Выбрать страницу

День Святого Валентина: Библейский ответ влюбленным

Традиция празднования Дня святого Валентина или, как его еще называют, Дня всех влюбленных пришла в Россию в начале 90-х годов. За 25 лет этот праздник уже глубоко укоренился в нашей стране, особенно в молодежной среде. Атрибутика праздника и его наполнение совершенно не соотносятся с тем образом жизни, который демонстрировал святой Валентин. Само понимание любви изменилось до неузнаваемости – ее стали использовать для оправдания порока, для манипулирования общественным сознание…

Для православной молодежи встает вопрос: как относиться к «валентинкам»? Можно ли поздравлять друг друга с этим праздником? Разобраться с этими вопросами помог преподаватель Сретенской семинарии протоиерей Олег Стеняев.

о. Олег Стеняев

– Отец Олег, уже много написано разоблачающих статей о Дне святого Валентина. И тем не менее популярность Дня всех влюбленных все возрастает. На ваш взгляд, что хорошего и что плохого в этом празднике?

– Я думаю, что если люди дарят друг другу «валентинки» – ничего плохого в этом нет. Но мы должны помнить, что живем в своем «православном поле», у нас есть свой календарь и свой день памяти мученика Валентина. И в русской церковной традиции мы не придерживаемся «нового стиля».

У нас есть своя традиция – как отмечать память того или иного святого. Речь идет не просто о Валентине, а о святом Валентине. И в Библии сказано: «Поминайте наставников ваших, которые проповедовали вам слово Божие, и, взирая на кончину их жизни, подражайте вере их» (Евр. 13:7). Я не думаю, что святой Валентин вел такой образ жизни, какой проявляют многие люди в День святого Валентина – святые люди были прежде всего воздержанными.

Но с другой стороны, надо понять, что День святого Валентина – это часть молодежной культуры, а теперь уже и традиции. И наша задача – придать новый импульс этому празднику. Почему бы, например, не сделать «валентинку» с изображением святого Валентина, поместить в ней краткое житие этого угодника Божия или тропарь / кондак и рассылать? Я думаю, что таким образом мы можем придать другой вектор этому событию и помочь православным людям лучше сориентироваться. Естественно они на распутье, не знают, как им реагировать на День святого Валентина: с одной стороны, это не наш календарь, а с другой, если тебя поздравляют, как ты должен себя вести – отмалчиваться или протестовать? И православный христианин или православная христианка, которым присылают «валентинку», могут в ответ прислать иконку святого Валентина, кусочек из его жития, чтобы нам наполнять этот день каким-то своим смыслом, своим содержанием. Это очень важно.

– День всех влюбленных празднуется во всем мире, это целая индустрия. При этом понятие любви зачастую совершенно извращено. Более того, любовью прикрываются пороки. Что такое любовь?

– В Библии слово «любовь» означает выстраивание таких отношений с объектом любви, которые соответствуют Божиим заповедям. А Божии заповеди делятся на две скрижали – заповеди первой скрижали регулируют наши взаимоотношения с Богом, а вторая скрижаль регулирует взаимоотношения человека с человеком. Если отношения с ближним мы выстраиваем так, что они противоречат Божиему закону, то это уже не любовь. Любой грех суицидален, несет в себе семена саморазрушения личности. И тот, кто потворствует греху и называет это любовью, на самом деле враждебен по отношению к тому, к кому он проявляет чувства в таком искаженном формате. Поэтому для христиан это слово имеет конкретный смысл, и вы правы: если на улице остановить 10 человек и задать им вопрос – что они понимают под словом «любовь», то мы получим 10 разных ответов, включая самые экзотические.

А в нашем понимании любовь есть совокупность совершенств, как сказано в Библии (Кол. 3:14). То есть гармонизация отношений с Богом (мы берем заповеди, которые регулируют взаимоотношения между человеком и Богом) и гармонизация отношений между людьми (мы берем заповеди, которые регулируют взаимоотношения между человеком и человеком). Поэтому любовь раскрывается в той мере, насколько мы, выстраивая отношения с кем-либо, следуем букве закона Божия.

Иаков и Рахиль у колодца. Из иллюстраций Ветхого завета (Юлиус Шнорр фон Карольсфельд)

– В контексте библейского понимания любви, какое отношение у молодежи должно быть к празднику влюбленных и тому пониманию любви, которое он с собой несет?

– Здесь надо понять такую ситуацию. Если мы находимся на чужой площадке, то есть, когда окружение не наше… А, собственно говоря, христиане уже почти 2000 лет существуют в чужом окружении, как Христос говорил: «посылаю вас, как овец среди волков» (Мф. 10:16). То мы должны учитывать контекст, в котором существуем. И мы должны предавать формам мирским, то есть мирскому пониманию праздника какое-то свое звучание, другой смысл обнаруживать во всем этом. И я думаю, что если на сайте семинарии это повод для дискуссии – это уже очень важно. Кто-то наберет в поисковой системе «День святого Валентина» и попадет на сайт и услышит альтернативную точку зрения. Альтернативную той, которая массовая. То есть массовое представление мы преодолеваем нашей библейской и святоотечески выверенной позицией.

