был искренне удивлен. Тогда, в 1990-е в среде бизнесменов не принято было прощать.
А наш герой был обижен несправедливо. Но он простил и тем более не собирался никак мстить, хотя знал местонахождение сбежавшего «друга». Не стал с него что-то требовать. Потом, через несколько лет встретился с ним случайно на каком-то мероприятии и – ничего не сказал…
Я очень обрадовался, потому что с таким редко сталкиваешься. А бизнесмен свое поведение объяснил очень просто, без всякого пафоса: «Ну, я же открываю Евангелие, там написано прощать».
Господь благословил этого человека, у него постепенно ситуация нормализовалась, дела выровнялись. Хотя такого уровня благосостояния, которое у него было, уже не смог достичь. Но, думаю, приобрел он намного больше.
Протоиерей Феодор Бородин
Слава Богу, страшные предательства, настоящие, как в рассказе, встречаются не часто.
На что мы чаще обижаемся? Не так на нас посмотрели, не так сказали, не тот тон в фейсбуке померещился? Услышали что-то не очень приятно в свой адрес? Старушка в храме замечание сделала? Продавщица в магазине не ласково посмотрела и не обслужила с улыбкой? Кто-то не оценил наших стараний?
И вот захлестывает обида, и вот надо заставить себя простить – не так посмотревшего, не то сказавшего, на пятку наступившего. Мучаемся, пытаемся побороть в себе это, даже молиться пытаемся «за обидчика». То есть вот на это «простить» тратится масса внутренних душевных сил.
Великая княгиня Елизавета Федоровна с мужем
Но что произошло? За что прощать-то? Как-то не вяжутся все эти постоянные бытовые обиды с тем случаем, о котором рассказал отец Федор.
Яркий пример прощения оставила нам святая преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна. Но как-то дико, вспоминая, как пришла Елизавета Федоровна к Каляеву, убийце своего мужа, как писала прошение о его помиловании – говорить о «прощении» в адрес написавшего что-то, может быть? и действительно не очень приятное в наш адрес в интернете.
Вот еще о прощении, из письма Великой княжны Ольги Николаевны, речь о ее отце – государе Николае II: «Отец просит передать всем тем, кто ему остался предан, и тем, на кого они могут иметь влияние, чтобы они не мстили за него, так как он всех простил и за всех молится, и чтобы не мстили за себя, и чтобы помнили, что то зло, которое сейчас в мире, будет еще сильней, но что не зло победит зло, а только любовь».
То, КАК прощать, – показал нам Спаситель, молившийся на Кресте за тех, кто распинал Его: «Отче! прости им, ибо не знают, что делают» (Лк. 23:34).
Только какое отношение это имеет к неласковой продавщице в магазине, к человеку, толкнувшего нас в метро, к соседке, говорящей про нас гадости (список здесь может быть бесконечным)?
Не надо учиться прощать – другой это уровень. А вот попробовать не обижаться – стоит начать. Не видеть, не воспринимать как обиду все то, что нам не нравится, что задевает наше самолюбие.
Тогда горизонт прояснится, и мир вокруг окажется доброжелательнее. А если ты не воспринимаешь всевозможные мелочи обидой, просто не видишь их, то и обижаться уже не на кого и «прощать обиды» – некому.
Но это очень сложно. Лично для меня оказалось гораздо труднее мучительных попыток «простить обидчиков». Но я пытаюсь, учусь.
Оксана Головко
Источник: Православие и Мир
Просмотрено (140) раз