«Русская Голгофа». 12 фильмов о подвиге новомучеников
25 сентября завершил свою работу Международный фестиваль православных СМИ «Вера и Слово», который проходил в Подмосковье. Традиционно по итогам работы международного форума были определены победители в самых разных номинациях. Лучшей телепередачей этого года был признан цикл документальных картин российского историка Феликса Разумовского о подвиге новомучеников XX века «Русская Голгофа».
«Русская Голгофа» (Фильм 1-й)
Этот фильм задуман как вступление к большому циклу, посвященному жестоким гонениям богоборческой большевистской власти на веру и Церковь Христову.
После исторического переворота весь старый мир был обречен на отмирание, которое сплошь и рядом оборачивалось уничтожением. Советская Россия мечтала о создании нового общества и нового человека. Властитель дум новой эпохи, Максим Горький, вдохновлено приветствовал рождение нового мира, пытаясь убедить себя и своих современников в историческом поражении русского Православия. «Удивительно бездарно было наше монашество», — написал Горький в постыдном очерке «Соловки». Превращение древнего монастыря в концлагерь пролетарский писатель отнес к числу «наших достижений». Между тем, этот пропагандистский соловецкий вояж многое проясняет и объясняет. Соловки, благодаря своей новейшей истории, стали местом символическим, — Русской Голгофой. Местом страданий мучеников за веру, которые сознательно шли на смерть. За Христом.
«Русская Голгофа» (Фильм 2-й)
Россия начала ХХ века лежит в руинах: и русская государственность, и русская власть, и русское общество. Только церковь, Русская православная церковь, сможет укрепиться и выстоять. Летом 1917 года в Москве открывается Поместный Всероссийский Церковный Собор, который сделает главное: он изберет Патриарха, главу Церкви. С первых дней работы Собора в Москву приходят известия об убийствах священников, о насилии и грабежах церковного имущества. 26 февраля 1918 года на Соборе объявлено о мученической смерти митрополита Владимира в Киеве. Старейший иерарх, святитель, подвижник, старец, он был убит революционными солдатами, рядовыми участниками русской Смуты. Так начались гонения на русскую церковь в ХХ веке. Охваченный Смутой, русский мир даст миллионы отступников и в то же время, — тысячи мучеников и исповедников.
«Русская Голгофа» (Фильм 3-й)
В самом начале ХХ века Россия крестьянская, «черная кость», поднялась на Россию дворянскую. Начался стремительный развал русской жизни, саморазрушение, Смута. К весне 1917 года не только дворяне-помещики, но и сельское духовенство нуждается в защите. «Вы — мразь, а я — гражданин», — может заявить пьяный деревенский мужик в доме сельского священника. А между тем, всего через несколько месяцев, деморализованная деревня сделается легкой добычей большевистской власти. Обидчики и заводчики Смуты станут ее жертвой. В 1918 году все многочисленные крестьянские выступления и протесты безжалостно подавлялись карательными отрядами. Эти протесты объявлялись контрреволюционными, а сельские священники «назначались» главными контрреволюционерами. Со всеми вытекающими отсюда последствиями.
Эти будни Гражданской войны подготовили Алексея Ворошина, — простого крестьянина села елнать близ Юрьевца на Волге к принятию подвига юродства. Блаженный Алексей в годы гонений на веру и Церковь Христову посрамил мудрость мира сего. Он жил по правде в эпоху бесправия и торжества лжи.
«Русская Голгофа» (Фильм 4-й)
Однажды Патриарха Тихона спросили, что доносится к нему со всех сторон из многочисленных русских епархий. Святитель, после некоторого раздумья ответил: «Вопли». Другого ответа не могло быть. Патриарх Тихон возглавил Русскую Церковь в эпоху жесточайших большевистских гонений и богоборчества. Святейший провел церковный корабль через невиданные испытания, в том числе через несколько крупных антицерковных кампаний, развязанных большевиками. (Первая кампания — это вскрытие святых мощей, хранившихся в церквах и монастырях). Казалось бы, при таких обстоятельствах, патриарх должен был поддержать любую политическую силу, ведущую борьбу с врагами Церкви. Такова логика борьбы. Однако «старец Всея Руси», Патриарх Тихон сделал иной выбор.
«Русская Голгофа» (Фильм 5-й)
Интеллигенция и Церковь — такова главная тема программы. Перед революцией, в последние годы Серебряного века, интеллигенция пребывает в поисках «новой духовности» и «нового религиозного сознания». И только после катастрофы 1917 года она всерьез обращается к Православию и возвращается в Церковь. Сердечные беседы с московским старцем Алексеем Мечевым приходятся на смену бурным заседаниям религиозно-философского общества. Добрая всевидящая святость старца помогает преодолеть духовный кризис людям известным, образованным и культурным. Среди них мы видим писателя Сергея Дурылина, принимающего священство в большевистской Москве, в самом начале богоборческой эпохи.
