Выбрать страницу

Пророк Илия — утешитель умирающего мира

2 августа — память святого пророка Илии. Илия не умирал, и он вернется для проповеди в конце времен. Об уроке жизни этого ветхозаветного святого — проповедь иеромонаха Димитрия (Першина).

Пророки последних дней

Пророк Илия — один из двух святых, которые сочетают в себе Ветхий и Новый завет. Илия, как и когда-то Енох, не умирает, а на огненной колеснице возносится на небо. Настолько он любил Бога, настолько горячей была его вера, что смерть не смогла его удержать.

Этот его переход в вечность на глазах у изумленного пророка Елисея и у всех нас не завершается в вечности, а является временным.

В самом конце мировой истории Антихрист воцарится на земле, и мы, люди, окончательно растлимся в своих страстях, отвернемся от Бога, предадим Его, погрузимся в мерзкое болото греха — мелкого или крупного и страшного. Избранные будут претерпевать великие скорби и муки — не потому, что их будут мучить и пытать (это не самое страшное), а потому что на их глазах будет умирать мир, и мертвые души будут размножаться и клонироваться с безумной скоростью). Эти люди Церкви последних дней, возможно, не умрут, но изменятся (о чем пишет апостол Павел: «Не все мы умрем, но все изменимся» (1 Кор.,15:51)) в день последнего преображения и воскресения всего мира.

Ненависть к праведникам

Для последней встряски, чтобы избранные Божьи не отчаялись и не опустили руки — на землю придут Илия и Енох, два праведника, и им будет дана власть затворить небо.

По молитве Илии оно было уже затворено: чтобы народ очнулся от своего язычества, чтобы Ветхий Израиль избавился от идолопоклонства. Мы знаем, что Израиль встрепенулся и некая часть его вспомнила о Боге. Другая, к сожалению, нет.

Скорбь засухи и томление голодом принесли некую пользу Израилю, но соотечественники Илии и царь, искавший его убить, злобой и ненавистью воспылали к пророку, ибо понимали, кто молился о засухе, и о том, чтобы вспомнили о Боге.

Бесконечно большей ненавистью воспылают к Илии и Еноху в те самые последние дни народы земли. Они будут прекрасно понимать, по чьей молитве Бог не дает урожая и на земле начинается скорбь и теснота. Но вместо того, чтобы повернуться к Богу, сбросить владычество страстей, перестать быть рабами греху, народ придет и по великой злобе к Богу и к Его святым будет смотреть, как будут убиты Енох и Илия. Мы не знаем, как это свершится, но знаем, что это будет совершено при непосредственном участии Антихриста и бесов, вещающих в последние дни через лжепророков падшему человечеству. Это случится не скоро, но мы к этому приближаемся со скоростью греха.

Ходящие пред Богом

Смерть Илии и Еноха не будет долговременной. Их разделение души и тела (именно это и есть смерть) завершится воскресением в третий день. Оно будет знамением и свидетельством, призванным укрепить нас, христиан последних дней, всю Церковь страждущую, чтобы не боялись, шли до конца, знали, что Господь Воскресший хранит мир и присутствует в нем и каждого, кто обратит к Нему свой взор, примет в Свои объятия.

Ответ на вопрос, почему Илия был удостоен высшей чести мученичества за Христа единственным из пророков завета Ветхого вместе с праотцем Енохом, мы найдем в житии Еноха: «И ходил Енох пред Богом; и не стало его, потому что Бог взял его» (Быт. 5:22–24).

Точно так же ходил пред Богом Илия. Ходил, молился Богу и призывал Его изменить мир и прежде всего сердца людей — его соотечественников, таких же израильтян, как и он, которые о Боге забыли.

Как и мы сейчас, в нашей стране. Ничем мы не лучше израильтян.

Хлада тонка глас

Мы помним ревность Илии. Мы помним, как он избил четыреста жрецов. Никаким экуменизмом, никакой толерантностью, никакой религиозной терпимостью пророк не страдал. Но именно ему Господь открывает Себя не в буре и громе, не в молниях, а в дыхании, веянии тихого ветра (3 Цар.,19:12). «Хлада тонка глас», говорит нам церковнославянский текст.

Это уже совершенно новозаветное измерение той удивительной божественной реальности, с которой мы встречаемся в христианской молитве и христианской жизни.

Илия в отчаянии. Он видит, что все рушится, что его слово не находит адресата, что его вопль доходит до неба, но не до людей. Но отчаяние Илии опровергается Словом Божиим, которое говорит, что семь тысяч верных осталось в Израиле, которые не преклонили сердца перед ваалами (3 Цар.,19:18).

Когда мы вспоминаем подвиг и жизнь пророка Илии, мы понимаем, что реальность очень часто совершенно иная, нежели картинка, данная нам средствами массовой информации или даже нашими собственными головой и сознанием.

