Слово в Неделю о Закхее: искра нелицемерного желания исправиться
В нынешнем Евангелии (Лк. 19:1-10), как вы слышали, читалось про Закхея-мытаря, как Господь Иисус Христос посетил его и как это посещение изменило, исправило его жизнь.
Мытарями назывались люди, которые собирали подати. Часто допускали они злоупотребления при сборе податей, обижали людей, брали с них лишнее, и потому были у всех в презрении как грешники. Таков был и Закхей.
Но Господь не возгнушался его грехами, не возгнушался им самим.
Он обещает посетить его, прийти к нему домой. Радостью исполнилось сердце Закхея, принял он Господа в дому своем, и это посещение произвело на него такое впечатление, что весь он изменился. Он в сердце своем сделался иным, не таким, каким был, и обещал Господу исправление жизни. «Господи, – говорит он, – я возвращу не только всё чужое, мне не принадлежащее, взятое по неправде, но и из собственного моего имения буду раздавать милостыню» (ср. Лк. 19:8). Вот какая перемена произошла в Закхее.
Почему это так? Почему этот человек, который обижал людей, вдруг сделался милостивым и щедрым, вдруг весь изменился? Потому, возлюбленные братья и сестры, что возненавидел свой грех. Увидел у себя Христа – Чистого, Святого, Безгрешного. И в сравнении с Ним увидел свою греховность, свою нечистоту, свое нравственное падение. Увидел он это, и в сердце его зажглась искра нелицемерного желания исправиться. На это я обращаю особенное ваше внимание.
К нам, духовникам, приходят больные душою люди. Приходят вроде бы каяться в своих грехах, но потом выясняется, что искренней решимости расстаться с каким-либо любимым своим грехом у них нет. Это нежелание оставить грех, эта тайная любовь ко греху и делает то, что не получается у человека искреннего покаяния и потому не получается и исцеления души. Каким человек был до исповеди, таким продолжает оставаться и после нее. Но так быть не должно!
Надобно, подобно Закхею, искренно возненавидеть свой грех, пожелать всей душою своей исправиться и возлюбить Закон Божий.
Внимательно читая или слушая священные псалмы и вникая в смысл чудных слов псаломских, много назидания можем мы получить. Между прочим, в одном псалме читаем такие слова: «Законы Бога его в сердце его и не запнутся стопы его» (Пс. 36:31). Глубокий смысл и прекрасное назидание заключаются в этих словах. Когда человек, так сказать, положит Закон Божий, святые заповеди Божии в сердце своем, когда полюбит их, тогда он возненавидит грех, будет удерживать себя от всякого греха и возгорится желанием жизни о Господе. При всяком деле, при всяком занятии, даже самом обыкновенном, житейском, будет такой человек проверять свои поступки, свои намерения Законом Божиим. Закон Божий постоянно должен быть начертан в уме и сердце человека: всё несогласное с Законом этим следует немедленно отвергать, согласное – принимать.
Вот встречается на жизненном пути человека или в мыслях его и желаниях какой-либо грех, какое-либо злое дело. Если в сердце его на первом месте Закон Божий, то совесть сразу говорит: «Этого дела сделать мне не позволяет мой Господь, как попущу себе я это, как дозволю, когда это противно Его святым заповедям?» И не совершает человек греха. И если так везде и всегда противится он всякому греху, то не запинаются стопы его, не спотыкается он с правильной дороги, не блуждает по распутьям греховной жизни.
«Законы Бога его в сердце его и не запнутся стопы его».
Но враг рода человеческого не дремлет, ему хочется запутать человека, сбить его с дороги. Он борет человека всевозможными способами и средствами, возбуждает мысленную брань, то есть борьбу с грехом в мыслях с целью ввергнуть в грех делом. Тяжелая это борьба! Доводит она иногда человека до уныния и расслабления, даже до согласия на грех. И вот, хотя даже не осуществленное согласие на грех уже погрешительно пред Богом и в этом нужно каяться, но если всё же удержался человек, не впал в грех самим делом, то, значит, не запнулись стопы его, не споткнулся он. Но стоит лишь человеку выпустить веления Закона Божия из памяти и из чувства сердца своего, как грех прельщает его и он падает, запинаются стопы его, он сбивается с дороги, греша уже не мысленно только, но и делом.
Поэтому и нужно нам, возлюбленные братья и сестры, всегда иметь Закон Божий в сердце нашем. Тогда в мысленной нашей борьбе с грехом мы всё более и более будем ненавидеть грех и любить добродетель. Постепенно любовь к Богу и добродетели, при искреннем покаянии во грехах, будет возрастать, сердце всё более и более будет стремиться к Богу, духовная красота Закона Божия более и более будет пленять наши души.
И наконец, может прийти человек в то чудное и вожделенное состояние, находясь в коем, сможет он восклицать так, как восклицал Апостол: «Кто нас разлучит от любви Божией?» (а любовь к Богу, прежде всего, выражается соблюдением заповедей Божиих). «Ни скорбь, ни гонение, ни теснота, ни высота, ни глубина, ни что иное!» (ср. Рим. 8:35-38), – как читалось в нынешнем апостольском чтении. Вот к чему в конце концов приводит истинное покаяние!
Поэтому я усердно прошу вас всех, братья и сестры, постараться возненавидеть свои грехи, приносить в них искреннее покаяние, возжелать искренно исправиться, как сего возжелал Закхей, только тогда покаяние наше будет иметь благие плоды. Любовь к Богу и Закону Его святому утвердится в сердцах наших, и мы будем идти верным путем ко спасению душ наших. Аминь.
Преподобный Никон Оптинский (Беляев)
Из книги «На Господа возвергаю надежду!»
Аудио предоставлено порталом «Предание.ру»
Фото на заставке. Фрагмент: Обращение Закхея. Иллюстрация к Библии. Художник Клавдий Васильевич Лебедев (1852-1916) / онлайн-читать.рф
Просмотрено (176) раз