Выбрать страницу

Копье мученика Лонгина

Копье мученика Лонгина

О сотнике Лонгине, чья жизнь резко изменилась у подножия креста Господня, рассказывает протоиерей Вячеслав Перевезенцев.

Евангелие не упоминает даже его имени, но церковное предание, и достаточно древнее, рассказывает нам удивительную историю, которая так и просится на экран.

Гай Кассий Лонгин, родом из Каппадокии, т.е. скорее всего грек, получил при рождении достаточно распространенное имя в империи. Лонгин с латинского – «длинный, долгий, далекий», но интересно другое: на латинизированном греческом Лонгин означает «копье». Его отец имел небольшое имение недалеко от Кесарии Каппадокийской, а сын пошел по военной стезе.

Ко времени евангельских событий Лонгин прошел уже немалый путь, участвовал во многих кампаниях, был знаком даже с императором, дослужился до центуриона (сотника).

И как это часто бывает, в конце своей военной карьеры был направлен, как казалось, в спокойное место, в глухую провинцию, больше с полицейскими целями, под начало пятого прокуратора Иудеи эквита Понтия Пилата.

Как настоящий римлянин, Лонгин, скорее всего, как и его начальник, ненавидел иудеев. Странный, непонятный народ, гордый, упорно не желающий становиться частью Римского мира.

И, может быть, именно Лонгин руководил римскими солдатами, которые, переодевшись в штатское, по приказу Пилата избивали иудеев, поднявших мятеж после того, как Пилат коварно изъял из казны Храма деньги для строительства акведука в Иерусалиме. И именно он был среди тех, кто устроил резню прямо в Храме во время установленного жертвоприношения (Лк. 13.1), смешав кровь галилеян с их жертвами.

И именно ему Пилат поручил сопровождать приговоренных к казни мятежников на Лифостротон. Эта небольшая гора находилась совсем рядом со стенами города недалеко от Яффских ворот.

Дело было очень непростое и деликатное, т.к. начинался главный иудейский праздник, Пасха, и в городе было огромное количество людей, что всегда таило в себе неприятности. А тут еще слухи об этом Иисусе Галилеянине, объявившем себя Царем Иудейским.

Лонгин и раньше слышал о нем, и если бы только от иудеев, к их басням он, просвещенный римлянин, относился с презрением, но об Иисусе ему рассказывал его друг, также римский центурион, служивший на севере в Капернауме, что на Тивериадском озере.

И рассказывал вещи удивительные, свидетелями которых он был сам лично, и не поверить ему было нельзя (Мф. 8.5-13). Но и поверить как? Лонгин, хотя и был язычником, но в отличие от своего начальника, прожженного циника Пилата, был человеком набожным. Да и вера в Иисуса его друга из Капернаума не оставляла его в покое.

И вот он увидел Его сам, преданного своими же учениками, оклеветанного, оплеванного и избитого, но сохраняющего удивительное величие и достоинство, что даже сам Пилат, давно уже разуверившийся в людях, не мог не заметить этого. «Се, Человек!» – указав на стоявшего перед ним в терновом венце и багрянице Иисуса, сказал прокуратор беснующейся толпе, оравшей: «распни, распни Его!» (Ин. 19.5).

А дальше – жуткая процессия почти через весь город, с запада на восток. Жутко было еще и от того, что толпа, которая набилась в эти узкие улочки Иерусалима, и через которую приходилось буквально пробиваться, не только не сочувствовала приговоренным к казни, но скорее даже радовалась этому, и только в одном месте стояла группа женщин, обливающихся слезами.

А там, на том каменном помосте, который евреи называли Голгофой, было еще страшнее. И опять же не от того, что на глазах Лонгина умирали мучительной смертью трое преступников, он давно уже привык и к смерти, и к мучениям.

Страшно было видеть эти толпы улюлюкающих зевак, ходивших вокруг крестов и кричавших: «спаси Себя Самого и сойди с креста… других спасал, а себя не может спасти. Христос, Царь Израилев, пусть сойдет теперь с креста, чтобы мы видели; и уверуем» (Мк. 15.30-32) И даже один из распятых с Ним поносил Его.

Лонгин интуитивно чувствовал, что правда на стороне этого Иисуса, пригвожденного к кресту, а не этой толпы, кричащей, казалось бы, такие разумные слова: «Если ты Бог, как ты можешь страдать?» И у Лонгина не было ответа на этот вопрос.

Сотник Лонгин

Неплохо знакомый с эллинской мудростью, он знал не хуже этих иудеев, что Бог – Абсолют, Он совершенен и страдать не может. Но происходящее на его глазах в ту страшную пятницу мешало ему думать, он всем своим нутром ощущал, что присутствует перед лицом Тайны, и когда Иисус, громко возгласив, испустил дух, и померкло небо среди дня, Лонгин воскликнул: «Истинно Человек Сей был Сын Божий» (Мк. 15.39).

