Таинство крещения. Совет батюшки
Сегодня мы поговорим о Таинстве, которое является самым начальным для христианина, так как оно вводит его в лоно Церкви — это Таинство святого крещения. Что такое крещение? Как надо к нему готовиться? Почему мы крестим не только взрослых, но и младенцев? Кто такие крестные родители и какова их роль? Вот лишь некоторые из вопросов, которые мы затронем.
В чем же смысл крещения?
Итак, Таинство крещения — одно из семи Таинств Церкви. Оно было установлено Самим Господом Иисусом Христом (см. Мф. 28:19-20 и Ин. 3:5-7) и, как учит православный катехизис, благодаря ему«верующий человек при троекратном погружении тела в воду с призыванием Бога Отца, и Сына, и Святого Духа умирает для жизни греховной, и возрождается от Духа Святого в жизнь духовную, святую. Так как Крещение – это духовное рождение, а рождается человек однажды, то это Таинство не повторяется».
Кого крестить нельзя?
Сразу оговоримся, что, несмотря на открытость Церкви к каждому человеку, не каждый может быть допущен к крещению: существует несколько серьезных препятствий, когда таинство абсолютно невозможно. К этим препятствиям относятся следующие обстоятельства: убеждения, противоречащие догматам православной веры,отсутствие желания переменить свою жизнь, отказавшись от грехов и вредных привычек и нежелание вести церковную жизнь.
Иными словами, блудное сожительство или, тем более, однополые связи, работа, связанная с развратными или развращающими действиями и абортами, ношение амулетов, колдовство, обращение за помощью к гадалкам, «бабкам», целителям, экстрасенсам, астрологам, вера в переселение душ, приметы и все остальные формы оккультизма являются явным препятствием к принятию Таинства крещения, а человек, занимающийся чем-то подобным и не желающий переменить своей жизни, не может быть принят в число христиан.
Как надо готовиться к крещению?
С первых веков христианства крещению предшествовало длительное время изучения веры.
С начала тех, кто готовился принять Таинство, знакомили со всей общиной храма. Их приглашали в храм и перед всемиво всеуслышание оглашали имена — с того момента эти люди назывались «оглашенными» и под руководством опытных наставников в течение немалого времени они начинали изучать догматы веры.Оглашенным нельзя было присутствовать на христианских Таинствах и особенно на Божественной литургии, поэтому в определенный момент службы они выводились из храма — и сейчас об этом напоминает возглас диакона на Литургии: «Елицы оглашении, изыдите. Оглашении, изыдите. Елицы вернии, паки и паки миром Господу помолимся». К сожалению, как и сейчас, так и в 90-е годы прошлого столетия, когда наблюдался большой приток новых людей в лоно Церкви, оглашению уделялось мало внимания. Возможно, именно поэтому теперь приходиться признать, что многие люди, принявшие крещение на волне общего подъема веры, сейчас либо отошли от Церкви, либо находятся в глубоком душевном кризисе. И это неудивительно: то праздничное чувство обновления, которые ощущает новоначальный в вере человек, естественно сменилось со временем будничной необходимостью постоянно и усердно трудиться для совершенствования своей души. Праздникз акончился, начались трудовые будни, но,как оказалось, человек к этому оказался внутренне не готов. Совершенно уверенно можно сказать, что подобного кризиса не происходит, когда крещение бывает не началом духовного пути, а своеобразным венцом зрелости личности,правильно сформировавшейся духовно в процессе оглашения.
Почему крестят младенцев?
До сих пор мы говорили о необходимости подготовки к крещению для взрослых людей, достигших совершеннолетия, однако, в Православной Церкви есть обычай крестить и младенцев, которые в силу возраста еще не только не разбираются в догматах вероучения, но, как говорит Писание, «не различают где право, где лево». В чем же основание такой практики?
Для тех, кто сомневается в правильности крещения младенцев, следует напомнить несколько мест из Священного Писания, где сказано, что Апостолы крестили целые семейства, в которых наряду с взрослыми, были и дети, например, семейство Лидии (Деян. 16:14-15), семейство темничного стража (Деян. 16:34-37), Криспа (Деян. 18:8) и «Стефанов дом» (1 Кор. 1:16). Уже в первые века христианства возможность крещения в младенчестве закреплена постановлениями нескольких Соборов Церкви: 124 правило Карфагенского Собора (V век по Р.Х.) и 84 правило VI Вселенского Собора (VII век по Р.Х.).
