Выбрать страницу

Притча о званых: когда нет никаких гарантий

Что дает нам основание надеяться на то, что мы достойны Царства Небесного? Евангельское чтение сегодняшней литургии комментирует протоиерей Павел Великанов.

Эта притча была рассказана в очень непростой ситуации. Спаситель находится в доме Симона мытаря, где вместе со Спасителем возлежат фарисеи и другие представители еврейской религиозной знати.

Евангелие от Матфея. Глава 22, Стихи 1-14:

1. Иисус, продолжая говорить им притчами, сказал:
2. Царство Небесное подобно человеку царю, который сделал брачный пир для сына своего
3. и послал рабов своих звать званых на брачный пир; и не хотели придти.
4. Опять послал других рабов, сказав: скажите званым: вот, я приготовил обед мой, тельцы мои и что откормлено, заколото, и все готово; приходите на брачный пир.
5. Но они, пренебрегши то, пошли, кто на поле свое, а кто на торговлю свою;
6. прочие же, схватив рабов его, оскорбили и убили их.
7. Услышав о сем, царь разгневался, и, послав войска свои, истребил убийц оных и сжег город их.
8. Тогда говорит он рабам своим: брачный пир готов, а званые не были достойны;
9. итак пойдите на распутия и всех, кого найдете, зовите на брачный пир.
10. И рабы те, выйдя на дороги, собрали всех, кого только нашли, и злых и добрых; и брачный пир наполнился возлежащими.
11. Царь, войдя посмотреть возлежащих, увидел там человека, одетого не в брачную одежду,
12. и говорит ему: друг! как ты вошел сюда не в брачной одежде? Он же молчал.
13. Тогда сказал царь слугам: связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;
14. ибо много званых, а мало избранных.

Вот один из участников торжества, вальяжно развалившись на этом торжественном пиршестве, говорит: «Блажен, кто вкусит благ Царства Небесного». То есть, другими словами, жизнь ведь удалась, смотрите, как хорошо, здесь мы торжествуем, пиршествуем и с Богом у нас все тоже в порядке, потому что мы – народ избранный, мы соблюдаем его закон, мы гарантированно попадаем в Царство Небесное.

Спаситель, услышав эту реплику, рассказывает собравшимся притчу. Чтобы понять притчу, которую рассказывает далее Спаситель, надо вспомнить, что брачный пир в то время – это не событие чьей-то отдельной семьи, это событие всего поселения, всего городка, которые в то время в то время были совсем небольшими. Поэтому практически не было такого человека, который бы не приглашался на званый пир.

Что значит, отказ от участия в праздничном пиру? Это тождественно разрыву отношений в хозяином, это подобно пощечине, которую в самый неподходящий момент человек отвешивает другому. Когда хозяин вдруг понимает, что все отказались, что никто не придет, он в раздражении призывает кого попало на пир – больных, хромых, кривых. Как мы сказали бы сейчас, берет, кого ни попадя.

Но самое интересное разворачивается дальше – эти несчастные, совершенно недостойные для участия даже в самом простом человеческом пиру люди, приходят в дом, хозяин им дает богатые одежды, для того чтобы они не ощущали себя некомфортно во время этого праздника.

И тут появляется вдруг какой-то человек. Скорее всего, кто-то из званых решил все-таки прийти на этот пир, чтобы уж не доводить ситуацию конфликта до предела. Но, когда он видит, что на пиру сидят люди, с которыми он на улице и рядом бы постеснялся оказаться, и эти люди одеты в богатые одежды, он отказывается одевать такую же одежду, чтобы, тем самым, подчеркнуть – я не вместе с ними, я не такой, как все остальные.

Хозяин замечает, что на его пиру есть человек не в брачных одеждах, тем самым, декларируя свое противопоставление всему собранию. Увидев это, он обращается к нему со словами: «Друг, как ты попал на этот пир, если на тебе нет одежд?»

Гость молчит, ему не хочется, ему стыдно признаться в том, что на самом деле он просто презирает всех тех, кто пришел на этот пир. В итоге оказывается выброшенным вон за свое высокомерие, а пир продолжается.

Не надо быть великим истолкователем, для того чтобы понять – тот самый человек, пришедший на пир не в брачных одеждах, это и есть законоучители, фарисеи и книжники, которые в тот момент лежали рядом со Христом, будучи абсолютно уверены, что у них место в Царстве Небесном давно забронировано.

Таким образом, Спаситель словами притчи вскрывает тот давний гнойник высокомерия и надменности, который был у этих людей, вскрывает, не для того, чтобы им сделать больно, а для того чтобы их душу очистить от самого главного греха – человеческой гордости, греха, который становится, как каменная стена, между человеком и Богом.

Помоги же нам, Господи, помнить о том, что спасение происходит исключительно по милости Божьей, а не по нашим делам, и нет никаких званий, никаких добродетелей и никаких подвигов, которые стопроцентно гарантировали бы нам попадание в Царство Небесное. Есть только одна милость Божия, на которую можно надеяться, но которую требовать нельзя.

Протоиерей Павел Великанов
Источник: http://www.pravmir.ru/

Просмотрено (95) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Димитриевскую родительскую субботу
1 ноября — Димитриевская родительская суббота. Поминовение усопших.  Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

26 октября - Иверской иконы Божией Матери

Иверская икона Пресвятой Богородицы, Вратарница или Привратница — православная икона Девы Марии с Младенцем, почитается как чудотворная. История этой иконы удивительна с самого начала ее создания. Еще при своей земной жизни дева Мария благословила святого апостола Луку написать ее изображение. Когда же великий евангелист представил Богородице созданную им икону, Пресвятая сказала, что отныне Благодать и сила Господа будут с этим образом... далее

Память святых отцов VII Вселенского Собора

В 787 году, при императрице Ирине (вдове императора Льва Хозара), в г.Никее был созван Седьмой Вселенский Собор, на котором состоялось осуждение иконоборчества как ереси и сформулирован Догмат об иконопочитании... далее

Димитриевская родительская суббота

1 НОЯБРЯ ПОМИНОВЕНИЕ УСОПШИХ. ПАНИХИДА

Димитриевская родительская суббота — день всеобщего поминовения усопших. Совершается ежегодно в субботу перед днём памяти великомученика Димитрия Солунского, приходящимся на 8 ноября. По преданию, поминовение воинов — защитников земли Русской — установлено святым благоверным князем Димитрием Донским и по благословению преподобного Сергия Радонежского после тяжёлой и кровопролитной битвы на поле Куликовом, которая совершилась в день Рождества Пресвятой Богородицы 8/21 сентября 1380 года...
Каждый православный христианин должен стремиться исполнить свой долг перед родителями и другими отошедшими родственниками и в эти дни подавать записки на Литургию и панихиду... далее » Подать записки на 1 ноября - Димитриевскую родительскую субботу о упокоении на Литургию (поминовение на Проскомидии), заупокойную панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

25 октября — Иконы Божией Матери «Иерусалимская» далее »

26 октября — Иверской иконы Божией Матери далее » Память святых отцов VII Вселенского Собора далее »

28 октября — Иконы Божией Матери «Спорительница хлебов» далее »

29 октября — Мч. Лонгина сотника, иже при Кресте Господни (Iв) далее »