Выбрать страницу

Нужно ли прикладываться ко всем иконам в храме?

Многие из тех, кто только начинает ходить в православный храм, истово прикладываются ко всем иконам, притом по нескольку раз – в начале службы, в конце, а иногда и в средине, если перед каким-то святым образом служился акафист. И новички задаются вопросом: а как они должны поступать? Действительно ли необходимо прикладываться ко всем иконам в храме или только к иконе, находящейся на центральном аналое (специальной подставке, стоящей в центре храма, на которую обычно кладут праздничную икону)? Может, только к иконам любимых святых?

Нет никаких специальных типиконных постановлений, наподобие: «како подобает целовати вси образа во храме сущие». Все зависит от желания человека, его веры, культуры, народных традиций или же национальных особенностей.

Во-первых, необходимо осмыслить, для чего иконы находятся в храме, какую они играют роль.

Иконы, как священные образы (не путать с идолами, изображения которых были запрещены законом Божиим как мнимых, или ложных божков-кумиров), были и в ветхозаветной скинии, и в храме (Исх. 25:18–22; 26:1; 26:31; 3 Цар. 6:23–35). Только во времена до Рождества Христова небожителями являлись Ангелы (за исключением пророков Еноха и Илии), а после победы Христа над дьяволом и смертью на Небо взошло множество душ святых. Поэтому в новозаветных храмах изображаются не только Ангелы, но и духи Христовых праведников: «…вы приступили к горе Сиону и ко граду Бога живого, к небесному Иерусалиму и тьмам Ангелов, к торжествующему собору и церкви первенцев, написанных на небесах, и к Судии всех Богу, и к духам праведников, достигших совершенства, и к Ходатаю нового завета Иисусу, и к Крови кропления, говорящей лучше, нежели Авелева…» (Евр. 12:22–24). Ведь цель храма, как ветхозаветного, так и новозаветного, – отстранить человека от земного и ввести его в присутствие Бога, сущего на Небесах. Ведь все, что человек ощущает всеми своими пятью чувствами в храме, является необыденным, т. е. святым (áгиос по-гречески и кадóш по-еврейски – это святой, отделенный, особенный, необыденный, посвященный чему-то или кому-то). Все, что есть в храме, свято и направлено на то, чтобы человек отошел от грешного мира и присоединился к Небу. В храме все свято, все для Бога, все для освящения человека. Для слуха – святые песнопения и молитвы (на необыденном языке); для обоняния – священные благовония; для глаз – иконы, священнослужители (в особых одеяниях); для осязания – иконы, елей, святыни; для вкуса – Святые Дары (в Таинстве Причастия Тела и Крови Господних). Каждое наше чувство, по нашей вере, соприкасаясь со святынями, освящается, а по совокупности чувств освящается весь человек. Порой даже люди без всякого духовного опыта, входя в православный храм, ощущают в нем присутствие великой Тайны, которую мы, верующие, называем присутствием Бога.

Что значит приложиться к иконе? Мы посредством иконы словно приветствуем того, кто на ней изображен, испрашиваем его ходатайства о нас пред Богом, просим благословения. Если же на иконе много святых (например, месяцесловные иконы), то, прикладываясь к ним, мы можем молиться: «Вси святии, молите Бога обо мне».

А к каким и к скольким иконам прикладываться – это выбор каждого христианина. Необходимо помнить, что в определенное время к иконам не нужно прикладываться: во время чтения шестопсалмия, дабы не нарушить благоговейность особого момента, когда воспоминается всеобщий Страшный суд; во время чтения Священного Писания или проповеди, чтобы не мешать другим; сразу после Причастия (до того, как вы запьете), чтобы священные капли Крови с ваших губ не остались на иконе.

Архимандрит Хризостом (Грищенко),
насельник Архангело-Михайловского Зверинецкого монастыря
Православная Жизнь

Ко всем иконам храма прикладываться не обязательно, а лишь к храмовой или праздничной иконе (в центре храма на аналое) и наиболее почитаемым в храме иконам, и то если обстановка позволяет это сделать (т. е. если этим вы не помешаете другим молящимся в храме при большом количестве людей (праздничные богослужения). Перед тем как поцеловать икону, нужно сделать два поклона, перекрестившись перед каждым, а поцеловав, снова перекреститься и поклониться. Точно так же прикладываются к святым мощам и Евангелию.

Поклонение перед храмом, распятием, иконами и святыми мощами носит характер ПОЧИТАТЕЛЬНОГО поклонения – поклонения в знак уважения и почтения, воздания чести. «Честь, воздаваемая образу (распятого Христа, иконам), переходит к первообразному, и покланяющийся иконе (распятию) поклоняется существу, изображенного на ней» (Догмат об иконопочитании Трехсот шестидесяти семи святых отцов Седьмого Вселенского Собора Церкви Христовой, 787 год).

Прикладываться к иконам стоит с особым чувством трепета и благоговения, понимая, что это не просто портрет святого или его иконописное подобие, а великая христианская святыня, дарованная человеку для духовного утешения.

Глубоко верующие прикладываются к иконе губами, тем самым выражая любовь и уважение к тому, кто на иконе изображен. Касание иконы лбом буквально означает «обнимаю». Каждый выбирает свой способ, близкий ему. Прикладывание к иконе — это чествование, которое воздается верующими иконе, возводится к лицу, на ней изображенному и мысленное прикосновение к этому лицу.

На иконе Спасителя целуйте только ноги, или край одежды (при поясном изображении — руку), на иконе Божией Матери и на иконах всех святых – руки. Если вы прикладываетесь к иконе Нерукотворного образа Спасителя — край плата, на котором очерчен лик. Подходя к иконе Усекновения главы святого Иоанна Крестителя, целуйте изображение волос. Если на иконе изображено несколько святых, прикладывайтесь к ручке одного из них только один раз.

Не целуйте сами лики Христа, Божией Матери и святых, изображенные на иконе. Это неэтично и неблагоговейно.

Просмотрено (1281) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

10 ноября - Прп. Иова, игумена Почаевского

Игумен Иов (в миру Иван Иванович Железо, в схиме Иоанн; ок. 1551, Коломыя — 28 октября 1651, Почаев) — почаевский преподобный. Он был свидетелем Брестской унии 1596 года и последовавшего за ней неудержимого наступления католичества, а также все возраставшего влияния протестантизма. Будучи игуменом монастыря и пользуясь огромным духовным авторитетом, преподобный Иов использовал все свои возможности для борьбы с инославными и еретическими влияниями на народное сознание для укрепления Православия... далее

Вмц. Параскевы, нареченной Пятница

Одной из славных исповедниц Христовых была святая великомученица Параскева. Своим мученическим подвигом она свидетельствовала о Кресте Господнем, на котором Христос принес Себя в жертву. Даже само ее имя - Параскева - стало живым напоминанием о пятнице - дне искупительных страданий Спасителя... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

8 ноября — Вмч. Димитрия Солунского далее »

10 ноября — Прп. Иова, игумена Почаевского далее » Мц. Параскевы, нареченной Пятница далее »

14 ноября — Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии далее »

14 ноября — Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Асийских и матери их прп. Феодотии далее »