«Русская Голгофа» (Фильм 6-й)
Это целиком и полностью петроградская история. Она начинается в мае 1917 года с выборов Петроградского митрополита Вениамина. А заканчивается в июне 1922 года судом и смертным приговором всенародно избранному владыке. Всего пять лет он возглавлял столичную кафедру, хотя точнее было бы сказать — целых пять лет. Первые большевистские гонения, красный террор, попытка захвата Александро-Невской лавры и, наконец, чудовищная кампания по изъятию церковных ценностей в Петрограде, — вот главные вехи беспримерного служения одного из самых почитаемых новомучеников Русской церкви
«Русская Голгофа» (Фильм 7-й)
Советский Декрет об отделении церкви от государства, изданный в феврале 1918 года, фактически узаконил разрушение и тотальное уничтожение русских монастырей. Местная революционная власть сходу принялась за дело, приступив к так называемому «уплотнению», — изъятию жилых и хозяйственных монастырских построек. Любая попытка противодействия этой политике расценивалась как «контрреволюционный заговор» и карались ЧК «высшей мерой социальной защиты». Обыски и аресты монахов стали тогда явлением заурядным. Еле живым, измученным и остриженным возвращается из губернской ЧК один из последних Оптинских старцев Анатолий (Потапов). «Ну, посмотрите, каков я молодчик», — ободрял он младшую братию, сияя улыбкой
«Русская Голгофа» (Фильм 8-й)
В 1920-е годы атакой на Церковь командует Политбюро ЦК РКП(б). Здесь, в обстановке сугубой секретности вырабатывается генеральная линия, согласно которой действует хорошо налаженная и поистине адская машина по разрушению веры и церкви. Один из сценариев этого разрушения — использование оппозиционного духовенства для организации обновленческого раскола, для уничтожения патриарха и патриаршества. Однако блестяще проведенная операция ГПУ на последнем этапе дает сбой. Политбюро вынуждено изменить тактику и отменить судебный процесс над патриархом Тихоном.
«Русская Голгофа» (Фильм 9-й)
«Это похоже на ад», — говорит самому себе или своему товарищу измученный узник Соловецкой каторги, теряющий присутствие духа. И хорошо, если отец Никодим вовремя заметит, как пропадает человек. Недаром этого простого сельского батюшку прозвали на Соловках «утешительный поп». У него был удивительный дар утешить, укрепить опустошенную душу. Между тем, Соловецкий концлагерь в 20-е годы прошлого века собрал многих «утешительных попов». Тут были «утешительные» иереи, монахи, архимандриты. И «утешительные» епископы тут тоже были…
«Русская Голгофа» (Фильм 10-й)
«… Настало время каждому встать на страже веры, а если нужно, и пострадать за нее», — так проповедовал епископ Димитрий Гдовский в январе 1928 года в храме Спаса на крови в Ленинграде. Таким образом заявила о себе новая церковная оппозиция, ленинградские иосифляне. Они пошли на полное отделение от Московской Патриархии и решительно отвергли политику лояльности советской власти, проводимую митрополитом Сергием (Страгородским). Они не скрывали своего неприятия безбожной власти и стремились до конца отстаивать свои убеждения. Они были стойки и мужественны. Но за их поступками зачастую стояла обида и презрение — чувства, которым нет места на Голгофе.
«Русская Голгофа» (Фильм 11-й)
«Эх, весело было нам, все делили пополам», — пела деревенская молодежь и колхозные активисты в страшный год «Великого перелома» (1929). Одновременно с коллективизацией гонения на церковь достигают невиданного прежде размаха. Помимо арестов, священников сплошь и рядом раскулачивают, иначе говоря, всеми способами изгоняют из деревни. Сельские пастыри в большинстве своем ясно понимают, что их ждет. Тем не менее, продолжают свое служение. Они молятся «за всех и за вся», проявляя при этом великое мужество, исповедничество и верность.
«Русская Голгофа» (Фильм 12-й)
Подвиг и служение женщин. В 1920-30-е годы, в разгар богоборческой советской эпохи, «держать жизнь» приходилось уже в основном православным женщинам. Они поистине бесстрашны в своем неизменно жертвенном служении. 20-летняя московская барышня, Леночка Чичерина, едет в добровольную казахстанскую ссылку, чтобы поддержать находящегося там своего духовного отца старца Георгия. А рядом — другая история, судьба новомученицы Татьяны Гримблит. Все свои силы и более чем скромные средства она отдает помощи заключенным и ссыльным: архипастырям, простым монахам и священникам. «Доброе у Вас сердце, — будет писать ей в ответ из лагеря епископ Иоанн, — Вы — по милости Божией — поняли, что высшее счастье здесь, на земле, — это любить людей и помогать им».
Автор и ведущий: Феликс Разумовский
т/к Культура, Россия, 2013
Просмотрено (426) раз