Необходимость крещения в раннем возрасте вытекает из понимания того обстоятельства, что немощной человеческой природе свойственно скорее уклоняться к греху, чем к праведности, а потому с первых дней жизни ей особенно нужна Божественная помощь. Об этом говорили и великие учители Церкви, так например, у святителя Григория Богослова в «Слове на крещение» читаем: «У тебя есть младенец? – Не дай времени усилиться повреждению; пусть освящен будет в младенчестве и с юных ногтей посвящен Духу».
Когда крестить младенца?
По обычаю крещение совершается на сороковой день после рождения. В этот день матери новорожденного впервые благословляется прийти в храм, чтобы над ней священником были прочтены очистительные молитвы – только после прочтения этих молитв мать может вновь участвовать в богослужениях и Таинствах. Обычно очистительные молитвы читаются вместе с Таинством крещения.
К слову сказать, обычай приводить на крещение всех родственников и даже маленьких детей, чтобы они «посмотрели, как крестить будут», надо признать неполезным. Большое количество праздных людей, настроенных не столько на молитву о спасении нового христианина, а скорее на то того, чтобы удовлетворить свое любопытство, побалагурить и развлечься, для богослужения совершенно неполезно. К тому же шумная обстановка и переизбыток внимания нервируют и самого младенца.
Кто такие крестные и как их выбирать?
Говоря о крещении младенцев нельзя обойти вниманием вопрос о крестных родителях. Само собой разумеется, что крестными должны становиться люди, сами уже твердо стоящие в православной вере и ведущие деятельную христианскую жизнь, состоящую из поста, молитвы, духовных упражнений, покаяния и приобщения Святых Христовых Таин. Одним словом, на роль духовного наставника и проводника на пути духовного восхождения к Богу может претендовать только тот человек, который сам идет духовным путем, знает этот путь со всеми его опасностями, а также осознает ту огромную ответственность за новокрещенного, которую принимает на себя перед Богом. Крестным надо помнить о том, что с них будет строго спрошено за душу новокрещенного, и если по их нерадению она не достигнет той духовной меры, которую могла бы достичь, то крестные будут повинны в этом лично. Отсюда вытекают обязанности крестных родителей, которые заключаются в том, чтобы наравне с телесными родителями неотступно, настойчиво и мудро воспитывать ребенка в вере, прививать ему твердые моральные принципы. Обычно у каждого младенца бывает два крестных — отец и мать, однако, за неимением кандидатов можно ограничиться и одним. Для мальчика это должен быть крестный отец, а для девочки — крестная мать.
Можно ли записать в крестные заочно?
Такой вопрос можно часто услышать во время совершения Таинства. Ответ на него однозначный – нет. Почему? Все дело в том, что во время совершения Таинства крестные дают обеты за младенца. Первый из них – отречение от сатаны: крестные отец и мать, повернувшись лицом к западу, символизирующему в данный момент царство тьмы, трижды произносят за крестника слова отречения – «Отрекаюсь тебе, сатана, гордыни твоей и служению тебе», после чего они поворачиваются к востоку, к алтарю, и произносят обет сочетания со Христом.
Здесь важно понимать, что с произнесением этих слов на крестных возлагается обязанность воспитать младенца так, чтобы его жизнь действительно стала каждодневным отречением от служения сатане и образцом исполнения Христовых заповедей.
Подобных моментов, когда крестные принимают самое деятельное участие в богослужении, весьма много – это и приятие младенца после погружения в воду, и троекратное обнесение его вокруг купели, да и помощь священнику во всех священнодействиях, которые он совершает над младенцем.
Какие существуют ограничения для крестных?
При крещении крестные вступают между собою и с родителями ребенка в особый вид родственных отношений, который называется «свойство», т.е. они становятся «свояками».
Свойство — это духовное родство. Подобно родству физическому крестный отец и крестная мать не могут вступить в брак между собою или с крестником, так же как и не могут вступить в брак с кем-нибудь из родителей ребенка. По той же причине мужчина и женщина, состоящие между собою в браке, не могут стать крестными одного и того же ребенка. Естественно, недопустимо сожительство или так называемый «гражданский брак» между крестным отцом и крестной матерью или между кем-то из крестных и физических родителей ребенка.