– Расскажите, а какое различие между чувством любви и влюбленности?

– Мне, может быть, трудно говорить о таких вещах (улыбается), я себя чувствую уже человеком другого поколения. Если говорить о теперешнем поколении молодых людей, то я немного себя чувствую «инопланетянином» среди них, потому что эти люди – они не читают книг, они живут в каком-то своем виртуальном пространстве, они даже не смотрят фильмы. Сейчас статистику проводили – в Америке, в Европе – оказывается, современный молодой человек не может полчаса смотреть фильм, не отвлекаясь на смартфон или на что-то еще. То, как сейчас молодежь воспринимает информацию, и то, как мы ее усваивали в свое время – это совершенно разные вещи, разные уровни восприятия и понимания. Информация для современного молодого человека – клиповая, урывочная.

Но в то же время мы знаем, что влюбленность присутствует в жизни людей. Из Библии мы знаем, что патриарх Иаков влюбился в Рахиль. Возникло теплое чувство, и он стал добиваться, чтобы эта влюбленность оформилась в то, что называется «любовью в семье» – семейные отношения.

Я думаю, очень важно контролировать себя на каждой стадии отношений с девушкой. И девушка должна контролировать себя на каждой стадии ее отношений с юношей. То есть о чистоте объекта любви человек должен заботиться больше, чем он уделяет внимание себе самому, потому что любовь предполагает перенос – когда мы воспринимаем объект любви как самого себя. В этом высокое назначение брака.

Венчание. Карташов А.

Входя в отношения с некой половой инаковостью, например, мужчина знакомится с представительницей женского пола, осуществляется принцип соборности, единения в браке. И семейная жизнь –очень важна, потому что когда человек женится, он разрушает эгоизм личности, замкнутой саму на себя. Человек – личность, эгоистически замкнутая. И когда проявляется дух влюбленности, человек вступает в брак и оформляет эти отношения, он дробит эгоизм личности, замкнутой саму на себя, на двоих. Когда появляется ребенок, человек вынужден дробить эгоизм личности, замкнутой саму на себя, уже на троих.

У нас второй ребенок, третий, четвертый, пятый… И чем больше семья, тем больше дробится эгоизм личности, замкнутой саму на себя. И великое назначение брака – преодоление этого эгоизма. Поэтому и Бог сказал «не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2:18). Это правило, которое работает в каждой ситуации. И надо стремиться ориентировать молодых людей, и юношей и девушек, на создание нормальной семьи, нормальных отношений, которые помогут им во многом преодолеть эгоизм собственной замкнутой на себе личности.

Протоиерей Олег Стеняев
Беседовал Валентин Фролов
«Сретенская духовная семинария»

Просмотрено (123) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Рождественский пост

28 ноября - 6 января

Рождественский пост предваряет собою праздник Рождества Христова за 40 дней и называется также Филипповым постом, потому что начинается после 27 ноября — дня памяти апостола Филиппа. Рождественский пост установлен для того, чтобы мы ко дню Рождества Христова очистили себя покаянием, молитвою и постом, чтобы с чистым сердцем, душой и телом могли благоговейно встретить явившегося в мир Сына Божия... далее Подать записку на Рождественский пост, поминовение о здравии и об упокоении на Литургии на ближайшие богослужения поста... подробнее

Скоро праздник

2 декабря - Пророка Авдия

Пророк Авдий - один из 12-ти малых пророков. Жил приблизительно в IX веке до Р.Х.. Написал самую маленькую по объему среди книг Ветхого Завета книгу пророчеств, в которой провозвестил суд над всеми народами и обетование о спасении Израиля... далее

Свт. Филарета, митр. Московского

Святитель Филарет (в миру Василий Михайлович Дроздов) — митрополит Московский и Коломенский, действительный член Императорской Российской академии; почётный член Императорской Академии наук и впоследствии академик по Отделению русского языка и словесности. Крупнейший русский православный богослов XIX века. Митрополит Филарет заслуженно считался одним из самых образованных иерархов Русской Православной Церкви. Соединив в себе качества церковного иерарха и ученого богослова, государственного мужа и подвижника благочестия, проповедника и поэта, он был одним из тех людей, которые избраны Самим Богом к миссии высшего духовного водительства. Помимо блестящих способностей, он обладал дивным даром красноречия - потом его называли Русским Златоустом и сравнивали с ним только слог Карамзина... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

2 декабря — Прор. Авдия далее » Свт. Филарета, митр. Московского далее »

4 декабряВведение во Храм Пресвятой Богородицы далее »

6 декабря — блгв. вел. кн. Александра Невского далее » свт. Митрофана, еп. Воронежского далее »

7 декабря — вмц. Екатерины далее »

9 декабря — Прп. Стилиана Пафлагонского далее »