Поучение о восьми способах искушения человека и борьбе с ними | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

Поучение о восьми способах искушения человека и борьбе с ними

Святые отцы говорят, что человек на пути спасения бывает искушаем диаволом с восьми сторон: сзади, спереди, слева, справа, сверху, снизу, изнутри, извне.

1. Сзади человека искушают, когда он постоянно помнит свои ранее совершенные грехи и злые дела и снова возвращает их в свое сознание, перетряхивает их, занимается ими, или отчаиваясь из-за них, или размышляя о них со сладострастием. Такое памятование о том, что мы совершили в прошлом, есть диавольское искушение.

2. Спереди человек бывает искушаем обычно через страх при мысли об ожидающем его будущем: что будет с ним или с миром; сколько мы еще будем жить; будет ли нам что есть; не будет ли войн или каких-нибудь серьезных и страшных событий впереди; вообще всякими догадками, предвидениями, прорицаниями и всем тем, что вызывает в нас страх перед будущим.

3. Слева человек бывает искушаем диаволом через призыв на явные грехи, на такие поступки и дела, о которых известно, что они грехи и зло, но люди, даже несмотря на это, совершают их. Это искушение открытым призывом на грех, грешить прямо и сознательно.

4. Справа бывает искушение от диавола двумя способами. Первое – когда человек совершает добрые дела и добрые поступки, но совершает их с плохим, недобрым намерением и целью. Это, например, когда он делает добро и поступает хорошо из славолюбия, или чтобы добиться похвалы или какого-нибудь положения, или чтобы прославиться, или чтобы из этого извлечь какую-нибудь выгоду для себя; следовательно, когда он творит добро из тщеславия, корыстолюбия или алчности. Такое совершение добрых дел ради плохой цели греховно и тщетно. Святые отцы уподобляют такое совершение добрых дел (например пост, милостыню и другое) телу без души, ибо цель, с какой совершается дело, – это душа этого дела, а само дело – тело. Потому и совершение добрых дел с целью, которая не по Богу, есть, в сущности, искушение для человека, которое приходит к нему с правой стороны, то есть под видом добра. Второе искушение с правой стороны бывает от диавола через разные призраки и видения, когда человек принимает явления диавола в образе Бога или ангела Божия. Это доверие диавольским привидениям или такое принятие бесовских явлений за ангельские святые отцы называют обманом, прелестью.

5. Далее, сверху человек бывает искушаем от диавола тогда, когда он может, но не совершает добрых дел и святых добродетелей из-за своей лености; когда знает и может приложить больше усилий и труда для подвигов (добродетелей, добрых дел), но не делает этого, ибо ленится или ищет отговорок для своей лености, так что, в сущности, духовно отвергает их, делает намного меньше, чем мог бы в действительности.

6. Искушение человека снизу также происходит двумя способами. Первое – когда человек берет на себя большие подвиги, превышающие его собственные силы, и безрассудно напрягается. Это бывает, например, когда кто-нибудь болен, но накладывает на себя еще и пост, а этот пост не по его силам, или вообще когда перебарщивает в каких бы то ни было подвигах, которые выше его духовных и телесных сил. Такое упорствование – это несмирение и неразумная самонадеянность. Другое искушение снизу бывает, когда человек стремится узнать тайны Священного Писания (и вообще тайны Божии), а делает это не по своему духовному возрасту. То есть когда он хочет сам проникнуть в тайны Божии в Священном Писании (у святых и вообще в мире и жизни), объяснить их и затем учить этим тайнам других людей, в то время как он сам духовно до этого не дорос. Святые отцы говорят, что такой человек хочет разгрызть кость молочными зубами. Об этом говорит святой Григорий Нисский в своем сочинении «Жизнь Моисея». Бог, говорит он, поэтому повелел израильтянам, как несовершенным, чтобы они от пасхального агнца ели только мясо (которое есть молоко для зубов), и притом есть его с горькими травами, а кости агнца не переламывать и не есть, но сжигать их в огне (см.: Исх. 12: 8, 10, 46). Это значит, что и нам нужно из Священного Писания (и вообще в нашей вере в Бога) толковать только те тайны, которые соответствуют нашему духовному возрасту, и есть их (усваивать) с горьким зельем, то есть со всем тем, что нам приносит жизнь (страдания, горести), а великие и высокие (соответственно, глубокие) тайны Священного Писания и Божественной науки и Божия Промысла, как некие твердые кости, не разгрызаются молочными зубами, они поддаются только огню, то есть становятся понятными только в зрелом духовном возрасте, в душах опытных и искушенных в благодатном Божественном огне.

7. Изнутри же человек бывает искушаем тем, что имеется в его сердце и что из этого сердца исходит и искушает его. Господь Иисус Христос тут ясно сказал, что изнутри, из сердца человеческого исходят греховные и нечистые помыслы и желания, похоти (см.: Мф. 15: 19), которыми человек искушается. Человека искушает не только диавол, но и человеческие злые намерения и злые навыки, похоти, злые желания, человеческое внутреннее грехолюбие, исходящее из его неочищенного сердца.

8. Наконец, восьмые врата диавольского искушения открываются человеку извне, через внешние вещи и поводы, то есть через все то, что входит в человека извне через его чувства, которые есть окна души. Эти внешние вещи не злы сами по себе, но через них посредством чувств человек также может искушаться и наводиться на зло и грех.

