Притча о званых или Когда другого раза может и не быть
Насколько отличается наше представление о самих себе от того, как видит нас Бог? Евангельское чтение сегодняшней литургии комментирует протоиерей Павел Великанов.
Евангелие от Луки. Глава 14; Стихи 16-24
Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.
И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.
Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
Третий сказал: я женился и потому не могу придти.
И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.
И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.
Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой. Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.
Чтобы понять притчу о званых, необходимо вспомнить историю. Для того времени любое пиршество – это не просто повод посидеть, поговорить, покушать. Это, прежде всего, – часть важного ритуала. Ритуала, который выстраивал определенную иерархию в отношениях между людьми. И абы кого, естественно, на пир не звали.
И с этой точки зрения, перед нами раскрывается смысл притчи в несколько ином контексте, чем мы зачастую понимаем. Дело в том, что люди, которых позвали на брачный пир и которые отказались прийти, на самом деле как бы говорили хозяину – мы, конечно, тебя уважаем, но у нас есть гораздо более важные дела. Ничего, мы в следующий раз придем.
И так получилось, что среди званых людей не оказалось ни одного, кто предпочел бы оказать честь позвавшему их хозяину, вместо того, чтобы заняться своими житейскими делами. Всё это приводит хозяина в ярость – он приказывает слуге выйти на улицу, и собрать первых попавшихся, какими бы странными, убогими, несчастными они не были. И таким образом пир наполняется совсем не теми, ради кого был затеян.
О чем эта притча? Эта притча о том, что наше представление о самих себе, и то как Бог нас видит, – не тождественные вещи. Иудеи были абсолютно уверены в том, что они имеют исключительные права на общение с Богом, ведь именно с ними был заключен завет. Именно им был дарован закон Моисеев.
Эта притча призывает нас задуматься над темой избранничества Божественного. Иногда мы думаем, что та или иная форма веры, соблюдение тех или иных правил благочестия гарантирует нам эту избранность Божию. На самом же деле, её не может гарантировать ничто, кроме самого Бога.
Если внимательно всмотреться внутрь самих себя, мы можем увидеть, что не так уж и редко мы оказываемся в положении этих зазнавшихся благородных людей, которые слышат призыв Божий, но им пренебрегают. Ничего, в следующий раз пойдем в храм, ничего, в другой раз исповедуемся, помолимся, причастимся.
А ведь на самом деле другого раза в нашей жизни может и не быть, и на нашем месте в храме может оказаться совершенно случайный, другой человек. Тот самый нищий и убогий, который услышав призыв Божий, тотчас последовал за ним и не стал отговариваться своими житейскими попечениями.
Протоиерей Павел Великанов
Источник: http://www.pravmir.ru/
Просмотрено (119) раз