Уже несколько лет в России действует замечательная исследовательская служба «Среда». Нам кажется, что наше слово не слышат, что наше свидетельство не доходит до сограждан. А исследования «Среды» показывают, что наши сограждане ждут, чают и надеются, что где-то есть, по словам Александра Галича, та самая «Русь на Руси», исполненная любви и заботы, живущая по правде Христовой. Ждут и надеются, что Церковь придет к немощным, позаботится о больных, скажет слово правды, походатайствует о неправедно заточенных и заключенных, не оставит своим вниманием детей.

Она не оставит своим вниманием и то идолослужение, в которое мы погрузились, заботясь только о деньгах и только о земном.

Почему мы — не Илия?

Почему этого не происходит? Почему люди не находят того, чего ищут?

Потому что мы очень далеки от того, чем мы должны быть. Илия не был далек, и за ним пошел народ израильский. Там, в Израиле, семь тысяч человек не склонили колена перед ваалами — и этот остаток Израиля продолжил историю Израиля и всей земли. Через них продолжилось свидетельство о Боге. Через них Священная история вела к рождению Богоматери и через Нее — рождению Христа в нашем мире.

Вопрос: а через нас — какая история продолжается? Спасения или гибели? Свидетельства правды Божией или обратного свидетельства?

Когда мы сегодня вспоминаем пророка Илию и его восхождение на огненной колеснице на небеса — давайте посмотрим на себя. Конечно, нам далеко до такой ревности и до такой веры. Но некая ревность и нам присуща — мы давали крещальные обеты, наплевали на диавола в чине крещения и оглашения, сочетались Христу и были миропомазаны. Священник говорил и о нас тоже: «Печать дара Духа Святаго», налагая миром крест на наши органы, запечатывая все их Божественной славой и Божественной благодатью, чтобы нам в земной жизни быть свидетелями жизни вечной.

Вспоминая весь путь земной жизни пророка Илии, его свидетельство и явление на земле, укрепляющее в грядущих веках последних христиан, мы понимаем, что тоже призваны к такому свидетельству, к такой правде. Чтобы кто-то другой через нашу молитву, нашу жизнь и заботу о ближних пришел ко Христу, обрел спасение, внутренне восшел к Богу Отцу, Сыну и Духу Святому и вступил в общение с Ним — в то общение, в которое мы все вступаем в таинстве Святой Евхаристии.

Напомню, что в чине проскомидии, перед литургией, священник, вынимая частицы из просфоры, вспоминает и пророка Илию.

Иеромонах Димитрий (Першин)
Подготовила Мария Сеньчукова
Источник: http://www.pravmir.ru/

Просмотрено (259) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Великий пост
Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

1 комментарий

  1. Ольга

    Спаси вас Господи!

    Ответить

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Седмица сырная (Масленица), сплошная


Масленица – 2025 с 24 февраля по 2 марта – это подготовительная неделя к Великому посту посвящена в христианском смысле одной цели – примирению с ближними, прощению обид, подготовке к покаянному пути к Богу – в этом христианская составляющая масленицы. Масленая неделя, Масленица – просторечное название Сырной седмицы — последней перед Великим постом недели. В продолжение масленицы не едят мясо, но можно употреблять рыбу и молочные продукты. Масленица — это сплошная неделя, отменяется пост в среду и пятницу далее »

Неделя о Страшном Суде

Третья подготовительная неделя к Великому посту
Неделя мясопустная, о Страшном Суде

Неделя Мясопустная (о Страшном Суде) — предпоследнее воскресение перед Великим постом, в которое по уставу кончается употребление в пищу мяса. В это воскресение вспоминается грядущий Страшный суд (Мф. 25:31-46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Это напоминание о том, что нас будут судить... далее Рубрики:

Подать записку на Великий пост

Великий пост с 3 марта по 19 апреля. Принимаем заблаговременно Постовую записку, сорокадневное поминовение на Псалтыри, о здравии и о упокоении на ближайшие богослужения Великого поста... подробнее

Скоро праздник

25 февраля - Иверской иконы Божией Матери

Иверская икона Божией Матери принадлежит к иконописному типу Одигитрия. Оригинал находится в Иверском монастыре на Афоне, в Греции; согласно преданию он написан самим евангелистом Лукой... далее

Свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца

Митрополит Алексий - митрополит Московский и всея России, государственный деятель, дипломат. Обладая исключительным умом и способностями, был фактическим правителем Московского княжества при трёх московских князьях; в 1366 году начал строительство каменного Московского кремля. Пользовался большой благосклонностью в Орде, где исцелил болевшую глазами ханшу Тайдулу; содействовал тому, что великое княжение укрепилось окончательно за московскими князьями... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

25 февраля — Иверской иконы Божией Матери далее » Свт. Алексия, митр. Московского и всея России, чудотворца далее »

26 февраля — Прп. Мартиниана. Прпп. Зои и Фотинии (Светланы) далее »

27 февраля — Равноап. Кирилла, учителя Словенского далее

2 марта — Неделя сыропустная. Воспоминание Адамова изгнания далее » Прощеное воскресенье далее »

3 мартаНачало Великого поста далее »