Если связь с крестными потеряна
Бывают случаи, когда жизнь разлучает крестных родителей с крестником. Однако это не повод задумываться о каких-то новых крестных — ведь в Таинстве крещения, как и в плотском рождении, человеку даются только одни родители.
В случае потери крестных нужно больше полагаться на свои силы и свой духовный труд, так как придется идти духовным путем без близких и опытных руководителей. В такой ситуации во много раз возрастает значимость духовника — священника, который, возьмет на себя ответственность за душу человека и будет готов добрым советом и молитвой помочь в трудностях духовного возрастания.
Можно ли крестить без священника?
Здесь будет уместно сделать небольшое отступление и попутно разрешить несколько вопросов, которые в наши дни часто возникают вокруг Таинств. Первый из этих вопросов касается преимущественно крещения младенцев и заключается в том, что в силу обстоятельств священника поблизости не оказалось, а совершить крещение было необходимо. То есть крещение совершал не священник, а обычные верующие люди, которые и окропляли младенца святой водой со словами «Крещается раб Божий во Имя Отца, аминь, и Сына, аминь, и Святого Духа, аминь». Как относиться к такому крещению? Действительно ли оно или нужно креститься заново?
Такое крещение действительно, однако, при одном условии — что формула крещения — «Крещается раб Божий…» и т.д. — была произнесена правильно, без искажений. В таком случае при первой возможности нужно лишь попросить священника дополнить крещение Таинством миропомазания, которое простые миряне совершить не могут.
Если же есть сомнения в том, что крещение на дому было совершено правильно, то следует креститься по полному чину, в храме, однако, обязательно предупредить священника о своей ситуации. В этом случае священник прибавит к формуле крещения слова «аще не крещен», дабы, если крещение все же было совершено по верному чину, не умалить его достоинства, а если нет, то крестить человека, как в первый раз.
Меняет ли крещение судьбу?
Это второй вопрос, который часто возникает у современного человека в связи с Таинством крещения — можно ли, крестившись, изменить свою судьбу?
Надо сказать, что в самой постановке этого вопроса просматриваются либо корни восточных религий («карма»), либо корни оккультные и языческие.
Прежде всего, надо ясно понимать, что никакой судьбы, как «запрограммированного» жизненного пути, не существует — напротив, каждый человек, совершая ежеминутно свой свободный выбор между добром и злом, торит свой уникальный жизненный путь. Нельзя, конечно, не согласиться с тем, что каждому из нас от Бога даны какие-то таланты и способности, все люди в этом плане одарены по-разному, и в соотвествии с дарованиями от каждого ожидается и различный плод, но говорить, что все уже решено и предначертано, абсолютно неверно.
Наши поступки рождают неизбежные следствия, вызывая к жизни цепочку событий, обусловленную причинно-следственной связью. Они так же логичны, как логичен удар током, если берешься за оголенный провод. Однако говорить при этом, что один поступок обусловил всю жизнь, что один грех повел нас на путь погибели, неправильно — любой поступок может быть исправлен, а любой грех прощен и исцелен. Говоря короче и яснее, само понятие «судьба» в православной вере существовать не может — это атрибут языческих, оккультных верований. Соответственно, если самой судьбы не существует, нет смысла и предпринимать какие-то меры, чтобы ее изменить. Менять надо не судьбу, а жизнь – от грешной, к праведной, от расслабленной к благочестивой, от состояния порабощения страстями к состоянию святости.
Надо ли скрывать имя, данное при крещении?
Ответ на этот вопрос во многом перекликается с ответом на вопрос предыдущий — так как никакой судьбы, как изначально запрограммированной последовательности событий, не существует, то и бояться ее или делать что-то, чтобы ее улучшить, не следует. Поэтому совершенно не надо бояться открыто озвучивать имя, полученное в крещении, так как никто, узнав его, не может повлиять на какую-то гипотетическую судьбу или еще как-то духовно навредить человеку.
Что такое «погружение»?
Погружением называется тот способ крещения, когда человека полностью, с головой, окунают в купель. Такой способ применяется и при крещении младенцев, и при крещении взрослых, и является наиболее предпочтительным, так как с наибольшей точностью повторяет образ крещения Самого Спасителя.
Кроме того, такой образ крещения имеет еще и определенное символическое значение: погружение в воду и задержка при этом дыхания олицетворяют смерть и воскресение Господа нашего Иисуса Христа.
игумен Никон (Головко)
Источник: zakonbozhiy.ru
Просмотрено (610) раз