Выбрать страницу

Временно недоступен. Что делать, если дети теряют связь с Церковью

Верующие мама и папа, хорошая православная школа, поездка на службу каждое воскресенье. И вдруг — подросший ребенок тихо отдаляется от Церкви, вера охладевает…

Для воцерковленных родителей все это часто становится шоком. Особенно если учесть, что многие еще помнят советское время, когда приход в храм был итогом мучительных поисков или жизненных испытаний, когда церкви стояли еще полуразрушенными, и нередко приходилось молиться под открытым небом. Они понимают, чем могли поплатиться за свой выбор, чего стоило обретение Бога. И какая это великая радость — найти Дом. Им трудно понять, как дети, которым, вроде бы, все преподнесено “на блюдечке”, могут так легко этот Дом покинуть.

Но где же причина отхода подростков от Церкви?

Может быть, дело в нас самих — родителях? Ведь дети прекрасно знают истинную, не-парадную жизнь семьи. В которой быть христианами и, говоря словами Писания, ходить перед Богом, очень непросто. И вдруг поведение родителей оказывается, в этом смысле, антипримером?

А может, причина в том, что, несмотря на церковное возрождение, современный мир все более противостоит христианской традиции? И новые правила игры (именно игры — назвать эту маяту жизнью рука не поднимается) интригуют и затягивают так, что не выскочить?

Или дело в психологических особенностях подростков, в тяге к обособлению, самоопределению? Четверть века назад приход в Церковь воспринимался как нонконформизм, а сейчас — некое правило, которое якобы «надо» нарушить?

Или проблема в обсуждаемой христианами слабости приходской жизни, в которой для молодых, переполненных энергией людей не хватает внебогослужебного общения и интересных дел?

Или виной всему банальная лень, когда — на фоне комфортной жизни — нет воли даже лоб перекрестить?

Наконец, быть может, не следует выдумывать правило, которого нет? Разве все подростки от 12 до 18 лет непременно и скопом «выбегают» из храма? Ой ли? Да, возраст, поиск себя, да, психология, да, «молодая кровь». Но вот, рядом со мной на службе совсем юные ребята. Вот же они!

Любой из ответов может быть верным. Отчасти. Однако речь идет о явлении не только социальном или психологическом, но и духовном. При всей своей социальной роли, при всей человечности своей, Церковь немыслима без Христа и желания войти в Его Царство, о котором Христос сказал: Царство Мое не от мира сего (Ин 18:36). Духовная жизнь затрагивает всякого человека, она как море, в котором люди переживают и бурю, и мертвый штиль, и боль, и надежду. Церковь земная стремится помочь на пути не только словом Писания, заповедей и деяниями святых, но и выстраивая особый круг богослужения, формируя общинную жизнь, правила отношений и устроения быта. И тут многое важно. Вопрос христианских отношений в семье, проблемы с приходской жизнью, расцерковление социума — все это, безусловно, часть «навигации», это подсказки и предупреждения. Но рассчитанного до миллиметра маршрута в отношениях с Богом — для детей ли, подростков или взрослых — не существует. Как не существует двух одинаковых людей. Ведь о Царстве Небесном Спаситель также сказал, что оно силою берется (Мф 11:12), то есть не достигается лишь грамотным воспитанием и соблюдением правил, но требует собственного усилия, стремления преодолеть сомнения, разочарования, пресловутый дискомфорт.

И страшнее всего на этом пути преодоления — равнодушие, теплохладность человека к духовным вопросам. То самое состояние, о котором говорит Сам Бог в Апокалипсисе: о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих (Откр 3:15–16). А наши человеческие резоны могут быть ошибочны или недостаточны.

Что же в этом случае необходимо взрослым, болеющим за юные души? Наверное, прежде всего — вспомнить, что Господь любит наших детей куда более, чем мы сами. И если по каким-то причинам дети наши уходят из Церкви, это вовсе не означает, будто Господь отворачивается от них. В конце концов, мы сами выросли в обществе воинствующего атеизма, где с младенчества нам вбивали в сознание мысль о том, что Бога нет. И если наши подросшие дети теперь вдруг заявляют, что Церковь им не нужна, наверное, не стоит ужасаться или с ходу объявлять им нашу родительскую «анафему». Господь любит наших детей, и обязательно приведет их к Себе тем путем, который никому, кроме Него, пока еще не дано знать. Точно так же, как когда-то Господь привел к Себе нас, несмотря на атеистическое наше воспитание и полное отсутствие каких-либо религиозных традиций в семье. А мы будем молиться за них, любить их, и помнить, что Божия любовь и премудрость способна исправить все наши родительские ошибки и промахи. Потому что они не только наши дети, но и Его тоже.

Владимир Гурболиков
 Источник: журнал «Фома»

Просмотрено (54) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
29 апреля — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

25 апреля - Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы) с водосвятным молебном
Живоносный источник — икона Божией Матери. В православной традиции Богоматерь Живоносный Источник прославляется как Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос — Путь, Истина и Жизнь. Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Появление этого образа связано со следующим чудесным событием... дальше

Радоница

29 апреля - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 27 апреля. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

22 апреля — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

25 апреля — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

26 апреля — Суббота Светлой седмицы. Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

27 апреля — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее » Иконы Божией Матери Виленской - Остробрамской далее »