Наибольшая заповедь и индикаторы душевной теплоты
Отношения между Христом Спасителем и еврейскими законоучителями были очень непростыми. И сейчас мы слышали последний диалог между Христом и законоучителями. Итак, некий законник спрашивает Христа (и этот вопрос изначально провокационен): какая наибольшая заповедь в Законе?
Евангелие от Матфея. Глава 22, стихи 35-46.
35 И один из них, законник, искушая Его, спросил, говоря:
36 Учитель! какая наибольшая заповедь в законе?
37 Иисус сказал ему: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душею твоею и всем разумением твоим:
38 сия есть первая и наибольшая заповедь;
39 вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя;
40 на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки.
41 Когда же собрались фарисеи, Иисус спросил их:
42 что́ вы думаете о Христе? чей Он сын? Говорят Ему: Давидов.
43 Говорит им: ка́к же Давид, по вдохновению, называет Его Господом, когда говорит:
44 сказал Господь Господу моему: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих?
45 Итак, если Давид называет Его Господом, как же Он сын ему?
46 И никто не мог отвечать Ему ни слова; и с того дня никто уже не смел спрашивать Его.
Для того чтобы понять весь подвох этого вопроса, надо вспомнить, что именно эта тема была одной из наиболее часто обсуждаемых на собраниях иудейских законоучителей. Понятно, что прямого ответа на этот вопрос с точки зрения фарисеев и книжников в принципе существовать не могло. Этим самым они хотели обвинить Христа в невежестве. Однако Спаситель просто и быстро отвечает им словами Священного Писания: «Сказано: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всем помышлением твоим и всею душою твоею. И вторая заповедь, подобная ей: возлюби ближнего твоего как самого себя. На этих двух заповедях основывается весь Закон и все пророческие писания».
Такими простыми словами Спаситель выносит на поверхность самое существо завета между Богом и человеком. Действительно, нет ничего большего, чем полностью отдаться стихии любви Бога и ближнего. И на эти слова законники уже ничего не могли возражать. Мы знаем, что после этого Спасителя уже не искушали законники, но в своем сердце продолжали носить неприязнь и раздражение к этому, явленному непонятно откуда, Учителю.
Вывод, который предлагает нам сделать сегодня евангелист, предельно прост: чем бы мы ни занимались, какие бы ни брали на себя подвиги, какими бы формами благочестивой жизни ни увлекались, мы должны помнить: если это нас не приводит к самому главному – к умножению сердечной теплоты, к вызреванию любви к Богу и ближнему – цена этих подвигов более чем сомнительна.
Научи же нас, Господи, всегда быть внимательными к тем индикаторам нашей реальной душевной теплоты и любви, которыми постоянно служат окружающие нас люди.
Протоиерей Павел Великанов
Источник: http://www.pravmir.ru/
Просмотрено (96) раз