Вот таковы восемь способов искушения всякого человека, независимо от того, пребывает ли человек в миру или в уединении.

Против всех этих искушений: сзади, спереди, слева, справа, сверху, снизу, изнутри, извне – нужно бороться трезвением, то есть вниманием, осторожностью и бодрствованием души и тела, бодрствованием и бдением духа, трезвенностью и рассудительностью, вниманием к своим мыслям и поступкам, или, одним словом, – рассуждением; а с другой стороны – постоянным молитвенным призыванием имени Господа Иисуса Христа, то есть через непрестанную молитву. Другими словами святые отцы говорят, что борьба против всех искушений и страстей состоит в следующем: хранить свой ум и всю душу и тело свое от искушений – это дело и подвиг наши, с нашей, человеческой, стороны; а с другой, Божественной, стороны, нужно непрерывно в молитве призывать на помощь Всемогущего Господа Иисуса Христа, а это есть непрестанная и главная исихастская молитва, называемая Иисусовой молитвой: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя, грешного!».

Перевела с румынского Зинаида Пейкова
Перевод выполнен по: În memoria Părintelui Cleopa: «Mânca-v-ar Raiul!». Vol. 2. Vânători: Editura Mănăstirea Sihăstria, 2004.
Православие.Ru

Просмотрено (172) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее
Подать записку на Радоницу
29 апреля — Радоница – день особого поминовения усопших. Принимаем заблаговременно записки о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Светлая седмица


Вся Светлая неделя - самые светлые дни церковного года, когда каждый день служится Божественная Литургия при открытых Царских вратах. И только в эту седмицу (неделю) после каждой Божественной литургии совершается крестный ход с иконой, Хоругвями, Артосом. Отменяются однодневные посты в среду и пятницу. Светлая седмица — сплошная. О Причастии на Светлой седмице Чтобы подготовиться к Причастию в эти дни вместо 3 канонов ко Причастию читается Пасхальный канон, радостный, исполненный светлой веры во Христа, стихиры Пасхи (все эти Пасхальные молитвы есть в молитвословах) и Последование ко Святому Причащению (канон и молитвы ко Причастию).

Если кто хочет подготовиться ко Причастию в первое воскресенье после Пасхи, то уже читаются положенные три канона, утренние и вечерние молитвы и последование ко Причащению.

О молитвах на Светлой седмице Во дни Светлой седмицы, начиная с понедельника (вечер воскресенья) Светлой седмицы до утра Светлой субботы включительно, чтение утреннего и вечернего молитвенного правила заменяется чтением Часов Святой Пасхи, которые обычно можно найти в молитвослове.
Вечером в субботу пасхальные часы сменяет традиционное молитвенное правило. До отдания Пасхи обычные молитвы перед и после вкушения пищи заменяются на троекратное «Христос Воскресе из мертвых…» и задостойник Пасхи «Светися, светися новый Иерусалиме…».

От Пасхи до праздника Святой Троицы ВСЕ земные поклоны отменяются.

25 апреля - Иконы Божией Матери "Живоносный Источник" (переходящее празднование в пятницу Светлой седмицы) с водосвятным молебном
Живоносный источник — икона Божией Матери. В православной традиции Богоматерь Живоносный Источник прославляется как Источник жизни, ибо от Нее произошел Христос — Путь, Истина и Жизнь. Все дни Светлой седмицы предстают перед нами как единый светлый пасхальный день. Пятница Светлой седмицы выделяется особо: тем, что в этот день впервые после Великой агиасмы на Богоявление совершается освящение воды во всех храмах Русской Православной Церкви, и тем, что в самом богослужебном чине этого дня к пасхальным стихирам и тропарям присоединяют песнопения службы иконе Божией Матери «Живоносный Источник». Появление этого образа связано со следующим чудесным событием... дальше
26 апреля - Раздробление и раздача артоса
В Субботу Светлой седмицы в православных храмах происходит торжественное благословение и раздача верующим артоса... дальше

Радоница

29 апреля - Радоница – день особого поминовения усопших
Во вторник второй недели по Пасхе Православная Церковь отмечает Радоницу – день особого поминовения усопших, первого после праздника Пасхи. Уже то, что это слово «радоница» восходит к словам «род» и «радость», говорит нам о том, что этот поминальный день занимает особое место в годичном круге церковных праздников (сразу после Светлой пасхальной недели) и – как бы обязывает христиан не углубляться в переживания по поводу смерти близких, а, наоборот, радоваться их рождению в другую жизнь – жизнь вечную... дальше Идти на кладбище можно после Светлой седмицы, с Фомина воскресенья (Антипасхи). По церковному уставу поминовение начинается с воскресенья, 27 апреля. Принимаем заблаговременно записки на Радоницу о упокоении, панихиду, заказать свечу... подробнее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

22 апреля — Вторник Светлой седмицы. Иверской иконы Божией Матери далее »

25 апреля — Пятница Светлой седмицы. Иконы Божией Матери «Живоносный Источник» далее »

26 апреля — Суббота Светлой седмицы. Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее »

27 апреля — Антипасха. далее » Неделя 2-я по Пасхе. Апостола Фомы далее » Иконы Божией Матери Виленской - Остробрамской далее »