Но это еще был не конец. Посланник Пилата приказал перебить голени распятым, дабы они не остались на крестах до следующего дня. Воины перебили ноги двум разбойникам, висевшим справа и слева от Иисуса.

К Иисусу Лонгин подошел сам и запретил перебивать ему голени, зная, что Он уже мертв, а ударом своего копья пронзил Ему ребра. Кровь и вода, брызнувшие из тела Иисуса, попали на лицо сотнику, и только спустя некоторое время он понял, что избавился от катаракты, мучившей его много лет.

Так как погребение происходило очень поспешно, и тело Иисуса, снятое с креста, было положено в пещеру буквально в нескольких метрах от места распятия, Лонгин со своим отрядом остался сторожить эту пещеру (иудеи боялись, что тело будет украдено).

Прошло чуть больше суток, и когда заканчивался день, который римляне называли днем Сатурна, стража гроба Иисуса заснула, не выдержав утомления последних дней. Проснувшись, они увидели, что камень от входа в пещеру отвален, и гробница пуста…

Иудеи пытались подкупить стражников, чтобы они сказали, что тело Иисуса было украдено. Деньги были предложены немалые, и кто-то из солдат с легкостью их взял, пойдя на лжесвидетельство, но только не Лонгин. Более того, он не хотел и не мог молчать о том, чему стал свидетель.

Тогда синедрион опять надавил на Пилата, чтобы он унял своего подчиненного. И как ни противно было Пилату вновь идти на поводу у иудеев, не желая неприятностей, он отправил Лонгина в отставку.

Лонгин вернулся в имение своего отца в Каппадокию верующим во Христа человеком. Он вел достаточно уединенную, молитвенную жизнь, ни на секунду не забывая, чему свидетелем он стал. При нем все это время было его копьё, которым он пронзил ребра Спасителя.

Но иудеи, непосредственно причастные к смерти Иисуса, не забыли этого римского центуриона. Спустя почти 15 лет они подкупают нового римского наместника Иудеи, и тот посылает отряд в Кесарию Каппадокийскую, чтобы убить Лонгина.

Солдаты, добравшись до Каппадокии, останавливаются на постой у старого римского офицера, находящего на покое. Зашел разговор, и они сказали, с какой миссией они здесь.

Лонгин, а это был он, открылся им и рассказал свою историю. После чего солдаты хотели уйти прочь и отказаться от своего задания, но Лонгин убедил их выполнить задуманное, ибо, хотя он и не был знаком с апостолом Павлом, но мог бы вместе с ним сказать: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп. 1,20).

Так завершился земной путь этого человека, названного при рождении Лонгин (копье).

Протоиерей Вячеслав Перевезенцев
Источник: http://www.pravmir.ru/

Ссылка по теме:

Просмотрено (594) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора


I Вселенский Собор был созван в 325 г. в городе Никее при императоре Константине Великом. Основной его задачей было разоблачение лжеучения александрийского священника Ария, который отвергал Божество и предвечное рождение от Бога Отца Сына Божия и учил, что Христос есть только высшее творение... далее

Скоро праздник

2 июня - Обретение мощей свт. Алексия, митр. Московского, всея России чудотворца

Митрополит Алексий - митрополит Московский и всея России, государственный деятель, дипломат. Обладая исключительным умом и способностями, был фактическим правителем Московского княжества при трёх московских князьях; в 1366 году начал строительство каменного Московского кремля. Пользовался большой благосклонностью в Орде, где исцелил болевшую глазами ханшу Тайдулу; содействовал тому, что великое княжение укрепилось окончательно за московскими князьями... далее

Троицкая родительская суббота

7 июня — Поминовение усопших. Панихида

Троицкая суббота — день поминовения усопших, приходящийся на субботу перед Троицей (Пятидесятницей), главный весенне-летний поминальный день в России. В церковном календаре именуется Вселенской родительской субботой. Во время вселенской панихиды в этот день Церковь поминает всех когда-либо умерших православных христиан. Молитва за усопших — это наша главная и неоценимая помощь отшедшим в мир иной. Вечно живая душа умершего испытывает великую потребность в постоянной молитве, ибо не может сама творить добрых дел, которыми была бы в состоянии умилостивить Господа... далее » Принимаем заблаговременно записки на родительскую субботу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

30 мая — Прп. Евфросинии, в миру Евдокии, кн. Московской далее »

1 июня — Неделя 7-я по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора далее » Блгв. вел. кн. Димитрия Донского далее »

2 июня — Обретение мощей свт. Алексия, митр. Московского, всея России чудотворца далее »

3 июня — Владимирской иконы Божией Матери далее » Равноапп. царя Константина и его матери царицы Елены далее »