О милосердном самарянине – любовь среди безлюбия | Воскресенский храм (старый) г. Вичуга

Выбрать страницу

О милосердном самарянине – любовь среди безлюбия

Проповедь протоиерея Всеволода Шпиллера на евангельскую притчу о милосердном самарянине, произнесенная 24 ноября 1974 года.

Как часто, братья и сёстры, люди, хорошо образованные для своего времени, знавшие и религиозный закон — их Евангелие называет законниками, подходили к Господу Иисусу Христу с вопросами, на которые они и не хотели иметь ответа для себя. Это были лукаво-искушающие вопросы. Законники хотели спорить со Христом, хотели оспаривать Его учение. И совершенно так же, как теперь, так и тогда, почти 2000 лет тому назад, вопросы относились к самому главному в учении Христа: что такое любовь.

Именно такой случай изображает и сегодняшнее евангельское чтение. Один законник подошёл к Спасителю и спрашивает Его: «Что я должен сделать для того, чтобы унаследовать жизнь вечную?» На это Христос заставляет ответить его самого. «Ты сам ответь: что говорит об этом закон? Как читаешь?» Законник это знает и отвечает Христу: «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем своим, всею душою, всем разумом, и ближнего своего, как самого себя». Господь Иисус Христос отвечает: «Ну вот, так именно и поступай».

Всё учение Христа, всё Евангельское благовестие, в сущности, сводится к учению о любви, братья и сёстры — о любви к Богу и к людям, о значении любви и о том, какой любовь у людей должна быть.

«Бог есть любовь». Не думайте, что любовь есть свойство Божие. Бог есть любовь. Это сама природа Божественная, это Её сущность. Люди носят в себе образ Божий. В сущности своей человек есть любовь, потому что он есть образ Божий. Это не только свойство души нашей, это наше онтологическое, сущностное начало; эссенциальная сущность человека — любовь. Но люди такой любви в себе не признают и того, что требует делать такая любовь, не хотят делать. Как это так, «жить одной любовью? Как? Что это значит?» И законник спрашивает Христа именно потому, что такой любви он и не признаёт: «А кто такой ближний, которого я должен любить?» Это значит, братья и сёстры, что законник спрашивает и говорит: «Нельзя же всех любить, нельзя каждого любить! Любить, сказано, ближнего надо, а кто такой ближний? Ближний — моя жена, моя невеста, мой товарищ по работе, мой единоплеменник, для русского — русский, для француза — француз, близкий мне человек по вере. Но не каждый же может быть ближним моим», — спрашивает законник у Иисуса Христа. «Что это за учение о любви, которое Ты проповедуешь?» И Господь Иисус Христос отвечает ему той притчей о милосердном самарянине, которую мы слышали в сегодняшнем евангельском чтении.

Протоиерей Всеволод Шпиллер

На пути из Иерусалима в Иерихон на одного человека, идущего из Иерусалима, то есть на иудея, нападают разбойники, грабят его и бросают полуживым на дороге. И этот совершенно беспомощный, брошенный человек ожидает какой-либо помощи извне, так как сам он уже ничего делать не может. Вот он видит, что идёт человек, и притом — священник! Иудей… и священник. Свой человек, ближний. Но этот священник видит так пострадавшего от разбойников, и совершенно справедливо предполагает, что и на него могут напасть. Он боязливо озирается и проходит мимо этого пострадавшего соплеменника, иудея, той же веры, которую исповедовал сам. Так этот священник сошёл с пути, идущего из Иерусалима, с пути своего человеческого долга.

Вскоре появляется второй путник. И он оказывается левитом, говорит Христос, то есть человеком, который готовится стать священником, хорошо знает закон, знает и заповедь: «Возлюби Бога и ближнего своего, как самого себя». Но и он не помогает своему ближнему, так страдающему, и уходит.

Появляется третий путник на этой дороге, самарянин, из презренной для иудеев Самарии, с которой они не общались, потому что самаряне были люди совершенно другой веры — в Бога верили не так, как иудеи. Воду пить в самарянских колодцах, когда проходили через Самарию, иудеям запрещалось! И вот, вы слышали в сегодняшнем евангельском чтении, что сделал этот самарянин. И вы знаете, как Спаситель, кончая притчу, сказал: «Вот, и ты иди и делай так же, как самарянин». Люди, живущие во всех обществах и во все времена, были разделены страшными перегородками! Между людьми столько средостений, братья и сёстры! Национальные, племенные, расовые, классовые, культурного неравенства, какие угодно различия существуют, которые так отделяют одних людей от других, что считать друг друга ближним богатый бедного не может; человек одной нации не может считать ближним человека другой нации… И есть ли какая-то любовь между людьми среди этого безлюбия? Если какая-то любовь ещё и существует, то очень маленькая, совсем не та, которую оставил закон Божий людям, которую проповедовал Господь Иисус Христос. Всеобъемлющая, универсальная любовь, которая должна распространяться на всех, быть выше всех средостений! Именно такую любовь проповедовал Христос, и именно эту любовь люди не хотели принимать и не принимали тогда так же, как и теперь.

Очень часто наша любовь умеет ненавидеть: «Я так люблю свою среду, скажем, что не люблю другую, я так люблю свой народ, что ненавижу другие, я так …» и так далее. Это ведь факт! Это — не та любовь, которую проповедует Христос! А та, которую Он проповедует — это раскрытие сущности человеческой, раскрытие сути души человеческой. Она всегда — радость, она всегда полна глубочайшего смысла. Так человек исполняет свою миссию на земле, свое призвание человеческое, своё достоинство — именно в любви, и только в любви! Поэтому только в любви — настоящая радость, только любовь — счастье, всегда, одно счастье, одна радость! Столько в ней света, столько в ней тепла, столько в ней смысла! Она должна быть такой, какой любил самарянин из сегодняшнего евангельского чтения — милосердной.

Братья и сёстры! Сказал Христос законнику и каждому из нас: «Смотри, что сделал самарянин, иди и твори так же». Иоанн Богослов в первом соборном послании объясняет, почему это так хорошо. «Бог, — говорит евангелист Иоанн в четвертой главе, — есть любовь. И кто пребывает в любви, тот пребывает в Боге, и Бог в нём». Аминь.

Источник: http://www.pravmir.ru/

Ссылка по теме:

Просмотрено (40) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

ВОСКРЕСЕНИЕ ХРИСТОВО


Пасха Господня – Торжество новой вечной жизни, Праздник и нашего воскресения, подлинный смысл нашей веры. Пасхальный период особой радости у православных христиан не заканчивается с окончанием празднования Пасхи и Светлой недели, а продолжается 40 дней, вплоть до праздника Вознесения.

Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном


В исцелении расслабленного, человека, который был болен в течение тридцати восьми лет, нам показано, как велика сила и любовь Господня, которая воистину побеждает всякое зло, всякий грех и дает радость там, где безысходная скорбь... далее

Скоро праздник

13 мая - Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского

Святитель Игнатий Брянчанинов - богослов, ученый и проповедник. Несмотря на сословную принадлежность дворянству, принял монашеский постриг. Пробыв послушником в нескольких монастырях, стал настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Санкт-Петербургом. Написал несколько сочинений о христианской жизни, примененное к требованиям современности: «Аскетические опыты», «Аскетическая проповедь», «Приношение современному монашеству», «Отечник». В его писаниях ясно раскрывается сущность правильного духовного пути, а также разъясняются те тонкости духовного делания, которые могут быть неверно истолкованы при чтении древних аскетических трактатов... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

10 мая — Неделя 4-я по Пасхе, о расслабленном далее »

13 мая — Свт. Игнатия Брянчанинова, еп. Кавказского далее »

14 мая — Преполовение Пятидесятницы далее » Блгв. Тамары, царицы Грузинской далее » Иконы Божией Матери «Нечаянная Радость» далее »

15 мая — Перенесение мощей блгвв. кнн. Бориса и Глеба далее »

16 мая — Прп. Феодосия, игумена Киево-Печерского далее »