Выбрать страницу

Почему христианину нельзя заниматься сводничеством?

Неужели знакомить людей для создания семьи это плохо? Разбирался Ярослав Хижняк, кандидат богословия.

Многие люди задаются вопросом, почему в 1918 г. Поместный Собор Российской Православной Церкви в «Определении о поводах к расторжению брачного союза, освященного Церковью» признал в качестве таковых, кроме прелюбодеяния и вступления одной из сторон в новый брак, также сводничество [3, с. 105]. Неужели знакомить людей для создания семьи это плохо?

Отвечая на этот вопрос, необходимо дать определение термина «сводничество» и объяснить, почему к нему наблюдается негативное отношение.

Дело в том, что сводничество – это содействие непотребству или блуду в тесном смысле, то есть добровольному любодеянию. Оно выделяется из общего понятия соучастия и наказывается как самостоятельное преступление. По своей юридической конструкции, сводничество это посягательство на общественную нравственность, преследуемое в видах предупреждения разврата. С внутренней стороны, действие должно быть умышленным, с внешней – может заключаться в самых разнообразных действиях положительного характера: в предоставлении средств, в устранении препятствий, в склонении к непотребству уговорами, обещаниями и т. п. [2, с. 189].

Стоит отметить, что, согласно римскому праву, муж, пожелавший взять к себе разведенную с ним жену-прелюбодейку, подлежал обвинению в сводничестве [7, с. 281–282].

Святые отцы VI Вселенского собора среди прочих грехов указывают и на сводничество. О сводниках отцы 86-м правилом постановили следующее: «Тех, которые на пагубу души собирают и содержат блудниц, если суть клирики, определяем отлучать и извергать; если же миряне, отлучать» [5].

В Российской империи сводничество считалось преступлением и наказывалось на государственном уровне. Уложение о наказаниях в первых двух изданиях (1845 и 1857 гг.) различало два вида сводничества: простое и квалифицированное. Первое включало случаи содействия непотребству со стороны лица, не состоящего в особых личных отношениях к сводничаемым, и наказывалось денежным взысканием, а при превращении в ремесло – лишением свободы. В последующей редакции Уложения сводничество особо не предусматривалось и наказывалось на основании ст. 44 Устава о наказаниях, налагаемых мирским судом, предусматривающей «неисполнение распоряжений правительства, относящихся к предупреждению непотребства и пресечению вредных от него последствий» (арест до 1 месяца или штраф до 100 руб.). Ко второму виду сводничества относятся сводничество родителями – детей, независимо от пола и возраста (ст. 998 Уложения), мужем – жены (ст. 999), малолетних и несовершеннолетних – опекунами, учителями или другими лицами, имеющими за ними надзор (ст. 1000). Во всех этих случаях выносили приговор к ссылке или отправляли в исправительные арестантские отделения [2, с. 189].

Как отмечает священник Константин Пархоменко, «к сожалению, распространено такое явление, когда женщины и мужчины знакомят друзей, коллег с лицом противоположного пола “для встреч”. Вот это грех. Так же, как и предоставлять квартиру для встреч подобного рода не состоящим в браке знакомым, которым негде уединиться для близости. А познакомить одинокого коллегу с достойной целомудренной женщиной на предмет общения, может быть, создания семьи – это хорошее дело» [4].

По словам еп. Никодима (Милоша), сводничество «запрещено было и мирянам, которые, и по греко-римским законам, подлежали наказанию; тем более это занятие должно быть запрещено священнослужителям, которые, если в этом будут уличены, подвергаются, строжайшим церковным наказаниям, не только лишению сана, но и отлучению так же, как и за симонию» [1]. А познакомить людей для общения с перспективой создания семьи – не грех.

Хижняк Ярослав, кандидат богословия
Православная Жизнь


Литература:
1. Еп. Никодим (Милош). Правила Святой Православной Церкви с толкованиями // Эл. ресурс: http://www.holytrinitymission.org/books/russian/canons_vselen_soborov_nikodim_milosh.htm#_Toc68915217 (дата обращения 27. 10. 15.).
2. Кузмин-Караваев В. Д., проф. Сводничество // Энциклопедический словарь. СПб: Типография Акц. Общ. «Издательское дело», Брокгауз-Ефрон, 1900. С. 189.
3. Основы социальной концепции Русской православной церкви. М.: Издательство Московской Патриархии, 2000. 158 с.
4. Пархоменко К., свящ. Сводничество // Эл. ресурс: http://azbyka.ru/forum/threads/svodnichestvo.2812/ (дата обращения 27. 10. 15.).
5. Правила святого Вселенского Шестого собора, Константинопольского. [Электронный ресурс]. URL: http://heretics.wapper.ru/library/docs/sobor/sobor6.htm (дата обращения 27. 10. 15.).
6. Цыпин В., прот. Церковное право. М.: «Сретенский монастырь», 2012. 864 с.

Просмотрено (720) раз

Заказать требы
Братья и сестры, вы можете на сайте Свято-Воскресенского храма (старого) г. Вичуга подать записки о здравии и об упокоении, заказать требы из предложенного вам списка... подробнее

Оставить ответ

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Объявления

Положение о XXIV областном фестивале детского творчества «Рождественский подарок» 2024 - 2025 г.г. Подробнее

Огласительные беседыОгласительные беседы перед  принятием Таинства Крещения проходят в Духовно-просветительском центре Воскресенского (старого) прихода: суббота в 18-00 ч... Подробнее

Скоро праздник

26 ноября - Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, родился в Антиохии (современная Сирия) около 347 года, в семье военачальника. Иоанн Златоуст – вселенский учитель православной церкви, один из трех ее «великих святителей», озаривших мир светом истинного христианского учения... далее

Рубрики

Архивы

Церковные праздники

26 ноября — Свт. Иоанна Златоустого, архиеп. Константинопольского далее »

27 ноября — Апостола Филиппа далее » Свт. Григория Паламы, архиеп. Фессалонитского далее » Заговенье на Рождественский (Филиппов) пост

28 ноябряНачало Рождественского поста далее »

29 декабря — Прор. Аггея далее »

30 декабря — Прор. Даниила и трех отроков: Анании, Азарии и Мисаила далее »