Выбрать страницу

Притча о сеятеле: насколько Слово Божие будет живым и действенным в нашем сердце?

В Евангелии не так много притч, которые истолкованы самим Спасителем. Это значительно облегчает нашу задачу понимания того, какой же смысл хотел донести Христос в этих притчах.

Притча о сеятеле рассказывает нам о том, что бывают разные пути принятия Слова Божьего. Мы видим четыре варианта. Первый – когда человек, услышав Слово Божие, проходит мимо. Ему кажется, что это Слово не имеет какого-то особого исключительного значения. В притче Спасителя это первый пример, где говорится о дьяволе, который тотчас приходит в душу человека и похищает это Слово, чтобы не дать ему не то что вырасти в большой полезный плод, но даже прорасти.

Евангелие от Луки, глава 8, стихи 4-15

Когда же собралось множество народа, и из всех городов жители сходились к Нему, Он начал говорить притчею: вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его; а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги; а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его; а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит! Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие; а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым пото́м приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись; а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают; а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода; а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

Второй образ, который предлагает нам Спаситель, – это семя, которое падает на землю. Этот образ вполне понятный для жителей Палесины. Оно быстро прорастает, поскольку земля неглубока и достаточно влажна и тепла. Но не имея глубокого корня, быстро увядает и погибает. Это образ тех людей, которые с легкостью принимают Слово Божие, но, не имея в своей душе глубокого корня, который есть самоотвержение, – готовность не жалея самого себя, следователь за Христом-Спасителем, на уровне эмоциональном следуют за Христом, но как только что-то происходит не по их воле, они тотчас отворачиваются и забывают о самом главном.

Третий образ, который предлагает нам Спаситель в этой притче, – это семя, упавшее в кустарник, в тернии. Оно прорастает, но в какой-то момент появляется конкуренция между окружающим тернием и молодым, еще не набравшим силы ростком. Под тернием Спаситель подразумевает различные житейские попечения, заботы – все то, что окружает каждого из нас и неминуемо вступает в определенную борьбу с нашими высокими духовными устремлениями. И тут, конечно же, все зависит от воли самого человека. Либо человек расставляет акценты в своей жизни таким образом, что сперва все житейское, а Божественное, духовное – по остаточному принципу, потом, – именно о таком случае и говорит Спаситель в этой притче, – либо, напротив, человек старается прежде всего заботиться о стяжании Царства Небесного, а житейские попечения оставляет на второй план.

И последний образ, о котором говорится в этой притче, – это образ семени, которое падает в добрую ухоженную землю, прорастает, укореняется и в итоге дает огромный плод.

Каждый из нас хотел бы услышать ответ: как сделать наше сердце подобным доброй плодоносной почве? Ответ нам дает сам Спаситель в притче. Он говорит, что эти люди, услышав Слово Божие, хранят его в добром и чистом сердце. Что значит – доброе и чистое сердце? Это сердце, которое уже исполняет заповеди Божии, и поэтому с радостью, услышав это Слово, люди делают его делом всей своей жизни. От нас зависит, насколько Слово Божие будет живым и действенным в нашем сердце.

Святитель Феофан Затворник, говоря о правилах чтения для духовного назидания, подчеркивал, что надо взять себе за правило читать до тех пор, пока не согреется сердце. Но как только что-то нас зацепило, та или иная мысль, – необходимо прекратить чтение и постараться как можно дольше сохранить фокус внимания на этих словах Священного Писания. Таким образом мы создаем благоприятные условия для прорастания Слова Божьего внутрь нашего сердца. Мы переводим как бы формальное рациональное знание в область сердечного знания, откуда естественным путем оно потом начнет реализовывать себя в нашей жизни.

Да поможет нам Господь помнить об этой притче всякий раз, когда мы открываем страницы Священной Книги.

Протоиерей Павел Великанов
Источник: http://www.pravmir.ru/

Ссылка по теме:

Просмотрено (187) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

2 декабря - Пророка Авдия

Пророк Авдий - один из 12-ти малых пророков. Жил приблизительно в IX веке до Р.Х.. Написал самую маленькую по объему среди книг Ветхого Завета книгу пророчеств, в которой провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля... далее

Свт. Филарета, митр. Московского

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — митрополит Московский и Коломенский, действительный член Императорской Российской академии; почётный член Императорской Академии наук и впоследствии академик по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Помимо блестящих способностей, он обладал дивным даром красноречия - потом его называли Русским Златоустом и сравнивали с ним только слог Карамзина... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »