Введение – история о тех, кто умеет любить
Почему православные, посещая Святую Землю, так редко стремятся побыть у Стены Плача? А ведь это руины того самого Храма, который был свидетелем многих событий священной истории – в том числе здесь произошло Введение. О том, что значил для людей Храм в те далекие времена, и что нового о нас самих говорит сегодняшний праздник, – размышляет протоиерей Игорь Гагарин.
Каждый раз, оказываясь на Святой Земле, я обязательно стараюсь побывать у Стены Плача. Но не всякая православная экскурсия предполагает посещение этого места. И у некоторых православных экскурсоводов моя просьба заехать туда вызывает недоумение: «Зачем? Ведь это не наша святыня!»
Порой и некоторые участники экскурсионной группы говорят то же: «Евреи – понятно! А нам что там делать?» И не всегда просто бывает объяснить, что очень, очень многие еврейские святыни – и наши святыни, что Бог Авраама, Исаака и Иакова – это наш Бог, и то новое, что открыл нам Сын Божий, не обесценивает старое, а делает его глубже и понятнее, отвечает на те вопросы, ответов на которые до прихода Христа люди не знали.
И тогда, до Боговоплощения, не было на земле более святого места, чем Храм Божий, единственный в мире подлинный храм, где молились истинному Богу. Западная Стена – единственное, что сохранилось от этого Храма.
Для иудеев это – главная святыня. Для нас, конечно, не главная, но все же святыня. Здесь, в этом Храме, произошло Сретение. Здесь двенадцатилетний отрок Иисус беседовал со старцами и книжниками. Отсюда изгонял Он торговцев и меняльщиков.
И если бы в эти дни, когда мы празднуем Введение во Храм Пресвятой Богородицы, мне довелось бы оказаться в Иерусалиме, я, конечно, обязательно пришел бы к тем камням, которые были свидетелями события, вспоминаемого нами сейчас.
Не сразу может быть понятно, почему это событие стало так торжественно праздноваться Церковью. Ведь о нем ничего не говорится в Евангелии.
Только Церковное Предание хранит память о том, как трехлетнюю девочку Марию родители привели в Иерусалимский Храм, чтобы отныне она жила и воспитывалась под его кровом, о том, как встретил девочку первосвященник Захария и ввел Ее, по наитию Свыше, во Святая Святых.
Событие настолько невероятное, что многие считают его невозможным. А Православная Церковь не только помнит об этом, но считает одним из величайших событий истории спасения человечества от рабства греху и смерти.
Давным-давно, за много столетий до этого, великий предок Девы Марии, прославленный царь Давид писал так: «Одного просил я у Господа, того только ищу, чтобы пребывать мне в доме Господнем во все дни жизни моей, созерцать красоту Господню и посещать храм Его» (Пс. 26. ст. 4).
А ведь слова эти произнесены человеком, который получил в своей жизни все возможные блага. И вот все это: и богатство, и слава, и победы на войне, и женская любовь, и власть над страной, и прочее – всё это для Давида ничто по сравнению со счастьем «пребывать… в доме Господнем, посещать храм Его».
Вся наша жизнь – череда встреч. Встречи и с людьми, природой, книгой, искусством и пр. питают и формируют нашу душу. Каждая встреча что-то созидает, как-то украшает нас или же, напротив – разрушает и опустошает.
Но есть Встреча Встреч и есть место, специально созданное для такой Встречи. И хотя далеко не только в храме можем мы встретиться с Богом, и хотя Бог пребывает везде и всюду, и вся Вселенная мала, чтобы быть Его домом, тем не менее храм – место, построенное СПЕЦИАЛЬНО для этой встречи, это дом, созданный для молитвы и только для молитвы.
Неслучайно так разгневался Господь, когда увидел торгующих в храме. «Дом Мой домом молитвы наречется …а вы сделали его вертепом разбойников» (Мк. 11. 17), – обличал Он торговцев, изгоняя их из церкви.
Многие века Храм в Иерусалиме, как мы уже сказали, был главным местом встречи человека с Тем, Кого призван человек возлюбить «всем сердцем…». Но ведь когда два существа любят друг друга, стремятся друг к другу, то им мало встретиться, мало приблизиться, мало просто общаться – им необходимо совершенно соединиться друг с другом, стать единым целым.
«Предел любви – да двое единым станут», – писали Святые Отцы. Так происходит в одном из самых прекрасных проявлений человеческой любви – супружестве. И к этому же стремятся в своей любви человек и Бог.
И пусть никого не смущает такая аллегория, пусть не кажется она кому-то дерзкой. Само Священное Писание пользуется ею, чтобы изобразить характер любви между человеком и Богом. Перечитайте Песнь Песней, и вы убедитесь в этом.
Итак, лучшие люди ветхозаветных времен видели цель, смысл и счастье жизни в том, чтобы встретиться с Богом и быть как можно ближе к Нему.
«Как лань желает к потокам воды, так желает душа моя к Тебе, Боже! Жаждет душа моя к Богу крепкому, живому: когда приду и явлюсь пред лице Божие!» (Пс. 41:2,3).
И неосознанно искал человек большего – полного соединения с Божеством. Конечно, повторю, стремление это было неосознанным. Осознать такое было бы слишком дерзновенным. Кто я – и кто Бог!
О том, что такое соединение возможно, помыслить себе человек не мог, но сердце искало такого соединения подобно младенцу, который ищет грудь матери. Потому что этого соединения желал Сам Бог. Но… встречи были возможны, а вот соединения не происходило.
Почему? Бог, повторим, всегда любил человека неизмеримо больше, чем самый любящий человек Бога. Бог всегда стремился к человеку, искал с ним встречи сильнее, чем человек. Бог всегда хотел соединиться с человеком гораздо теснее и пламеннее, чем человек мог даже помыслить. Почему же этого не происходило?
Слава Богу – это произошло! В личности Иисуса Христа навеки соединились Бог и Человек. И это соединение произошло в утробе Пресвятой Девы Марии. А не происходило раньше потому, что не родилась на земле та, которая была бы так чиста, светла и прекрасна, чтобы быть достойной вместить Невместимого и родить Того, Кто, будучи Сыном Человеческим, будет одновременно и Сыном Божиим.
Когда трехлетнюю Марию вводили в храм, еще никто не понимал, что Ей Самой предстоит стать Храмом в гораздо большей степени, чем то здание, куда она входила.
В Ней, Деве Марии, Бог и Человек стали Единым Целым. И теперь каждый человек может, в свою очередь, стать единым целым с Богом.
На церковно-богословском языке это называется ОБОЖЕНИЕМ. В обожении Православная Церковь видит цель и смысл человеческой жизни. Введение – праздник, напоминающий нам об этом призвании. И каждое наше вхождение в храм только тогда достигает цели, когда и нас делает храмами Божиими.
Протоиерей Игорь Гагарин
Источник: http://www.pravmir.ru/
Ссылка по теме:
Просмотрено (91) раз