Выбрать страницу

Великий четверг: почему целый год стоит ждать этот день

Как в больших городах, так и в сельской местности, Страстная неделя — это необходимость совместить длительную молитву в храме и множество предпраздничных забот. В связи с этим нет-нет, да и проскользнёт мысль не причащаться в Великий четверг, всё равно ведь будет причастие на Пасху. Как в данном случае можно себя одернуть? Отвечает наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский Иона (Черепанов).

Расскажу один случай, который произошел у нас в монастыре. Как-то раз слово на литургии в Великий четверг говорил один из наших братьев – весьма талантливый, пламенный проповедник.

И в тот день Господь его так вдохновил и наставил, что проповедь, действительно, была замечательная, проникновенная. Я сам слушал в трепетном и возвышенном состоянии.

После проповеди я вышел из алтаря в храм, Причастие вот-вот должно было начаться. И тут со слезами на глазах ко мне подошла одна прихожанка: «Батюшка, я не собиралась, но поняла, что в этот день не могу не причаститься. Благословите, хоть я и не готовилась…»

Конечно, я благословил, ведь такой день, и явно видно, что человек на самом деле ощутил себя на Тайной Вечери Господа, почувствовал, что не участвовать в ней – это уподобиться Иуде. Думаю, Господь в тот день принял эту женщину среди причастников…

Нужно понимать конечную цель всех этих наших предпасхальных хлопот. Ведь мы стремимся отпраздновать не чей-то день рождения, день ангела или какое-то событие государственное, не имеющее отношения к Церкви. Это именно «день Господень», Воскресение Христово. И ради подготовки к Господнему дню уклоняться от Господнего таинства – совершенно нелепо.

Лучше не подготовиться к Пасхе в нашем, земном понимании, не наготовить каких-то блюд, всё равно ведь наедимся в послепасхальные дни. Но сейчас – Страстная седмица. И самое главное — идти с Господом, с Его учениками по этому скорбному страстному пути. Тогда и Пасха для нас будет торжеством, настоящим «Праздником праздников».

– Главный мотив литургии Великого Четверга – песнопение «Вечери Твоея тайныя днесь, Сыне Божий…». В нём есть такие слова: «не бо врагом Твоим тайну повем, ни лобзание Ти дам яко Иуда». Если говорить о современных христианах – каким врагам Господа какую тайну мы можем выдать?

– Не только в Великий Четверг, но на каждой литургии, когда готовимся к причастию, вспоминаем эти слова.

Святые отцы говорили, что мы «распинаем» Господа своими грехами. Действительно, когда грешим, то отворачиваемся от нашего Господа и поворачиваемся в сторону греха.

Любой грех – это и есть предательство Бога. И каждый раз, исповедуясь, мы вспоминаем о том, что вновь и вновь уподобились Иуде, уподобились тем апостолам, которые оставили Христа, разбежались и оставили Его одного.

Но у нас есть два пути: путь Иуды и путь Петра. Всегда нужно помнить, что мы – с Петром, что мы ученики того, на ком Господь основал Свою Церковь. И поступать хотелось бы так, как поступил апостол Петр. Хоть он и смалодушничал, хоть и отрекся от Христа, но всё равно нашел в себе силы для покаяния и – самое главное – для изменения себя.

Впоследствии именно он, малодушный рыбак, который трижды сказал, что не знает «этого Человека», стал одним из самых мужественных проповедников Евангелия. Всегда нужно об этом помнить и взирать на его благой пример.

– Люди неверующие упрекают христиан, что те используют исповедь для успокоения совести. Греши как хочешь и сколько хочешь, а потом покайся, и живи как ни в чем не бывало. Считают, что исповедь, причастие – это лёгкий путь. Так ли это?

– Исповедь не содействует расслаблению, я бы сказал, наоборот, делает человека ответственным. Это в своём роде экзамен, до, во время и после которого мы испытываем отнюдь не чувства легкости и свободы, а напротив – сосредоточенности, внимания и ответственности.

Почему необходимо как можно чаще исповедоваться, спешить прибегать к этому таинству? Мы знаем слова Господа: в чем застану, в том и сужу. Действительно, неизвестно, когда застанет нас Страшный суд Господень. Это первое.

Второе. Существует такое понятие, как навык ко греху, привычка ко греху. Если исповедоваться раз в неделю, это будет один набор прегрешений: человек значительно ярче помнит свои мелкие оплошности, проступки, и это понуждает его относиться к себе более внимательно.

Если же исповедоваться раз в месяц или еще реже, сердце будет покрываться как бы некоторой коростой, под которой остаются видимыми только самые большие, выпуклые грехи. Это уже будет совершенно иной набор прегрешений, потому что на менее заметные, но не менее опасные, мы практически перестанем обращать внимание.

Если вовремя не исповедоваться, сразу после того, как согрешишь, рана в душе – а любой грех является именно раной – начинает увеличиваться, разрастаться. Так небольшой рубец на сердце человека незаметен, невидимо увеличивается и может достигнуть критических размеров, так что даже хирургическое вмешательство не поможет остановить этот процесс.

Так и здесь. Пока рубец невелик, пока грех «свеж», и мы видим его перед собой, нужно как можно быстрее его исповедовать. Чтобы ничто нас не тяготило, не прижимало к земле. Чтобы всем сердцем мы могли воспарить к нашему Богу.

Записала Юлия Коминко
Источник: http://www.pravmir.ru/

Ссылка по теме: 

Просмотрено (1365) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

27 ноября - Апостола Филиппа

Апостол Филипп - один из 12-ти апостолов. Был третьим из апостолов, призванным Иисусом Христом (по Евангелию от Иоанна). За проповедническую деятельность апостол Филипп был казнён (распят головой вниз) в 87 году (во время правления римского императора Домициана) в городе Иераполе Фригийском, в Малой Азии... далее

Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского

Святитель Григорий Палама — архиепископ Фессалоникийский, византийский богослов и философ, систематизатор и создатель философского обоснования практики исихазма, часто именуется отцом (особенно в греческих церквах) и учителем Церкви... далее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »